Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Консультации
28.02.2017 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Председатель общего собрания акционеров: — правовой статус и функции

Складывающаяся корпоративная практика способствует фор­мированию мнения о том, что лицо, которое руководит заседанием высшего органа управления в акционерном обществе (АО) – общего собрания акционеров, имеет неограниченные полномочия. Между тем правовой статус этого лица детально определен, и эти детали важно знать всем субъектам данных правоотношений.

Для того чтобы понять роль председателя общего собрания АО, обратимся, в первую очередь, к ГК, а также к Закону от 9.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон № 2020-XII), который регулирует как общие положения об АО, так и некоторые особенности их работы (ст. 3 и глава 8).

Начнем с того, что в ст. 103 ГК, которая называется «Управление в акционерном обществе», председатель общего собрания не упоминается вообще. Высшим органом управления в АО является общее собрание его акционеров (п. 1 ст. 103).

В п. 3 ст. 103 ГК прямо указано, что исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный директор). Он осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров.

Иначе говоря, ГК, как и ст. 33 Закона № 2020-XII, содержит исчерпывающий перечень органов управления АО: общее собрание акционеров (высший орган управления), совет директоров или наблюдательный совет, правление или дирекция, директор или генеральный директор. Отметим, что председателя общего собрания акционеров в данном перечне нет. Отсутствует это лицо и в перечне контролирующих органов АО.

Проанализируем ч. 2 ст. 44 Закона № 2020-XII, которая поможет нам ответить на многие вопросы.

Функции – технические

Во-первых, в Законе № 2020-XII указано, что общее собрание участников хозобщества, проводимое в очной либо смешанной форме, ведет его председатель, избираемый на срок и в порядке, определенные уставом и (или) этим собранием. Здесь содержится императивная правовая норма о том, что общее собрание хозобщества всегда ведет председатель. Данная норма полностью распространяется на АО, поскольку положения главы 8 Закона № 2020-XII не содержат особенностей в отношении ведения общего собрания в АО. Срок и порядок избрания председателя общего собрания АО также определяется уставом конкретного общества или самим общим собранием. Смысл последней нормы сводится к тому, что председатель общего собрания акционеров на собрании должен быть, и избирается он для ведения собрания.

По мнению некоторых юристов, пред­седатель общего собрания избирается потому, что без определенной организации представить себе проведение заседания, на котором присутствует оп­ределенное количество человек, невозможно. При этом законодатель указывает, что председатель об­щего со­брания избирается прежде всего именно для целей ведения общего собрания. И хотя нигде не указано, кем должно быть данное лицо по своему правовому статусу в отношении акционерного общества, логично пред­положить, что это один из акционеров данного АО.

Во-вторых, Закон № 2020-XII предусматривает, что председательствовать на общем собрании участников хоз­общества может лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа, либо председатель коллегиального исполнительного органа хозобщества или совета директоров (наблюдательного совета), если иное не предусмотрено уставом и Законом № 2020-XII. Здесь уточняется, что избранным в качестве председателя общего собрания акционерного общества может быть не только любой акционер, но и директор (гендиректор) АО либо председатель коллегиального органа управления.

Данная правовая норма в очередной раз подчеркивает, что роль председательствующего на общем собрании акционеров, независимо от того, кто он по своему статусу, сводится к организации и ведению самого собрания, т.е. к техническим функциям. В его компетенцию входят исключительно вопросы ведения общего собрания акционеров, как то:

– объявление повестки дня собрания;

– предоставление слова акционерам, желающим выступить;

– постановка вопросов, определенных общим собранием, на голосование;

– объявление итогов голосования по конкретному вопросу, подписание протокола собрания и т.д.

В-третьих, согласно Закону № 2020-XII, если это предусмотрено уставом, ведение протокола общего собрания участников хозобщества осуществляет секретарь этого собрания, избираемый либо назначаемый в порядке, определенном уставом. В иных случаях ведение протокола общего собрания участников хозобщества обеспечивает председатель такого собрания. И эта норма также свидетельствует, что основной функцией рассматриваемого лица является техническо-организационная.

Исполнитель воли акционеров

В Законе № 2020-XII имеется и норма (ч. 5 ст. 54), которую некоторые юристы рассматривают как предоставление председателю общего собрания полномочий, схожих с полномочиями органов управления общества. В ней установлено, что права и обязанности единоличного и членов коллегиального исполнительного органа хозобщества определяются Законом № 2020-XII, законодательством о труде и уставом, а также трудовыми договорами (контрактами) и (или) гражданско-правовыми договорами (ГПД), заключаемыми каждым из этих лиц с хозобществом. При этом трудовой договор (контракт), ГПД от имени хозобщества подписываются пред­седателем общего собрания участников хозобщества, на котором были избраны соответствующие лица, или иным физическим лицом (участником), уполномоченным решением этого со­брания.

Однако данная норма только усиливает вывод о том, что председатель общего собрания «привязан» к общему собранию и выполняет волю об­щего собрания. Ведь перечисленные договоры (контракты) заключаются об­щим собранием и теми лицами, с которыми они заключаются. Поэтому если имеется волеизъявление общего собрания заключить соответствующий договор с конкретным лицом, то подписать его от имени общего собрания хозобщества вправе председатель этого собрания. И то лишь в случае, когда в хозобществе не был образован совет директоров (наблюдательный совет). Именно такой вывод вытекает из ком­п­лексного толкования ч. 5 ст. 54 Закона № 2020-XII.

В этом смысле более предпочтительной выглядит конструкция ч. 3 ст. 42 российского Федерального закона от 8.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», которая требует, чтобы решение общего собрания содержало не просто указание на право заключения председателем общего собрания договора от имени общества, но и условия такого договора. Иными словами, российский законодатель подчеркнул, что условия договора, его содержание и суть определяются общим собранием, а не лицом, которое подписывает такой договор.

Кроме того, в Законе № 2020-XII не указан срок, на который избирается председатель общего собрания (фактически новый председатель может избираться на каждом новом заседании собрания), и порядок этого избрания, т.е. каждое АО может решать эти вопросы так, как оно считает необходимым. Все это в совокупности свидетельствует об отсутствии у председателя собрания распорядительных и исполнительных полномочий. Ведь в отношении органов управления АО все данные вопросы решены в законе.

У председателя общего собрания акционеров в интервалах между общими собраниями нет, не должно и не может быть никаких прав и обязанностей, за исключением оформления и доведения до сведения заинтересованных лиц информации о принятых общим собранием решениях. А интервалы эти могут продолжаться несколько месяцев.

Поэтому абсолютно справедливым выглядит мнение, что в силу закона председатель общего собрания не представляет собой непосредственно орган управления общества, т.е. его нельзя отнести к тем лицам, которые обладают самостоятельными властными полномочиями и могут самостоятельно их реализовать в рамках общества. Он лишь выполняет технические или организаторские функции.

Протокол собрания

В то же время не стоит и принижать роль председателя общего собрания, поскольку выполняемые им функции имеют серьезное значение.

Как минимум, председатель общего собрания акционеров, подписывая протокол заседания, должен проверить его на соответствие требованиям законодательства, поскольку от этого документа зависят права и обязанности многих лиц, эффективность их защиты, начиная с самого АО.

Правовое регулирование содержания протокола общего собрания содержится в ст.ст. 37–38 Закона № 2020-XII. Но акционерная и судебная практика, а также анализ научных публикаций по этой теме позволяют сделать вывод, что примерный перечень сведений, которые должны отражаться в таком протоколе, включает:

– полное официальное наименование и место нахождения АО;

– вид общего собрания (очередное, внеочередное, годовое);

– форму его проведения (очная, заочная, смешанная);

– дату и время проведения общего собрания, место его проведения (адрес, по которому проводилось собрание);

– повестку дня общего собрания;

– время его открытия и закрытия, а в случае если решения, принятые общим собранием, и итоги голосования по ним оглашались на общем собрании, также и время начала подсчета голосов;

– число голосов, отданных за каждый из вариантов голосования («за», «против» и «воздержался») по каждому вопросу повестки дня, по которому имелся кворум;

– формулировки решений, принятых общим собранием по каждому вопросу повестки дня;

– основные положения выступлений и имена выступавших лиц по каждому вопросу повестки дня;

– иные вопросы, предусмотренные ст.ст. 35–49, 79–83 Закона № 2020-XII;

– подписи председателя, секретаря общего собрания, а также не менее чем двух членов счетной комиссии (при ее наличии) или, если это предусмотрено уставом, лиц, принявших участие в этом собрании (ст. 47 Закона № 2020-XII);

– дату составления протокола общего собрания.

Также к протоколу приобщаются:

– протокол счетной комиссии об итогах голосования на общем собрании акционеров;

– документы, принятые или утвержденные его решениями.

Протокол собрания составляется не позднее 5 дней после его проведения.

* * *

В отличие от некоторых государств, в нашей стране ни УК, ни КоАП не предусматривают уголовной или административной ответственности за какие-либо искажения протокола общего собрания акционеров, за отказ от его подписания и т.п. И это еще раз подтверждает ранее сделанный вывод о статусе председателя общего собрания акционеров.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by