Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Банки и расчеты
29.12.2005 17 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

РЕЦЕПТЫ ПРОЦВЕТАНИЯ

Основные направления и механизмы устойчивого развития нашей страны до 2010 г. нацелены на ускорение экономического роста. Признав, что Беларусь в 3-5 раз отстает от развитых стран Евросоюза по производству ВВП на душу населения, уровню и качеству жизни, развитию ВЭД, производству инвестиционных товаров, объему оказываемых услуг, оплате труда, показателям материало- и энергоемкости производства, производительности труда, правительство поставило цель приблизиться к европейским странам по всем этим параметрам...
Основные направления и механизмы устойчивого развития нашей страны до 2010 г. нацелены на ускорение экономического роста. Признав, что Беларусь в 3-5 раз отстает от развитых стран Евросоюза по производству ВВП на душу населения, уровню и качеству жизни, развитию ВЭД, производству инвестиционных товаров, объему оказываемых услуг, оплате труда, показателям материало- и энергоемкости производства, производительности труда, правительство поставило цель приблизиться к европейским странам по всем этим параметрам.

Отметив, что важнейшей тенденцией мирового развития становится построение постиндустриального информационного общества, основу которого составляют отрасли и производства V-VI технологических укладов, базирующиеся на использовании новых знаний и информаций, современных видов услуг (телекоммуникационные, информационные, маркетинговые, правовые, банковские, депозитные, страховые, консалтинговые и др.), разработчики программы развития страны советуют поднажать на использование таких конкурентных преимуществ, как развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры, относительно высокий научно-технический потенциал, многоотраслевой промышленный комплекс, мощная строительная база; высокий образовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров.

При этом главная идея развития в ближайшем пятилетии сформулирована как повышение уровня конкурентоспособности на основе модернизации экономики, а выбранный девиз:  "человек-инновации-благосостояние".

Обсуждение и анализ предложенных стране Основных направлений социально-экономического развития в 2006-2010 гг. - первый и необходимый этап их реализации. Публикуемые сегодня комментарии направлены на оценку перспектив денежно-кредитной и промышленной политики.

******************************************************
Рублю предписано очень крепкое здоровье

Среднесрочная программа социально-экономического развития и определение основных подходов к ее реализации, конечно же, необходимы. Но ни в коем случае ее нельзя превращать в жесткий план действий, поскольку макроэкономическая ситуация в стране и тенденции развития мировой экономики в этот период могут серьезно трансформироваться. Особенно это касается таких "тонких" сфер, как денежная и финансовая политика. Поэтому лучше всего ее формулировать как прогноз, и не более того.

Стратегия денежно-кредитной политики на 2006-2010 гг., обозначенная в Основных направлениях, содержит весьма серьезный подход: "усилится ориентация на реальное укрепление национальной валюты, что позволит постоянно повышать ее покупательную способность и реальную стоимость национального богатства. Долгосрочная стратегия укрепления реального курса белорусского рубля будет способствовать увеличению средней заработной платы в стране в долларовом эквиваленте, а также стимулировать процесс трансформации валютных сбережений населения и хозяйствующих субъектов (включая наличную валюту, которая хранится вне банковской системы) в рублевые вклады и их вовлечение в хозяйственный оборот". Из этого можно сделать несколько выводов.

Незыблемость принципов

Во-первых, в ближайшее пятилетие денежные власти планируют сохранить нынешнюю политику в области установления обменного курса белорусского рубля, т.е. фактически его жесткую фиксацию по отношению к доллару с возможными небольшими колебаниями в сторону повышения курса рубля. Соответственно, обменный курс по отношению к российскому рублю и евро будет устанавливаться исходя из динамики курса доллара на российском и европейском рынках. В принципе, такая политика в сфере курсообразования национальных валют не является чем-то необычным. Япония, например, использовала жесткую фиксацию  иены к доллару в течение почти 30 лет и отменила ее только после 1982 г., когда взяла курс на дерегулирование внутреннего валютного рынка. В определенной степени фиксация обменного курса позволила ей поднять разрушенную национальную экономику, дав в руки надежный денежный инструмент для расчетов. Аналогичные приемы использовали в период проведения активных рыночных реформ 90-х гг. наши ближайшие соседи Польша и Литва.

