Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
10.07.2012 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Процедуры и гласность©

В Беларуси будет действовать единый порядок организации и проведения госзакупок, который в отличие от действующего не предполагает их отдельного регулирования в строительстве. Такой подход закреплен нормами законопроекта «О государственных за...

В Беларуси будет действовать единый порядок организации и проведения госзакупок, который в отличие от действующего не предполагает их отдельного регулирования в строительстве. Такой подход закреплен нормами законопроекта «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» ( далее — проект), принятого во втором чтении Палатой представителей и одобренного Советом Республики.

Координировать закупки за счет бюджета будет уполномоченный государственный орган, который определит Президент страны. Этому органу предстоит, в частности, разрабатывать рекомендации для заказчиков и участников, примерные формы документов по процедурам выбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Законопроект устанавливает 6 видов таких процедур: открытый и закрытый конкурсы, процедуры запроса ценовых предложений и закупки из одного источника, электронный аукцион и биржевые торги. Отметим, что здесь уже нет процедуры оформления конкурентного листа, наиболее популярной в практике нынешних госзакупок (в 2011 г. ее удельный вес в общем количестве процедур составил 46,5%). Однако из-за неконкурентного характера ее применение, по мнению экспертов, практически не способствует экономии бюджетных средств.

Столь же популярная неконкурентная процедура закупки из одного источника, которая согласно статистике применяется в каждом третьем случае, законопроектом заключена в более строгие правовые рамки. Установлено 48 случаев осуществления госзакупок с применением данной процедуры. В данный перечень включено, в частности, приобретение товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой потребности госзакупки которых составляет не более 300 базовых величин. По этой же процедуре будет приобретаться имущество, изъятое, арестованное, конфискованное или обращенное в доход государства иным способом, в т.ч. имущество, на которое обращено взыскание в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней.

Новшеством является введение процедуры биржевых торгов, которая согласно ст. 51 проекта будет применяться для определенного перечня товаров, устанавливаемого Совмином. Процедура запроса ценовых предложений в соответствии со ст. 49 будет применяться при госзакупках небольшой стоимости, пороговое значение которой также определит правительство. Закрытый конкурс предусмотрен для госзакупок, сведения о которых являются государственным секретом, открытый — во всех остальных случаях.

Обязательным станет использование электронных способов обмена документов и сведениями при проведении открытых конкурсов и электронных аукционов. Это должно обеспечить унификацию отечественного законодательства о госзакупках с Россией и Казахстаном в рамках Соглашения о государственных (муниципальных) закупках, подписанного сторонами 9.12.2010 г. При этом в ст. 5 проекта установлено, что при осуществлении госзакупок национальный режим применяется к товарам (работам, услугам) иностранного происхождения и предлагающим их поставщикам (подрядчикам, исполнителям) в случае, если аналогичный режим установлен иностранным государством либо их группой в отношении белорусских товаров (работ, услуг) и поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Совмин РБ наделяется правом вводить преференциальную поправку и определять ее размер в целях оказания мер господдержки отечественным производителям. Кроме того, в случае применения процедуры закупки из одного источника Президент страны или по его решению или поручению Правительство смогут определить белорусского поставщика при конкретной госзакупке. Совмину предоставлено также право устанавливать преференциальную поправку для товаров (работ, услуг) собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50% от списочной численности работников, размер такой поправки и условия ее применения.

Доступ к участию в госзакупках субъектов малого и среднего предпринимательства обеспечивает ст. 31 проекта, согласно которой при проведении процедур закупок по перечню товаров (работ, услуг), определяемому правительством, заказчик обязан будет формировать специальные лоты (до 10% объема закупки), участвовать в которых смогут исключительно такие субъекты.

Особое место в проекте уделено расширению гласности и прозрачности процедур госзакупок. Информация о них, включая годовые планы, приглашения к участию в процедурах, документы, предоставляемые участникам для подготовки предложений, результаты процедур, протоколы заседания комиссий по вопросам открытия предложений, их отклонения, подведения итогов процедуры, будет размещаться на официальном сайте в открытом доступе.

Комиссии по закупкам должны стать подотчетными заказчику (ст. 19 проекта). При этом его задания и поручения необходимо оформлять в письменном виде. В состав комиссии следует включать специалистов в области предмета госзакупки и осуществлять ежегодную замену не менее одной трети членов, включая председателя.

Объем (количество) однородных товаров (работ, услуг), являющихся предметом госзакупки, должен будет составлять не менее квартальной потребности в них, предусмотренной годовым планом (ст. 20 проекта). При этом допускается в ходе процедуры либо исполнения договора изменение этого объема (количества), но не более чем на 10%. Запрещается объединять в предмете госзакупки технологически и функционально не связанные друг с другом неоднородные товары (работы, услуги), в т. ч. в целях исключения возможности добросовестной конкуренции среди поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Важное новшество — регламентация договорных отношений между заказчиком и участником — победителем процедуры. Согласно ст. 25 проекта договор между ними должен содержать обязательное условие об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных им обязательств, а также условия о порядке оплаты и осуществления заказчиком приемки результата госзакупки на его соответствие по объему (количеству), комплектности, качеству и иным требованиям, установленным договором. Сведения о договоре, цена которого превышает уровень, устанавливаемый Совмином, будут размещаться на официальном сайте.

Новый закон должен вступить в силу с 1.01.2013 г.

Михал СТЕЛЬМАК

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений