Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
ВЭД
09.12.2019 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Продаем в РФ: как российские антимонопольные законы повлияют на ваши операции и выручку

Василий Маковкин. Фото: ey.com/ru

Что нужно иметь в виду белорусскому бизнесу для работы на российском продовольственном рынке, рассказал директор юридической практики международной консалтинговой компании Ernst & Young в России Василий Маковкин.

На панели международной конференции о развитии конкуренции, проводимой МАРТом, эксперт E&Y рассказал, как на ландшафт российского розничного продовольственного рынка влияет законодательство о торговле.

В России достаточно жесткое регулирование торговли продовольственными товарами, и в законе много «драконовских» мер для сетей и поставщиков, отмечает В. Маковкин.

За последние 10 лет законодатель пришел к жесткому ограничению премий, бонусов, платы за связанные с торговлей услуги, которые торговая сеть может оказать производителю (на сегодня они могут составлять не более 5% от стоимости приобретенного товара).

Законом ограничены сроки оплаты поставленного товара – вплоть до 8 рабочих дней за товар с маленьким сроком годности. Начиная с 2019 года полностью запрещены любые возвраты скоропортящегося товара производителю.

Но все это не очень помогает, признает эксперт:

«Если есть 100 поставщиков и три покупателя – уравновесить их рыночную силу очень сложно. И вода всегда дырочку найдет. Какие бы практики и запреты не применялись – поставщик хочет продать свой товар, торговая сеть хочет заработать – и выход будет найден».

Например, когда был ограничен размер бонусов, которые можно выплатить торговым сетям, они стали требовать вместо бонусов скидки, в том числе для проведения промоакций – распродаж с особыми ценами. Промоакции стали обыденными в каждой крупной сети и в итоге многие поставщики жалуются на то, что продать товар потребителю по обычной цене становится все сложнее.

Также сети стали жестче подходить к соблюдению договоров поставщиками и штрафовать за каждое нарушение. В результате штрафы достигают нескольких процентов от выручки производителей, которые жалуются на то, что договорные санкции стали еще одним способом для сети получать доход.

Наконец, чтобы сохранить свою маржу, сети покупают товар у крупного производителя и выходят в оптовый сегмент, перепродавая его мелким дистрибьютерам. Законом это не запрещено, но производитель страдает, так как сам он на перепродаже дистрибьютерам зарабатывает меньше.

Регулирование помогает только в плане сроков расчетов, убежден юрист, хотя опять же на мелкие сети поступают жалобы о несоблюдении установленных законом сроков оплаты.

Видя невозможность урегулировать все нюансы этого большого и сложного рынка законом, российские власти предложили бизнесу попробовать договориться самому, в рамках саморегулирования. С 2012 года принят Кодекс добросовестных практик, к которому присоединились все основные ассоциации производителей и торговых сетей, действует Комиссия по применению Кодекса, которая разрешает спорные вопросы между поставщиками и сетями во внесудебном порядке.

Кодекс не сразу стал полноценным механизмом регулирования отношений между участниками рынка, потому что «в 99% случаев поставщик не идет жаловаться на сеть, потому что ему еще с ней жить и договариваться». Но сейчас идет работа по его совершенствованию, и можно надеяться, что в будущем 100 поставщиков смогут уравновесить рыночную силу трех покупателей даже без вмешательства государства.

Аналитик обращает внимание белорусских предпринимателей, работающих в России, на то, что при ведении там бизнеса можно попасть под ограничения российского законодательства.

Так, если поставщик из РБ продает товар напрямую в российскую сеть, то антимонопольное законодательство РФ к такому международному договору не применяется. Однако нужно учитывать, что если белорусский производитель работает в России через российскую дочернюю компанию (торговый дом), то последний сегмент поставки и продажи, между торговым домом и российской сетью, попадает под российские законы.

Обо всех этих скрытых нюансах надо знать. Отслеживайте, потому что можете неочевидно для вас попасть под российское антимонопольное регулирование.

Использование материала запрещено без письменного разрешения редакции neg.by. Обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by