Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
06.07.2010 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПРАВИЛА СЧЕТА. СВОИ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ

Представители Минфина поделились информацией о перспективах реформирования отечественного бухучета. Министерством разработаны дополнительные мероприятия по сближению национальных стандартов бухучета с международными. До конца текущего года все необходимые документы будут приняты, сообщил на пресс-конференции заместитель министра финансов РБ Иван Шунько.

Представители Минфина поделились информацией о перспективах реформирования отечественного бухучета. Министерством разработаны дополнительные мероприятия по сближению национальных стандартов бухучета с международными. До конца текущего года все необходимые документы будут приняты, сообщил на пресс-конференции заместитель министра финансов РБ Иван Шунько.

Ситуация в бухучете давно тревожит правительство и бизнес. Многих не устраивает сложность и запутанность законодательства в этой сфере, избыток бумаг, плодящихся в бухгалтериях, а также огромное количество их работников (никакими, кстати, исследованиями и расчетами не подтвержденное). Заметим, что гораздо меньше волнует государство и общество достоверность бухгалтерской отчетности — фактор, определяющий смысл существования бухучета. Между тем успех бухгалтерской реформы бухучета зависит от цели ее проведения. За рубежом с начала XXI века такой целью стала максимальная достоверность и полнота деловой информации, содержащейся в отчетности. Особое значение эта задача приобрела в период мирового кризиса. Экономические проблемы стимулировали новые претензии к качеству бухучета и претензии к авторам учетных стандартов. Неудивительно, что в решениях саммитов G20 содержатся призывы ко всем странам унифицировать правила бухучета, а к авторам МСФО — усовершенствовать их, сделать доступнее, понятнее и эффективнее.

В настоящее время в мире главенствует «балансоориентированная» модель бухучета, предполагающая, что главной задачей бухгалтеров является составление отчетности. На ее решение направлены все учетные процедуры. Гораздо менее важно, каким путем достигается конечный результат — главное, чтобы он был. У нас же ситуация иная: процесс ведения учета столь зарегулирован и бюрократизирован, что во многом заслонил результат. Исправить ситуацию должна была Государственная программа перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь, утв. постановлением Совмина от 4.05.1998 № 694. Однако она в установленный срок (до 1.01.2008 г.) исполнена в главном не была и тихо ушла в прошлое.

Цель нынешней белорусской реформы можно сформулировать в двух лозунгах: «упростить бухучет» и «сблизить национальные правила бухучета с МСФО». Осталось выяснить, как этого добиться.

По мнению замминистра, приближению к МСФО будет способствовать исключение излишней зарегулированности отдельных процессов в бухучете, ряд мер, направленных на его упрощение. Среди них дальнейшее сокращение перечня нормируемых затрат, отмена требования ведения раздельного учета отдельных видов деятельности при получении налоговых льгот. «Мы предлагаем это убрать, что значительно упростит ведение учета. Обоснованность этой льготы бухгалтер должен будет доказать налоговому инспектору сам», — заявил И.Шунько. При этом он не уточнил, каким образом предъявить налоговикам часть прибыли или выручки для льготирования, если правил определения этой части в законодательстве не будет. Впрочем, ведение раздельного учета нужно не только для фискальных целей. Это необходимо для грамотного управления предприятием: чтобы знать, выгодно ли заниматься той или иной деятельностью и выпуском различной продукции. А если бухгалтер не может ответить на этот вопрос, то возникает следующий: кому нужен такой учет?

Впрочем, пока чиновники и бухгалтеры куда больше озабочены проблемой первичных учетных документов. Их составление занимает основную часть рабочего времени бухгалтеров, а их проверке больше всего внимания уделяют ревизоры. Однако в законодательстве нет четкого определения, что относить к этим документам. В Минфине считают, что к таковым следует относить лишь те, на основании которых производится запись на счетах бухучета. Однако у нас, посетовал представитель Минфина, зачастую к «первичке» приравнивается любая бумажка. В то же время даже за малейшие нарушения в этой сфере предусмотрены штрафные санкции. Таким образом, нынешнее содержание ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности» в сочетании со ст. 23.17 КоАП является одной из главных проблем белорусского учета. Ведь один из базовых принципов МСФО — приоритет содержания над формой — никак не согласуется с бюрократическим подходом, доминирующим в Беларуси. Устранит ли это противоречие проект изменений в закон?

