$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЛЯ ИНСТРУМЕНТА©

11.06.2013

В последние дни мая на согласование в Минэкономики поступил разработанный Нацбанком проект указа «О некоторых вопросах правового регулирования деятельности форекс-компаний и внесении дополнений в указы Президента Республики Беларусь от 13.06.2001 г. № 320 и от 16.10.2009 г. № 510». За 2 недели до этого Госдума РФ отложила на июнь первое чтение законопроекта № 249583-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части правового регулирования дилерской деятельности на внебиржевом рынке Форекс)». Этот проект и сопроводительные документы к нему, размещенные в свободном доступе, весьма интересны как с точки зрения причин, из-за которых власти РФ взялись за регулирование данной сферы деятельности, так и путей решения этой задачи.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что «розничный рынок Форекс не имеет репутации транспарентного и предсказуемого финансового института». Однако Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) и Роспотребназдор не могут полноценно отреагировать на регулярно поступающие обращения от клиентов компаний из-за отсутствия соответствующих законодательных актов. Между тем, по оценкам ФСФР, в работу на Форексе в России вовлечено более 1 млн. человек — больше, чем частных инвесторов на фондовом рынке (на ММВБ числится всего 800 тыс. клиентов). При этом чтобы стать участником рынка Форекс, практически не требуется специальных знаний, нет никаких формальностей, основные принципы участия в сделках доводятся до непрофессиональных участников — физических лиц на семинарах и курсах. В то же время в РФ есть сформировавшийся сегмент профессиональных форекс-трейдеров. В финансово-экономическом обосновании к законопроекту указано, что, по экспертным оценкам, в РФ активно работает порядка 15–20 форекс-компаний, из которых 5 — исключительно через Интернет. В случае законодательного закрепления прозрачного механизма госрегулирования ожидается полноценный выход этих компаний на российский рынок. Есть также более 100 мелких операторов, которые после принятия закона, скорее всего, исчезнут. С другой стороны, учитывая высокие темпы развития механизмов «представляющих брокеров» и франчайзинга, лицензии получат порядка 20–50 компаний, а затем — до нескольких сотен.

ПО МНЕНИЮ российских законодателей, ввод деятельности на рынке Форекс в правовое поле возможен только путем включения положений об основах ее регулирования в Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон № 39-ФЗ), поскольку сделки на разницу, при которых клиенты финансовых компаний совершают операции с расчетными (без фактической поставки) внебиржевыми валютными контрактами в расчете на благоприятное изменение валютных курсов, следует рассматривать как производный финансовый инструмент, базисным активом которого является котировка валютной пары. Совершение операций с такими инструментами по поручению и за счет других лиц является брокерской, а за собственный счет — дилерской деятельностью. Первая в РФ подлежит лицензированию, а вторая — нет (в Беларуси лицензируется и то, и другое).

В Законе № 39-ФЗ предлагается дать определения международного и внебиржевого рынка Форекс, а также дополнить его статьей 41 «Дилерская деятельность на внебиржевом рынке Форекс», где дается определение такой деятельности, устанавливаются требования к ее лицензированию, а нормативное регулирование предлагается передать ФСФР. Также даны определения сделки на внебиржевом рынке Форекс, котировок валютных пар, устанавливается обязанность форекс-дилера разработать правила совершения операций, в т.ч. порядок определения цены сделки, срока ее исполнения, условий котирования и другие, нарушение которых станет основанием для оспаривания сделок в суде (сегодня это невозможно из-за отсутствия их квалификации). Это позволит сторонам получить право на судебную защиту.

Наряду с государственным, регулирование дилерской деятельности на Форексе, согласно законопроекту, прелагается осуществлять саморегулируемой организацией (СРО) — единым общероссийским профессиональным объединением, членство в котором должно стать обязательным для форекс-дилеров. Последних планируется обязать размещать правила совершения операций на своих сайтах и сайте СРО в Интернете. Публичным стандартом СРО должны быть утверждены примерные условия договоров, заключаемых форекс-дилерами с клиентами, порядок внесения гарантийного обеспечения, проведения расчетов, состав отчетности перед клиентом и порядка ее предоставления. Предполагается, что вступительный взнос в такую СРО составит 1 млн. RUB, ежемесячные членские взносы — 350 тыс. Кроме того, по 2 млн. потребуется внести в компенсационный фонд.

Российские законодатели осознают, что задача введения правил и норм регулирования Форекса не будет полностью решена без эффективного механизма налогообложения, стимулирующего операции на территории РФ и обеспечивающие их прозрачность. Однако ни о каких льготах речь не идет. Напротив, в случае принятия законопроекта сделки, совершаемые на Форексе, классифицированные как операции с финансовыми инструментами срочных сделок, будут подпадать под налогообложение налогом на прибыль в соответствии со ст.ст. 301–310 Налогового кодекса РФ и налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) по ст. 2141 НК РФ. Планируется лишь узаконить сальдирование прибылей и убытков по таким сделкам.

По мнению авторов проекта, его принятие, установление контроля и надзора приведет к увеличению объемов налоговых доходов в бюджет РФ вследствие перевода операций участников рынка Форекс из-за рубежа в Россию, а также к увеличению совокупного объема взимаемых штрафов за совершаемые нарушения. В финансово-экономическом обосновании к законопроекту подсчитано, что прибыль форекс-компаний составляет в настоящее время порядка 114–217 млн. USD. Таким образом, при переводе всех их операций в российскую юрисдикцию дополнительные налоговые поступления в бюджет РФ в течение последующих 3 лет составят порядка 23–43 млн. USD, причем 15–30% этой суммы — уже в первый год после вступления в силу законопроекта. Некоторый доход казне принесут неналоговые платежи (пошлины за лицензии для каждой организации составят 1300 RUB). Кроме того, увеличатся поступления налога с физических лиц.

По оценкам экспертов, в России порядка 60 тысяч клиентов форекс-компаний имеют ежегодно положительное сальдо по итогам года (т.е. менее одного из 17 участников рынка), а получаемый ими средний доход составляет в год около 1800 USD. Авторы законопроекта надеются, что обложив эти суммы налогами, удастся пополнить бюджет РФ примерно на 14 млн. USD в год, а с развитием рынка и переходом клиентов в российскую юрисдикцию — еще больше. Заметим, что если доход от сделок на Форексе будет получен россиянами за рубежом, им придется уплатить налог на родине в порядке, установленном российским законодательством и соглашениями об устранении двойного налогообложения. Интересно, что ни о каких вариантах притока в страну инвестиций в связи с легализацией Форекса в обосновании и записке не упоминается. Видимо, оценить их российским экспертам оказалось не по силам.

В пояснительной записке подчеркивается, что российский законопроект разработан с использованием мирового опыта, и предлагаемая модель правового закрепления статуса участников рынка Форекс корреспондирует с уже имеющимися способами, применяемыми за рубежом. Так, в США регулирование инструментов рынка Форекс находится в компетенции госоргана — Комиссии по торговле товарными фьючерсами (CFTC). CFTC контролирует участников рынка и защищает профессионально неподготовленных инвесторов от манипуляций и недопустимых маркетинговых приемов, обеспечивая выполнение финансовых обязательств компаниями — провайдерами услуг. Основополагающие правила комиссии — Инструкции CFTC (CFTC regulations) — находятся в главе 17 Свода федеральных нормативных актов (CFR). Отдельными правилами (ч. 171) регламентируется деятельность Национальной фьючерсной ассоциации (NFA) — межотраслевой саморегулируемой организации для инструментов финансового рынка США, включая инструменты Форекса. NFA развивает правила, программы и процедуры, которые сохраняют целостность и эффективность рынков, защищают инвесторов и помогают их участникам исполнять свои обязанности перед регулятором в лице CFTC. В Евросоюзе эти вопросы регулируются Директивой по финансовым инструментам и рынкам (MiFID), введенной в 2007 г.

Однако опора на мировой опыт не помогла решить всех проблем. Депутаты Госдумы сочли чрезмерным двойное регулирование деятельности профессиональных участников Форекса путем одновременного лицензирования и обязательного членства в СРО. К тому же на роль такого регулятора уже претендуют два конкурента: Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), требующая распространить на форекс-компании общие требования к дилерской и брокерской деятельности, и Центр регулирования внебиржевых финансовых инструментов и технологий (ЦРФИН). Кстати, на сайте ЦРФИН уже опубликованы его стандарты, касающиеся финансовых требований и достаточности капитала, этических норм, правил раскрытия информации, рекламы и массовых коммуникаций, составления отчетности и хранения данных, обеспечения ответственности перед клиентами, третейского разрешения споров. Однако неясно, поможет ли это устранить главное замечание правительства РФ по законопроекту: отсутствие обязанности четкой и прозрачной фиксации времени и стоимости сделки и определения механизма ценообразования валютных пар.

Последствия этих пробелов описала 29 мая газета «КоммерсантЪ», рассказав о признании одной из российских форекс-компаний в том, что широко применяемая программа MetaTrader способна исполнять клиентские заявки на покупку или продажу с задержкой, за время которой цена актива может измениться. Это позволяет компании играть против клиента, убытки которого становятся прибылью брокера. Правда, крупные форекс-компании уверяют, что к таким приемам прибегают только мелкие и нечестные фирмы («кухни»), но наличие в программе возможности задерживать открытие и закрытие рыночных ордеров, исполнение и установку отложенных ордеров не отрицают. А правовое регулирование для того и создается, чтобы в принципе исключить или хотя бы минимизировать возможность подобных махинаций.

Поэтому как российским, так и белорусским законодателям предстоит решить нелегкую задачу. С одной стороны, избыток регулирования способен сделать невыгодной работу на любом рынке, а недостаток — открыть дорогу для злоупотреблений и обмана множества людей, мечтающих о быстром и легком заработке. К тому же ст. 2 Соглашения о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала от 9.12.2010 г. обязывает наши страны организовать обмен информацией между уполномоченными органами по вопросам регулирования рынка ценных бумаг и иных финансовых инструментов, а также гармонизировать законодательство в области регулирования деятельности профучастников рынка ценных бумаг. Тем не менее каждый из участников ЕЭП старается создать в национальном законодательстве наиболее благоприятные условия, чтобы перетянуть к себе побольше инвесторов или, хотя бы, игроков…

Леонид ФРИДКИН