Во-вторых, учитывая определенную девальвацию доллара на мировых финансовых рынках, примерно 2-3-процентную ежегодную инфляцию в стране - эмитенте иностранной валюты, к которой привязывается национальная валюта, а также значительно более высокий уровень внутренней инфляции, можно действительно говорить о реальном укреплении белорусского рубля по отношению к валютам стран - основных торговых партнеров Беларуси (России и стран еврозоны). Как следствие, это действительно повысит стоимость национального богатства в долларовом эквиваленте. С другой стороны, в этом случае совершенно не соответствует действительности тезис о повышении покупательной способности белорусского рубля, поскольку на внутреннем товарном рынке он определяется не обменным курсом, а уровнем инфляции. При плановой ежегодной инфляции между 10 и 5% (в 2010 г.) каждый белорусский рубль "похудеет" именно на эту величину. Зато действительно возрастет его покупательная способность на внешних рынках, где он не применяется напрямую, а только через конвертацию в твердые деньги.

При таком раскладе могут выиграть только белорусы, выезжающие за рубеж, а также импортеры товаров и услуг в Беларусь.

Неразделенный оптимизм

В-третьих, чрезмерно оптимистичным представляется убеждение авторов этой стратегии в том, что реальное укрепление рубля к основным иностранным валютам подвигнет белорусских граждан к конвертации долларов в рубли и размещению последних в форме рублевых вкладов в банковскую систему страны. Значительный прирост срочных рублевых сбережений в последние годы в основном был предопределен сверхвысокими процентными ставками по рублевым депозитам и общим ростом рублевых доходов населения. При повышении обменного курса рубля доллары вообще будет невыгодно обменивать на рубли.

Поэтому денежно-кредитная стратегия, так как она сформулирована в Программе правительства на 2006-2010 гг., выглядит все же не самой оптимальной. Россия, например, при всем избытке нефтедолларов, поступающих в страну, так и не решилась пойти на укрепление своего рубля. Россияне предпочли более высокий уровень инфляции вследствие избытка рублевой денежной массы, возникающей при скупке Банком России избытка долларов, чтобы избежать торможения несырьевого экспорта и стимулирования потребительского импорта.

Где тот  источник?

Эта стратегия плохо согласуется также с планами, обязывающими банковскую систему страны довести свою ресурсную базу в 2010 г. до 62% к номинальному ВВП. Если исходить из намеченного прироста реального ВВП за пятилетие на 150-157% и примерно 43-45% инфляции за этот же период, то в 2010 г. номинальный ВВП достигнет величины не менее 142 трлн. руб. Соответственно, ресурсная база банков должна составить 88 трлн. руб. На конец 2005 г. она составит всего лишь около 30% к ВВП, или где-то 20 трлн. руб. Чтобы увеличить ее более чем в 4 раза за пять лет, нужен колоссальный приток денежных средств в банки. Не менее 25 млрд. USD. Из каких источников? Национальная экономика их не заработает, особенно если будет последовательно проводиться стратегия на укрепление рубля и отток валюты из страны. Население тоже не сможет накопить таких сбережений. Для иностранных инвесторов белорусская банковская система пока не привлекательна и, учитывая ее растущую государственную зарегулированность, вряд ли станет таковой в ближайшей перспективе.

Более реалистичным выглядит задание по наращиванию чистых иностранных резервов страны до 1,4 месячного импорта. По оценке, это около 2,8-3,0 млрд. USD. Правда, есть сомнение в целесообразности хранения таких денежных средств на счетах в зарубежных банках. Мировые валютные рынки в предстоящем пятилетии будут весьма нестабильными и не исключено серьезное обесценение основных иностранных валют. Особенно если продолжится рост мировых цен на основные виды ресурсов.

Валерий ДАШКЕВИЧ

*******************************************************
Стимулы и антистимулы структурной санации

Развитие промышленного комплекса страны в ближайшие пять лет видится правительству в русле структурной санации экономики, оздоровления государственного сектора на основе снижения доли убыточных производств, аккумулирования средств на первоочередное развитие "точек роста". По замыслу, наряду с усилением маркетинговой деятельности, межотраслевой кооперацией будут активизированы процессы санации, банкротства, перепрофилирования действующих неэффективных предприятий, создание новых, в т. ч. совместных и иностранных.

Особенность ситуации - в принятии адекватных рыночных решений в непростых, как всегда, условиях. Необходимо повысить потенциал отечественной экономики при одновременном устранении препятствий росту. "Потенциал минус препятствия" - таково современное понимание эффективности.

