$

2.5399 руб.

3.0029 руб.

Р (100)

3.3212 руб.

Ставка рефинансирования

7.75%

Судебная практика

При приемке товара выявлены недопоставка и брак. В суде при рассмотрении спора применено право Республики Казахстан

16.10.2020
При приемке товара выявлены недопоставка и брак. В суде при рассмотрении спора применено право Республики Казахстан
Фото: legalkw.pl

Товар из Казахстана доставлен в Беларусь с нарушением установленного срока поставки. В ходе его приемки выявлена недостача, часть продукции оказалась бракованной. В договоре поставки указано, что применяется право Республики Казахстан, а споры рассматривает экономический суд этой страны.

Как взыскать задолженность за просрочку поставки, недопоставку, отгрузку товара ненадлежащего качества? На какие международные акты, а также акты законодательства Казахстана и Беларуси в такой ситуации надо ссылаться? Каким образом осуществляется приемка товара?

Поскольку стороны заранее согласовали, что в спорных ситуациях применяется право Республики Казахстан, то ссылки на международные акты о коллизионных нормах в данном случае не нужны.

Правоотношения, вытекающие из договора поставки, будут регулироваться нормативными актами Республики Казахстан: Гражданским кодексом (ГК РК), законами «О государственных закупках», «Об арбитраже», постановлениями Верховного Суда Республики Казахстан «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», «О применении судами некоторых норм гражданского процессуального законодательств», «О судебном решении» и др.

Отметим, что в Казахстане отдельного или специального законодательного акта, регулирующего порядок или условия поставки товаров, нет. К обязательствам по поставке товаров применимы как общие нормы гражданского законодательства Республики Казахстан (ст. 272 ГК РК «Надлежащее исполнение обязательства», ст. 349 «Понятие нарушения обязательства» и др.), так и специальные, регулирующие порядок поставки (параграфы 3 «Поставка» и 1 «Общие положения о купле-продаже» главы 25 ГК РК).

Поставка считается совершенной, если покупатель получил товар в количестве, ассортименте, качестве, комплектности, таре и упаковке в соответствии с условиями договора. В ином случае у покупателя возникает право требовать от поставщика исполнения его обязательств.

 

Товар доставлен не полностью и с опозданием

При недопоставке или просрочке поставки покупатель имеет право:

1) отказаться от принятия не поставленных в срок товаров. При этом важно уведомить об этом поставщика, так как все товары, поставленные до направления соответствующего уведомления, подлежат приемке (п. 4 ст. 464 ГК РК);

2) приобрести непоставленные товары у других лиц и отнести на поставщика все необходимые и разумные расходы на их приобретение (п. 1 ст. 473 ГК РК). Предварительное уведомление об этом поставщика также является обязательным.

Уплата неустойки за недопоставку или просрочку поставки считается со дня, определенного договором, до момента фактического исполнения договорных обязательств. При этом сама неустойка должна быть предусмотрена договором. Законной неустойки, аналогичной той, что имеется в белорусском законодательстве, в Казахстане нет.

Приведем примеры судебной практики, когда решения в подобных спорных ситуациях вынесены межрайонными экономическими судами Казахстана.

Пример 1. Стороны заключили договор поставки с условием стопроцентной предоплаты. Покупатель осуществил предоплату, однако поставка товара была произведена не в полном объеме, в результате образовалась задолженность поставщика перед покупателем.

После направления претензии покупатель обратился с иском в суд. Поскольку поставщик не смог подтвердить исполнение обязательства по поставке в полном объеме, суд, руководствуясь ст.ст. 259, 258, 272-273, 440 ГК РК, удовлетворил требования истца о возврате перечисленной суммы (Решение Специализированного межрайонного экономического суда г. Нур-Султан от 13.01.2020 по делу № 7119-19-00-2/15980).

Пример 2. Поставщик обязался поставить продукцию в течение 60 дней со дня заключения договора поставки, однако в указанные сроки она не была доставлена. Покупатель подал иск о взыскании пени за просрочку поставки. Иск был удовлетворен.

При вынесении решения суд руководствовался следующим.

Согласно ст. 458 ГК РК по договору поставки продавец (поставщик), являющийся предпринимателем, обязуется передать в обусловленный срок (сроки) производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным применением.

Обязательство должно исполняться надлежащим образом, в соответствии с требованиями законодательства и в срок (ст.ст. 272, 277 ГК РК).

Стороны включили в договор пункт о том, что оплата штрафов и пени производится поставщиком в течение 7 календарных дней с момента получения соответствующего счета. Поскольку поставщик не представил доказательства исполнения обязательства, с него была взыскана договорная пеня (Решение Специализированного межрайонного экономического суда города г. Шымкент от 27.01.2020 № 2301-19-00-2/3211).

 

Проверка качества

Казахстанским законодательством установлено, что поставщик обязан передать товар надлежащего качества, при этом надлежащим считается качество, соответствующее условиям купли-продажи (п. 1 ст. 422 ГК РК). Стороны должны пре­дусмотреть в договоре требования, предъявляемые к качеству товара, а также порядок осуществления приемки товара (п. 1 ст. 427 ГК РК).

Партнерам предоставлено право как договориться о принятии товаров с недостатками, так и установить повышенные требования к качеству. Однако есть исключения: это обязательные стандарты для определенных категорий товаров (ГОСТы), которых должны в обязательном порядке придерживаться стороны (ст. 422 ГК РК).

Необходимость проверки качества товара может содержаться как в требованиях законодательных актов, так и в договоре. При этом законодательством урегулирована лишь процедура проверки качества определенных товаров (например, которые должны соответствовать ГОСТам), все остальные проверяются по качеству в порядке, прописанному в договоре. Проверка качества товара – это, как правило, обязанность покупателя.

При наличии оснований ответственности за нарушение условий договора о качестве продавец отвечает за недостатки поставленного товара вне зависимости от того, знал он о них или нет (п. 1 ст. 429 ГК РК).

Если продавец передал товар ненадлежащего качества, т.е. нарушил условия договора о качестве, то покупатель вправе по своему выбору либо отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, либо получить такой товар и принять меры по возмещению возникших в связи с этим убытков (п. 1 ст. 428 ГК РК).

Интересным является право покупателя в случае невыполнения требований об устранении недостатков товара приобрести его у других лицс отнесением всех необходимых и разумных расходов на поставщика (п. 1 ст. 473 ГК РК).

Также необходимо отметить, что требования о некачественности товара могут быть заявлены покупателем как поставщику, так и непосредственно производителю (п. 3 ст. 428 ГК).

 

Покупатель устранил брак за свой счет

И еще один пример судебной практики.

Поставщик поставил товары, часть из которых оказалась бракованной. Покупатель самостоятельно устранил брак и подал в экономический суд иск о возмещении убытков. Поставщик просил отказать в удовлетворении требований покупателя, так как считал, что наличие брака не доказано.

При вынесении решения суд руководствовался следующим. Согласно п. 2 ст. 466 ГК РК принятый покупателем товар должен быть им осмотрен в срок, определенный законодательными актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятого товара в порядке, установленном законодательными актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках незамедлительно письменно уведомить поставщика. В соответствии с подп. 3) п. 1 ст. 428 ГК РК если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца возмещения расходов на устранение недостатков товара.

В данном случае стороны преду­смотрели в контракте, что при обнаружении недостачи или дефектов поставщику в обязательном порядке направляется уведомление. Поставщик выезжает на место, где составляется двухсторонний акт.

В ходе судебного разбирательства выяснилось, что порядок, установленный договором, покупатель проигнорировал, в связи с чем иск не был удовлетворен (Решение Специализированного межрайонного экономического суда Алматинской области от 31.01.2020, дело № 5501-19-00-2/3568).

 

Международный арбитражный суд Казахстана

В случае если иск рассматривается в Международном арбитражном суде Республики Казахстан, используется регламент соответствующего суда, который регулирует порядок и сроки судопроизводства.

Хотя не все арбитражные суды содержат указание о необходимости досудебного урегулирования спора, тем не менее будет нелишним направить претензию поставщику. В ней покупатель должен явно выразить свою волю по поводу того, ожидает ли он допоставку товара или же требует уплаты денег и пени за просрочку поставки. После этого, собрав необходимые доказательства, пострадавшая сторона имеет право заявить требование в суд.

Конкретный список документов, подаваемых вместе с исковым заявлением, необходимо искать в регламенте выбранного суда. При этом в арбитражный суд можно обращаться только при наличии арбитражной оговорки об этом в договоре или заключении арбитражного соглашения.

Получив арбитражное решение, поставщик обязан исполнить его в установленный срок. По истечении срока сторона, в пользу которой вынесено решение (взыскатель), вправе обратиться в суд с заявлением о принудительном исполнении арбитражного решения по месту рассмотрения спора либо по месту жительства должника или по месту нахождения органа юридического лица. А если место жительства или место нахождения должника неизвестны, то по месту нахождения его имущества.

***

Таким образом, законодательством Республики Казахстан не установлена обязательная пеня за просрочку исполнения обязательства. Данное условие является факультативным и остается на усмотрение сторон. Закрепить ответственность за просрочку парт­нерам предлагается в договоре.

Кроме того, стороны должны предусмотреть требования к качеству товара, а также порядок приемки товара в договоре, так как специальных норм права в законодательстве этой страны для большинства товаров нет.

Предполагаем, если стороны не оговорили порядок приемки, то ее необходимо осуществлять исходя из общепринятых норм: определение качества продаваемого товара по спецификации предполагает проверку его соответствия информации, содержащейся в техническом описании; при установлении качества по образцам возможно сравнение продаваемого товара с образцами и т.д.

Автор публикации: Сергей БЕЛЯВСКИЙ, юрист-лицензиат, медиатор, председатель третейского суда «Экономические споры», Марина КОБРИНЕЦ, юрист

Статья доступна для бесплатного просмотра до: 01.01.2028


***
Право: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»