Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
02.12.2014 13 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЛОКАДА©

Отечественному АПК предстоит в сжатые сроки повысить свою конкурентоспособность как в рамках Таможенного союза, так и в других сегментах мирового рынка, сообщил на совместном заседании обеих палат Национального собрания заместитель премьер-министра Михаил Русый. Между тем белорусские экспортеры сталкиваются с рядом проблем из-за позиций российских властей.

конкурировать или съесть

Отечественному АПК предстоит в сжатые сроки повысить свою конкурентоспособность как в рамках Таможенного союза, так и в других сегментах мирового рынка, сообщил на совместном заседании обеих палат Национального собрания заместитель премьер-министра Михаил Русый. Между тем белорусские экспортеры сталкиваются с рядом проблем из-за позиций российских властей.

Будущее белорусского АПК полностью зависит от экспорта. Так, если за 6 лет объем производства сельхозпродукции увеличился на 18%, то вывоз продовольствия — более чем вдвое. Экспортируется 98% производимого сыра, 80% сухой молочной сыворотки, 72% говядины. При этом основной рынок сбыта — российский. К счастью, конкурировать на нем с товарами из Европы, Новой Зеландии, Австралии сегодня «помогает» эмбарго, введенное правительством РФ. Однако вступление России в ВТО, с одной стороны, усилило конкуренцию на российском рынке, а с другой — ограничило возможности применения господдержки и протекционистских мер, к которым привыкли наши аграрии. Взамен власти призывают их повышать эффективность, улучшать организацию производства, внедрять новые технологии.

Но все это легче сказать, чем сделать. В белорусском АПК наблюдается острая нехватка грамотных инициативных кадров. По оценкам, из-за бесхозяйственности, расхлябанности, несоблюдения технологий, отклонения от нормативов только в 2013 г. потери в отрасли составили около 14 трлн. Br.

Еще хуже обстоят дела с финансовым положением сельхозпредприятий. Хотя в АПК создается всего 7,4% валовой добавленной стоимости в республике, его долги составляют 17,1% общей кредиторской задолженности и 13,2% задолженности по кредитам и займам, а всего — более 92,7 трлн. Br, в т.ч. около 38 трлн. — долгосрочные инвестиционные кредиты со сроком погашения в 2025–2050 гг. В следующем году на погашение обязательств селу (с учетом лизинговых платежей) придется направить 14 трлн. Br, или 18% выручки. Между тем мода на списание долгов сельхозорганизациям прошла. Они могут надеяться лишь на реструктуризацию задолженности по кредитам. За 3 месяца такой возможностью воспользовались 510 организаций. Неплатежеспособным, хронически убыточным хозяйствам, которые составляют 30% от общего количества, предлагается реструктуризация и санация, а если и они не помогают — то банкротство. Как сообщил вице-премьер, уже разработан и проходит процедуру согласования проект нормативного правового акта, где регламентированы условия упрощенной процедуры прямой продажи неплатежеспособных организаций. Это, по мнению М.Русого, улучшит оперативность привлечения инвестиций.

В очередной раз декларируется необходимость перехода при оценке результатов работы сельхозпроизводителей от валовых показателей к экономическим. Теперь основным критерием предлагается сделать показатель прибыли в расчете на баллогектар кадастровой оценки сельхозугодий с корректировкой на объективные условия ее формирования (например, присоединение убыточного хозяйства).

Гроза с востока

Впрочем, гораздо больше, чем финансовые показатели, всех сегодня интересует, как разрешить конфликт, вызванный введением Россией 24–26 ноября ограничения на поставку мясо-молочной продукции ряда белорусских предприятий под предлогом ее несоответствия требованиям законодательства РФ и Таможенного союза. М.Русый уверен в высоком качестве наших товаров, а претензии Роспотребнадзора назвал надуманными и «одним из видов конкурентной борьбы». По его словам, обычно сразу же после запрета на ввоз назначается мониторинг, предприятие проверяется в течение 10 дней, а потом оказывается, что все нормально, претензии к качеству продукции не подтверждаются.

М.Русый заверил, что на наших предприятиях имеется строгая система контроля как поставляемого сырья и производственных процессов, так и готовой продукции со стороны санитарных и ветеринарных служб. Кроме того, качество отечественного продовольствия постоянно проверяется в независимых аккредитованных лабораториях РФ. Все белорусские методики и методологии соответствуют евростандартам, что недавно подтвердили эксперты из ЕС.

Более деликатным выглядит вопрос с транзитом через Беларусь товаров из третьих стран. Сейчас правительство прилагает все усилия, чтобы нормализовать обстановку. Предполагается, что 2 декабря белорусская и российская стороны подпишут документы, которые позволят «разрулить» ситуацию. В Минск приедут ветеринарные специалисты из России, ЕС, Международного эпизоотического бюро, Украины, Литвы, Латвии, Эстонии и Польши.

Уже проведены переговоры с главой Россельхознадзора Сергеем Данквертом, с министром сельского хозяйства РФ Николаем Федоровым, вице-премьером Аркадием Дворковичем. Принято решение оперативно создать три группы специалистов, которые «отработают методологию решения вопросов по транзиту, мониторингу и по тому, какое количество проб и в каком объеме необходимо предприятиям отбирать и направлять у нас в стране, а также в Россию».