Полномасштабное исполнение принятых страной социальных гарантий и обязательств, в том числе по господдержке отдельных стратегически и социально значимых предприятий, имеющих нередко хронические проблемы с убыточностью и неплатежеспособностью, сдерживается рядом ограничителей. А именно: недостаточностью финансовых, материальных, технико-технологических, человеческих ресурсов, необходимых для модернизации и инновационного обновления предприятий и отраслей, их реструктуризации;  значительными запасами готовой продукции на складах (по оценке на 1.10.2005 г. - на 1 млрд. USD), в которых заморожены оборотные средства субъектов, испытывающих их острый недостаток;  все еще высокой долей убыточных и неплатежеспособных предприятий.

На недавнем заседании президиума правительства заместитель премьер-министра Андрей Кобяков отметил, что "результаты финансового оздоровления субъектов недостаточны. Достигнутое 30-процентное снижение убыточности пока не обернулось адекватным увеличением прибыльности. Сумма общего чистого убытка предприятий снизилась лишь на 12% - до 481 млрд. руб., при этом в промышленности остаются убыточными 28,5% от общего количества предприятий".

Тонкие настройки...

Стратегия "потенциал минус препятствия" требует очень тонких настроек, в том числе через развитие конкурентной рыночной среды и повышение конкурентоспособности. Для этого необходимо очищение экономического поля от нежизнеспособных агентов, улучшение условий для восстановления платежеспособности неэффективных, но жизнеспособных, стратегически и социально значимых предприятий, ликвидация условий, стимулирующих самовоспроизводство кризисных явлений в экономике субъектов. Важно создание новых рабочих мест, новых подотраслей (в том числе, сервисной) через накопление критической массы малого и среднего предпринимательства, развитие венчурного финансирования, стимулирующего создание start ap компаний, основанных на инновационных технологиях, и т.д.

Выполняя поручение Президента о снижении доли убыточных предприятий, правительство разработало механизмы внесудебного и судебного финансового оздоровления, в том числе путем легитимного вывода с рынков  нежизнеспособных должников без ухудшения социальной защищенности работников, населения, когда речь идет о  градо- и поселкообразующих предприятиях.

Курс на профилактику и поглощения

В рамках экономического курса, скорректированного на новые социально-экономические вызовы и реалии, утвержден Перечень работ по экономическому оздоровлению неплатежеспособных организаций с использованием инструментов законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве). В этом документе организация финансового оздоровления возлагается на комиссии по предупреждению экономической несостоятельности, органы госуправления и их руководителей, руководителей организаций, собственника имущества унитарного предприятия, кредиторов, хозяйственные суды, антикризисных управляющих и председателей ликвидационных комиссий.

Министерства и концерны, приняв к исполнению посыл правительства о том, что механизм присоединения убыточных предприятий к прибыльным эффективен в сложившихся обстоятельствах, начали реализовывать программу слияний и поглощений. Поскольку государственные технологии в этой области еще не отработаны, за исключением небольшого опыта в АПК, то о результатах судить пока рано. Однако опыт общемировой практики слияний и поглощений должен быть принят к сведению: во-первых, 60% всех слияний  не эффективны (некоторые авторы приводят цифру  92%); во-вторых, в процессе слияний создается возможность формирования благоприятной среды для недружественных захватов активов; в третьих, усиление госрегулирования и контроля, закономерное для переходных экономик, наряду с другими факторами является причиной существования теневого сектора.

Необходимость компромисса в этих условиях приводит к выводу: реструктуризация предприятий и отраслей при слияниях и поглощениях должна проходить в рамках специального законодательства, чтобы не допустить  криминальных схем увода активов и неправомерного передела собственности.

... плюс творческий менеджмент

Помимо этого, задача "оздоровления экономической структуры" требует творческого, инициативного подхода. Следовательно, инструменты госрегулирования должны стимулировать такой подход исполнителей к достижению результата  в короткие сроки и в соответствии с законодательством.

В связи с этим результативность отдельных норм проекта закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы РБ по вопросам ответственности за нарушение законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)", вполне обоснованно отклоненного недавно депутатами Палаты представителей, видится неоднозначно. Отдельные положения этого проекта способны выступить как антистимулы для проявления предпринимательской и служебной инициативы. Увеличенная согласно проекту жесткость наказания ограничивает право исполнителей  на ошибку при работе в условиях высокой неопределенности бизнес-процессов, неясности правовых отношений, множественности и высокой степени обновления правовых норм.

Наталия МЫЦКИХ
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений