$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Программа правительства одобрена

02.11.2018
Программа правительства одобрена
Фото: REUTERS

Палата представителей 31 октября одобрила Программу деятельности правительства Беларуси на 2018–2020 годы, представленную Совмином. 29 октября этот документ был рассмотрен во всех постоянных парламентских комиссиях.

В программе учтены либо усилены приоритетные для текущего состава правительства направления работы, своего рода 10 топ-задач, сообщил депутатам Сергей Румас. Это развитие бизнес-среды и создание ком­фортных условий ведения бизнеса, опережающее развитие сферы услуг, формирование IТ-страны и масштабная цифровизация всей экономики. Совмин планирует проводить эф­фективную бюджетно-финансовую и налоговую политику, обеспечить устойчиво низкий уровень инфляции, эффективное управление государственной собственностью. В чи­сле приоритетов названы также активизация внешнеэкономической деятельности, совершенствование инвестиционной политики, снижение межрегиональной диф­ференциации, обеспечение достойных условий жизни населения и оплаты труда.

О необходимости повышения эффективности госсектора премьер говорил и на встрече с депутатами Палаты представителей 5 октября. В этот раз он повторил, что требования к оказанию господдержки существенно повысятся. Ее смогут получать в индивидуальном порядке, причем в исключительных случаях и только по решению Президента.

Правительство хочет усовершенствовать управление стратегическими организациями, которых у нас 3,5 тысячи. Будут пересмотрены все аспекты: структура управления, владельческий надзор, стандарты корпоративного управления, выход на международные финансовые рынки. В качестве ключевого мероприятия названа разработка закона о госсекторе с новой идеологией. Отметим, что планом подготовки законопроектов на 2018 г. намечено создание концепции закона «О государственных организациях и хозяйственных обществах с участием государства». Похоже, речь идет именно об этом документе.

Следующая задача – разделение функций собственника и регулятора в управлении организациями с долей госсобственности. Будут пересмотрены подходы к работе института представителей государства. Так, на смену чиновникам придут профессиональные управляющие.

Планируется реформирование си­стемы оплаты труда работников бюд­жетной сферы, что позволит упростить структуру и механизм формирования заработной платы бюджетников и сделать ее более понятной. Она должна составлять не менее 80% от средней зарплаты по стране. У руководителей бюджетных организаций появится больше возможностей для стимулирования подчиненных, в т.ч. с учетом отраслевой специфики.

ВАЖНЫЙ приоритет – практическая реализация принципов, заложенных в Декрете от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства». Совмин считает необходимым обе­спечить бизнес реальной финансовой поддержкой для того, чтобы опережающими темпами росли инвестиции «частника», основанные на взвешенных инвестиционных решениях. Уже принята Стратегия развития предпринимательства, следующим шагом станет актуализация госпрограммы «Малое и среднее пред­принимательство»,  готовятся  анти­инфляционная программа, программа раз­вития конкуренции и т.д.

Совмин предлагает декриминализацию экономических рисков. Так, прорабатывается вопрос отмены уголовных преследований за нарушения налогового законодательства. Что же касается Указа от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», то название этого документа на заседании не прозвучало, премьер лишь отметил, что правительство собирается «изменить подходы к применению налоговых последствий по хозяйственным операциям, оформленным не имеющими юридической силы первичными учетными документами». Напомним, что и  предыдущее правительство, несмотря на все доводы представителей бизнес-союзов, соглашалось лишь подкорректировать Указ.

С 2019 года будет внедрен механизм оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов в сфере предпринимательства, чего настойчиво добивалось бизнес-сообщество. Созданию прозрачного, предсказуемого законодательства, исключающего  новые барьеры для развития бизнеса, и формированию привлекательной и стабильной для инвестора правовой среды будет содействовать новый закон об инвестициях, проект которого уже подготовлен.

В бюджетно-финансовой сфере основной акцент сделан на внедрении эффективной системы оценки фискальных рисков и принятии решений по их минимизации.

В работе находятся два очень важных для предпринимателей документа – проекты декрета Президента о лицензировании и указа об административных процедурах в отношении субъектов хозяйствования. Но их подготовка, как сообщил премьер, «проходит непросто».

– Мы возлагаем большие надежды на изменение институциональной среды и планируем создать единую систему с центрами поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах. Надеюсь, что уже во второй половине 2019 года они будут работать и станут «одним окном», куда смогут обратиться предприниматели по всем проблемам, которые тревожат малый и средний бизнес, – подчеркнул С. Румас.

Поставлена задача нарастить в 2020 г. присутствие малого и среднего бизнеса в экспорте товаров до 35%.

ПРАВИТЕЛЬСТВО озаботилось развитием регионов со сложной экономической ситуацией. О том, что такая проблема давно назрела, говорит массовое переселение граждан, проживающих в сельской местности и небольших городах, в Минск и област- ные центры. Эту тему затронул на расширенном заседании Постоянной комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту министр экономики Дмитрий Крутой.

Планируется, что будет выделено 33 района, где есть проблемы с занятостью, уровнем зарплаты, привлечением инвестиций. Возможно, такие регионы смогут получить специальные преференции и бюджетную самостоятельность (в части сохранения на местах основных видов налогов без сокращения дотаций из республиканского бюджета), облисполкомам запретят доводить им целевые показатели. Здесь могут опробовать упрощенные условия отчуждения неиспользуемого госимущества в обмен, допустим, на создание минимум двух рабочих мест. И даже – пятилетний мораторий на проверки для создаваемых малых и средних промышленных предприятий в этих районах.

Вместе с повышением конкурентоспособности отраслей традиционного сектора экономики будут развивать высокотехнологичный сектор. В числе потенциальных точек роста названы Китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень», Парк высоких технологий, СЭЗы.

Определены меры для диверсификации и поддержки экспорта. К 2020 г. доля услуг в валовом экспорте должна составить не менее 25%. К концу пятилетки планируется  обе­спечить равное распределение товарных экспортных поставок между рынками ЕАЭС, ЕС и стран дальней дуги.

Среди приоритетов программы правительства – строительство качественного и доступного жилья, повышение эффективности работ в строительной отрасли.

Основным результатом реализации программы должна стать конкурентоспособная экономика, позволяющая создать основу для достижения к концу 2025 года ВВП в размере не менее 100 млрд USD.

ВЫПОЛНЯТЬ поставленные задачи придется в непростых условиях. Большую тревогу вызывает рост нагрузки на бюджет по обслуживанию госдолга. По расчетам, в 2018 г. на эти цели понадобится 2,3 млрд руб., в 2019 г. – почти 3 млрд руб., т.е. каждый седьмой рубль из расходов бюджета.

В соответствии с поручением Президента к 2025 г. долговая нагрузка на бюджет государства должна быть снижена в два раза.

Сергей Румас отметил, что правительство привлекало ресурсы по связанным кредитным линиям преимущественно для реализации коммерческих проектов. Однако по разным причинам эти проекты оказались не столь успешными, как планировалось, и сегодня государству приходится  гасить долги за предприятия, хотя изначально такие расходы в бюджете не заложены. Поэтому в настоящий момент поставлена задача существенно усилить требования к реализации проектов, которые предусматривают гарантии правительства.

Автор публикации: Анна ФЕДОРОВА