Еда под прикрытием

Между тем российская сторона настроена весьма решительно. Г-н Данкверт в пятницу заявил, что транзит продукции, попавшей под продовольственное эмбарго, из Беларуси в Казахстан будет открыт только в случае достижения трехсторонней договоренности на уровне Таможенного союза. «Если идет груз через Россию, то мы должны знать, что он идет через нас, а получается, нас не ставят в известность», — объяснил он. С.Данкверт считает, что необходимо договориться об использовании информационной системы «Аргус», которая сейчас работает только в России и Беларуси, и пожаловался, что казахстанская сторона до сих пор не отреагировала на принятое Россельхознадзором решение об ограничении транзита белорусской продукции через РФ в Казахстан. В свою очередь, в Минсельхозе Казахстана заявляют, что местная ветеринарная служба готова к обсуждению проблемных вопросов с компетентными органами Беларуси и России в рамках принципов Таможенного союза. Как подчеркнули в министерстве, учет и анализ грузопотоков подконтрольной продукции осуществляется единой автоматизированной системой управления в АПК, которая интегрирована с российской информационной системой «Аргус». В этой связи заявления Россельхознадзора о том, что ветеринарная служба РК не использует все возможности «Аргуса», являются необоснованными, считают в Астане. Казахстанские чиновники заявляют, что претензии могут быть лишь к случаям незаконного перемещения контрабандных грузов недобросовестными предпринимателями, т.е. фактически к экономическим преступлениям, при которых грузы перемещаются без каких-либо сопровождающих документов. Минсельхоз Казахстана уверен, что все остальные легально оформленные грузы отражаются в системе ЕАСУ и в «Аргусе».

Тем временем С.Данкверт в интервью «РБК» заявил, что примерно 10% поставок мяса в Россию поступает контрабандой — через Петербург под видом товаров прикрытия либо через Беларусь. При этом глава Роспотребнадзора по сути обвинил белорусских коллег в нежелании «постоять вместе на границе» и содействовать в пресечении экспорта запрещенной продукции. «Из ЕС незаконно ввезено около 7,5 тыс. тонн мяса, которое затамаживалось в Европе либо на нейтральной полосе. 226 машин пришли с документами из Бразилии, — рассказал С.Данкверт. — Белорусские коллеги ни одну машину не вскрыли, иначе они увидели бы этикетки голландского и польского мяса. По странному стечению обстоятельств они не пригласили ни одного ветеринара и пропустили все 226 машин в Казахстан. А мы до сих пор не можем сказать, сколько машин в результате до него доехало». Кроме того, С.Данкверт отметил, что Беларусь отправляет в Россию продукцию, для производства которой закупает дешевое молоко в Польше, Литве и Латвии. Само по себе это не запрещено, но у Роспотребнадзора есть претензии к содержанию в такой продукции антибиотиков. Кроме того, российским властям известно, как популярны стали в Беларуси немаркированные ящики. «Мы попросили наших белорусских коллег с ними вместе постоять на границе, неделю-две, — рассказал С.Данкверт. — Нам отказали, ссылаясь на то, что у них специалисты очень подготовленные. Особенно, как оказалось, по мясу они подготовленные. И по овощам, видимо, тоже».

Глава Роспотребнадзора не взялся оценить объем реэкспорта на территории Таможенного союза. «Мы спрашиваем Беларусь и Казахстан, сколько они получили продукции из Европы, но они эти цифры считают сокровенными и принадлежащими только им, — пожаловался С.Данкверт. — Но уже сейчас мы можем сказать, что есть одна белорусская организация, которая активно импортирует и активно отправляет продукцию в Казахстан... Названия пока сказать не могу, но наши белорусские коллеги поймут».

Заметим, что «сокровенные цифры» имеются в свободном доступе на сайте Белстата, так что любой желающий может увидеть, что поставки, к примеру, молока и сливок из Польши в Беларусь по итогам 9 месяцев т.г. выросли в 186 раз, а из Литвы — с нуля до 8,2 тыс. т, а также множество других любопытных подробностей. Но дело в другом. Россия, вводя продуктовые санкции против европейского продовольствия, не согласовывала свои действия с партнерами по ТС. Беларусь и Казахстан не собираются прекращать сотрудничество с Западом и не хотят упускать возможность заработать в сложившейся ситуации, что делает не эффективным российское эмбарго. А потому Москве придется или закрыть на это глаза, или заставить союзников присоединиться к своей «континентальной блокаде», используя для этого все доступные средства, в т.ч. те, которые наши власти и предприниматели заслуженно считают неоправданными претензиями. Неудивительно, что белорусские депутаты пожелали выяснить, можно ли привлечь российскую сторону к ответственности за убытки, которые несут наши субъекты хозяйствования из-за действий Роспотребнадзора. К сожалению, перспективы подобных тяжб довольно туманны.

Между тем в сложившейся ситуации есть странные повороты. Из-за роста экспорта продовольствия в РФ скудеет ассортимент отечественных магазинов. Но, как рассказал член Совета Республики, руководитель агрокомбината «Снов» Николай Радоман, как только Россия стала ограничить поставки, белорусские торговые сети начали «выкручивать руки» производителям, требуя 10–20% скидки. Однако разбираться здесь субъектам хозяйствования придется самим. М.Русый отказался вмешиваться в этот конфликт, заявив, что отношения торговли и производителей должны регулироваться договорами, где следует прописать среднегодовые объемы, которые должны выполняться. Вице-премьер лишь посетовал, что даже если сети получают от производителей скидки, конечная цена для потребителя ниже не становится.

Анна МОРОЗ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений