Программа правительства одобрена
Палата представителей 31 октября одобрила Программу деятельности правительства Беларуси на 2018–2020 годы, представленную Совмином. 29 октября этот документ был рассмотрен во всех постоянных парламентских комиссиях.
В программе учтены либо усилены приоритетные для текущего состава правительства направления работы, своего рода 10 топ-задач, сообщил депутатам Сергей Румас. Это развитие бизнес-среды и создание комфортных условий ведения бизнеса, опережающее развитие сферы услуг, формирование IТ-страны и масштабная цифровизация всей экономики. Совмин планирует проводить эффективную бюджетно-финансовую и налоговую политику, обеспечить устойчиво низкий уровень инфляции, эффективное управление государственной собственностью. В числе приоритетов названы также активизация внешнеэкономической деятельности, совершенствование инвестиционной политики, снижение межрегиональной дифференциации, обеспечение достойных условий жизни населения и оплаты труда.
О необходимости повышения эффективности госсектора премьер говорил и на встрече с депутатами Палаты представителей 5 октября. В этот раз он повторил, что требования к оказанию господдержки существенно повысятся. Ее смогут получать в индивидуальном порядке, причем в исключительных случаях и только по решению Президента.
Правительство хочет усовершенствовать управление стратегическими организациями, которых у нас 3,5 тысячи. Будут пересмотрены все аспекты: структура управления, владельческий надзор, стандарты корпоративного управления, выход на международные финансовые рынки. В качестве ключевого мероприятия названа разработка закона о госсекторе с новой идеологией. Отметим, что планом подготовки законопроектов на 2018 г. намечено создание концепции закона «О государственных организациях и хозяйственных обществах с участием государства». Похоже, речь идет именно об этом документе.
Следующая задача – разделение функций собственника и регулятора в управлении организациями с долей госсобственности. Будут пересмотрены подходы к работе института представителей государства. Так, на смену чиновникам придут профессиональные управляющие.
Планируется реформирование системы оплаты труда работников бюджетной сферы, что позволит упростить структуру и механизм формирования заработной платы бюджетников и сделать ее более понятной. Она должна составлять не менее 80% от средней зарплаты по стране. У руководителей бюджетных организаций появится больше возможностей для стимулирования подчиненных, в т.ч. с учетом отраслевой специфики.
ВАЖНЫЙ приоритет – практическая реализация принципов, заложенных в Декрете от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства». Совмин считает необходимым обеспечить бизнес реальной финансовой поддержкой для того, чтобы опережающими темпами росли инвестиции «частника», основанные на взвешенных инвестиционных решениях. Уже принята Стратегия развития предпринимательства, следующим шагом станет актуализация госпрограммы «Малое и среднее предпринимательство», готовятся антиинфляционная программа, программа развития конкуренции и т.д.
Совмин предлагает декриминализацию экономических рисков. Так, прорабатывается вопрос отмены уголовных преследований за нарушения налогового законодательства. Что же касается Указа от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», то название этого документа на заседании не прозвучало, премьер лишь отметил, что правительство собирается «изменить подходы к применению налоговых последствий по хозяйственным операциям, оформленным не имеющими юридической силы первичными учетными документами». Напомним, что и предыдущее правительство, несмотря на все доводы представителей бизнес-союзов, соглашалось лишь подкорректировать Указ.
С 2019 года будет внедрен механизм оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов в сфере предпринимательства, чего настойчиво добивалось бизнес-сообщество. Созданию прозрачного, предсказуемого законодательства, исключающего новые барьеры для развития бизнеса, и формированию привлекательной и стабильной для инвестора правовой среды будет содействовать новый закон об инвестициях, проект которого уже подготовлен.
В бюджетно-финансовой сфере основной акцент сделан на внедрении эффективной системы оценки фискальных рисков и принятии решений по их минимизации.
В работе находятся два очень важных для предпринимателей документа – проекты декрета Президента о лицензировании и указа об административных процедурах в отношении субъектов хозяйствования. Но их подготовка, как сообщил премьер, «проходит непросто».
– Мы возлагаем большие надежды на изменение институциональной среды и планируем создать единую систему с центрами поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах. Надеюсь, что уже во второй половине 2019 года они будут работать и станут «одним окном», куда смогут обратиться предприниматели по всем проблемам, которые тревожат малый и средний бизнес, – подчеркнул С. Румас.
Поставлена задача нарастить в 2020 г. присутствие малого и среднего бизнеса в экспорте товаров до 35%.
ПРАВИТЕЛЬСТВО озаботилось развитием регионов со сложной экономической ситуацией. О том, что такая проблема давно назрела, говорит массовое переселение граждан, проживающих в сельской местности и небольших городах, в Минск и област- ные центры. Эту тему затронул на расширенном заседании Постоянной комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту министр экономики Дмитрий Крутой.
Планируется, что будет выделено 33 района, где есть проблемы с занятостью, уровнем зарплаты, привлечением инвестиций. Возможно, такие регионы смогут получить специальные преференции и бюджетную самостоятельность (в части сохранения на местах основных видов налогов без сокращения дотаций из республиканского бюджета), облисполкомам запретят доводить им целевые показатели. Здесь могут опробовать упрощенные условия отчуждения неиспользуемого госимущества в обмен, допустим, на создание минимум двух рабочих мест. И даже – пятилетний мораторий на проверки для создаваемых малых и средних промышленных предприятий в этих районах.
Вместе с повышением конкурентоспособности отраслей традиционного сектора экономики будут развивать высокотехнологичный сектор. В числе потенциальных точек роста названы Китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень», Парк высоких технологий, СЭЗы.
Определены меры для диверсификации и поддержки экспорта. К 2020 г. доля услуг в валовом экспорте должна составить не менее 25%. К концу пятилетки планируется обеспечить равное распределение товарных экспортных поставок между рынками ЕАЭС, ЕС и стран дальней дуги.
Среди приоритетов программы правительства – строительство качественного и доступного жилья, повышение эффективности работ в строительной отрасли.
Основным результатом реализации программы должна стать конкурентоспособная экономика, позволяющая создать основу для достижения к концу 2025 года ВВП в размере не менее 100 млрд USD.
ВЫПОЛНЯТЬ поставленные задачи придется в непростых условиях. Большую тревогу вызывает рост нагрузки на бюджет по обслуживанию госдолга. По расчетам, в 2018 г. на эти цели понадобится 2,3 млрд руб., в 2019 г. – почти 3 млрд руб., т.е. каждый седьмой рубль из расходов бюджета.
В соответствии с поручением Президента к 2025 г. долговая нагрузка на бюджет государства должна быть снижена в два раза.
Сергей Румас отметил, что правительство привлекало ресурсы по связанным кредитным линиям преимущественно для реализации коммерческих проектов. Однако по разным причинам эти проекты оказались не столь успешными, как планировалось, и сегодня государству приходится гасить долги за предприятия, хотя изначально такие расходы в бюджете не заложены. Поэтому в настоящий момент поставлена задача существенно усилить требования к реализации проектов, которые предусматривают гарантии правительства.