Разборка с долгами: — облигации плюс доверительное управление
Проверенный в прошлом способ спасения неэффективных сельскохозпредприятий будет вновь применен в 2 регионах Беларуси. Указами Президента от 27.04.2017 № 135 и № 136 предложен ряд мер по финансовому оздоровлению и повышению эффективности агропромышленного комплекса Гомельской и Гродненской областей. По сути, речь идет о секьюритизации долгов местных сельхозпредприятий.
Схожие механизмы ранее были опробован в Витебской области в соответствии с Указом Президента от 25.08.2016 № 320 (см. «ЭГ» № 66 от 30.08.2016). Правда, теперь присоединять к промпредприятиям сельхозорганизации не будут. С их долгами перед банками и бюджетом придется разбираться немного иначе.
Так, гомельским местным властям предписано в течение месяца обеспечить передачу 67 сельхозорганизаций на 10 лет в управление 8 предприятиям, занимающимся переработкой мясо-молочной продукции (в т.ч. Жлобинскому, Гомельскому и Калинковичскому мясокомбинатам, «Милкавите» и Рогачевскому МКК). Таким образом, идея доверительного управления, о которой говорится в программе на пятилетку, уже воплощается в жизнь. При этом новоиспеченным управляющим рекомендовано принять на себя долги своих подопечных перед «Белагропромбанком», «Беларусбанком» и «Банком развития РБ» на сумму 201,6 млн. BYN (в т.ч. 137,5 млн. основного долга и 64,1 млн. процентов). Сельхозорганизациям предстоит вернуть своим управляющим данные средства без взимания процентов, штрафов, пеней до 1 марта 2027 г. Кроме того, всем участникам этой схемы предоставляется на 3 года беспроцентная рассрочка погашения образовавшейся на начало 2017 г. задолженности по штрафам и пеням за нарушение сроков и порядка уплаты налогов и отчислений в ФСЗН.
Управляющим компаниям дается право в течение 10 лет уменьшать налоговую базу налога на прибыль на суммы средств, направленных на материально-техническое снабжение управляемых сельхорганизаций, их модернизацию и безвозмездно переданное для этих целей имущество.
Кроме того, Гомельскому облисполкому поручается выпустить облигации на сумму задолженности управляющих и управляемых организаций по основному долгу и неуплаченным процентам по кредитам, ранее выданным «Белагропромбанком», «Беларусбанком», «Белвнешэкономбанком», «Белинвестбанком»: в долларах США под 7% на сумму, эквивалентную 392 млн. BYN, а также в белорусских рублях – на 230,1 млн. BYN. Эти облигации будут выкуплены банками-кредиторами, а на вырученные средства исполком приобретет у них активы по кредитам и соответствующие права – кредитора и залогодержателя. Таким образом, в дальнейшем управляющим организациям придется рассчитываться по этим долгам уже с областным бюджетом в течение 10 лет, а тому предстоит выплачивать проценты по облигациям банкам (частично из местных средств, а остальное – за счет республиканских субвенций). Впрочем, Указом № 135 предусмотрено и досрочное погашение облигаций (валютных – с июня т.г., а рублевых – с февраля 2022 г.), а также возможность их конвертации в рублевые облигации других выпусков и досрочный выкуп.
Гродненскому облисполкому Указом № 136 поручено выпустить рублевые и валютные облигации на сумму образовавшихся на 1 февраля т.г. у 9 организаций пищевой промышленности долгов перед «Белагропромбанком» и «Беларусбанком» по кредитам и процентам – всего 325,8 млн. BYN. Устанавливается процентный доход по этим облигациям в белорусских рублях – 2/3 ставки рефинансирования Нацбанка + 3 п.п., в российских рублях – 15% годовых, в долларах – 7%. За счет средств, полученных от размещения данных облигаций, исполкому также придется выкупить у банков эти долги, а затем в 2018–2024 гг. увеличивать долю Гродненской области в уставных фондах ОАО «Беллакт», «Молочная компания Новогрудские Дары», Дятловского сыродельного завода, Лидского молочно-консервного комбината, Щучинского маслосырзавода, Лидского, Ошмянского и Слонимского мясокомбинатов.
Условием оказания такой господдержки является достижение предприятиями по итогам года показателей по темпам роста производительности труда и рентабельности продаж.
Организациям, перечисленным в указах, предписано открыть в «Белагропромбанке» и (или) «Беларусбанке» специальные счета для аккумулирования денег для расчетов по долгам. Эти спецсчета защищены от ареста, взыскания по исполнительным и иным документам и других посягательств, кроме требований, соответствующих целевому назначению таких счетов.
Итак, мы стали свидетелями типичной «секьюритизации побелорусски» с долгами ряда предприятий еще в двух регионах страны. При этом роль специализированных компаний (SPV) возложена на облисполкомы, доля государства в уставных фондах нескольких ОАО еще больше возрастет, а значительная часть издержек, связанных с такой реструктуризацией кредитов АПК, в очередной раз ляжет на плечи налогоплательщиков.