Первичные документы — не единственная проблема. По мнению И.Шунько сложности при составлении отчетности по МСФО вызваны тем, что наш бухучет очень зарегулирован. «Активы оцениваются исходя из фактических затрат, существуют жесткие правила определения себестоимости, правила ценообразования, признает замминистра. — При этом в международной практике, например, большую роль играет профессиональная оценка бухгалтера, который на основе своих знаний и опыта может сам принимать те или иные решения". Поэтому, по его словам, для составления отчетности по МСФО бухгалтер должен иметь высокую квалификацию и высокую степень доверия со стороны собственника. Впрочем, у наших бухгалтеров пока иные трудности. Они вынуждены руководствоваться исключительно нормативными актами, а если в них есть неясности — разъяснениями чиновников. Ведь если профессиональное суждение бухгалтера не совпадет с мнением проверяющего (не говоря уже о нормах законодательства), то точку в споре поставит ст. 12.1 КоАП.

По словам представителей Минфина, отечественные правила бухучета примерно на 40% сближены с МСФО. Как далеко зайдет этот процесс в будущем не уточнялось. Однако отмечено, что речь не идет о прямом применении МСФО в нашей стране. Но «сближение» не означает тождественности. Между тем авторы стандартов — Комитет по МСФО (IASB) — бескомпромиссно считают, что лишь полное соответствие во всех существенных аспектах позволяет считать национальные стандарты любой страны соответствующими МСФО. И признать национальные стандарты учета соответствующими МСФО вправе лишь международные регуляторы. Правда, такая задача в Беларуси пока не ставится. По мнению Минфина, тем предприятиям, которые заинтересованы в привлечении иностранных инвесторов, собираются выходить на международные рынки капитала достаточно составить отчетность по МСФО параллельно отечественной (обычно путем трансформации). А остальным это вообще ни к чему — можно обойтись национальными стандартами, тем более что на них основан расчет налогов. По мнению И.Шунько налоговое законодательство базируется во всем мире только на национальных стандартах. Отметим, что за рубежом между бухгалтерским и налоговым учетом обычно имеются определенные отличия. Ведь если бухучет должен обеспечивать пользователей объективной и достоверной информацией о финансовом положении компании, а налоговый —служит только для исчисления и уплаты налогов. При этом фискальные и стимулирующие функции неизбежно требуют порой иных принципов, чем применяемые для составления бухгалтерской отчетности. Если же эти различия игнорируются, то ни бухгалтерский, ни налоговый учет качественным не будет.

Разумеется, внедрение МСФО поспособствует инвестиционной привлекательности, как предприятий, так и экономики страны в целом. Но отечественным пользователям, наверно, тоже пригодилась бы более достоверная информация о финансовом положении белорусских компаний. Хотя полученные таким образом сведения могут и не понравиться: если учесть доходы, расходы, убытки от обесценивания и отдельные операции в соответствии с МСФО, то финансовый результат может оказаться весьма далеким от прогноза. К тому же внедрение принципов и методов МСФО затрагивает все смежные сферы госрегулирования: налоги, статистику, цены, гражданское, трудовое и валютное законодательство и т.д. Положения множества нормативных актов из этих областей сегодня автоматически (и зачастую необоснованно) переносятся в бухучет, что влечет искажение бухгалтерской отчетности, что так вошло в привычку, что мало кого тревожит. Ведь в стране пока немного специалистов, знакомых с международными стандартами, умеющих составлять отчетность по МСФО. Между тем ознакомиться со стандартами может сегодня любой желающий — их тексты выложены на сайте Совета по МСФО в свободном доступе (см. «ЭГ» № 27 за 9.04.2010). Расширились и возможности по подготовке специалистов по МСФО — по словам И.Шунько с начала 2010 г. при Минфине создан учебный центр, который занимается подготовкой бухгалтеров, у которых есть необходимость в получении соответствующих навыков. По итогам обучения выдаются свидетельства государственного образца. Отметим, что в мировой практике специалистом по МСФО признается лишь обладатель сертификации, признанной Международной федерацией бухгалтеров (IFAC). А потому если реформирование бухучета проводится всерьез, то Беларуси придется позаботиться о вступлении в эту организацию, сотрудничестве с IASB, IOSCO и другими подобными структурами, внедрении международных стандартов бухгалтерского обучения, созданию системы контроля отчетности по МСФО, приданию им в нашей стране правового статуса. А попытки идти своим особым путем в бухучете заводят далеко в сторону...

Леонид Фридкин

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by