$

2.1220 руб.

2.4042 руб.

Р (100)

3.1935 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Сергей Румас: повысить эффективность госсектора

09.10.2018
Сергей Румас: повысить эффективность госсектора
Сергей Румас. Фото: abff.by

Палата представителей 5 октября почти единогласно дала согласие на назначение Сергея РУМАСА премьер-министром. Перед началом голосования С. Румас обратился к депутатам и ответил на их вопросы. Речь шла преимущественно о работе экономики.

Правительство намерено скон­центрировать свои усилия на реализации действующих программных документов, в частности, Программы социально-экономического развития на 2016–2020 годы. В этом документе закреплены достаточно прогрессивные и актуальные положения, подчеркнул С. Румас.

ПРЕМЬЕР перечислил задачи экономической политики, на решении которых предстоит сосредоточиться в течение двух ближайших лет.

Во-первых, формирование благоприятной бизнес-среды для раз­вития малого и среднего предпринимательства и обеспечение эф­фективной занятости населения. Правительство считает необходимым опережающими темпами развивать сферу услуг, прежде всего компьютерных, транспортных, логистических и туристических.

Во-вторых, постепенный переход к цифровизации всех отраслей экономики и формирование IT-страны.

В-третьих, повышение качества управления госактивами и эффективности функционирования гос­сектора экономики.

В-четвертых, поддержка создания новых высокотехнологичных производств и инновационных продуктов. А также дальнейшая диверсификация экспорта, ослабление зависимости экономики от рынка энергетических и сырьевых товаров.

Правительство совместно с Нац­банком продолжит реализацию мер по обеспечению макроэкономической сбалансированности, улучшению структуры платежного баланса, дальнейшему снижению инфляции и повышению доступности ресурсов для бизнеса.

Понятно, что многих присутствующих в зале, да и за его пределами, интересовало, что правительство собирается делать с неэффективными госпредприятиями? Конкретный ответ на этот вопрос не прозвучал, премьер лишь назвал в числе первоочередных задач повышение эффективности управления гос­предприятиями. В этой сфере, по его словам, накопилось много проблем, формирующих фискальные риски для бюджета. Причина – в отсутствии четко выстроенной системы управления хозяйственными обществами с ориентацией на долгосрочные цели.

Сегодня мотивация руководителей завязана на что угодно, только не на конечный финансовый результат. Избыточная опека со стороны министерств размывает уровень ответственности и снижает предприимчивость. Отсюда – оши­бочные инициативы и непро­считанные инвестиционные проекты.

Быстро решить эту проблему мешают наработанная годами практика господдержки и искаженное понимание роли государства как собственника коммерческого пред­приятия. Руководители всех уров­ней должны понять, что в данном случае для государства это бизнес, а бизнес должен быть эффективным.

ДЕПУТАТ Елена Анисим поинтересовалась: согласен ли премьер с выводами экспертов, которые считают, что эффективной работе правительства мешает чрезмерное число министерств?

С. Румас согласился, что 24 министерства, не считая госкомитетов, – это несколько больше, чем в других государствах, сравнимых по размерам с Беларусью. Но наши министерства, кроме отраслевой политики, занимаются также хозяйственным управлением пред­приятий, входящих в эти отрасли.

Численность работников министерств после сокращения настолько снизилась, что им трудно выполнять возложенные на них задачи. Что касается их оптимизации, то следует исходить из функций, которые обновленные или реорганизованные министерства будут выполнять. Пока у Совмина нет четких предложений по этому вопросу, чтобы представить на утверждение Президенту.

Анна Канопацкая акцентировала внимание на проблемах, препятствующих нормальной работе предпринимателей. Как будет происходить объявленная либерализация бизнеса?

Премьер напомнил, что Глава государства принял пакет документов, направленных на либерализацию бизнеса, в т.ч. Декрет от 23.11.2017 № 7. В его развитие правительству и парламенту необходимо разработать и принять целый ряд нормативных правовых актов.

Назвав предпринимательство основным драйвером развития экономики, С. Румас подчеркнул: «Я считаю, что чиновники, парламентарии и все остальные должны перестать делить субъекты хозяйствования на государственные, коммунальные, част­ные, особенно при принятии решений».

Каждый чиновник независимо от занимаемой должности должен видеть в предпринимателе парт­нера, однако сегодня на местах в этой сфере достаточно много перекосов. Так, недавно Совмин был вынужден создать специальную комиссию по рассмотрению случаев отказа бизнесу в выкупе арендованных помещений.

 Председатель Постоянной комиссии по экономической политике Владислав Щепов затронул тему инвестиций. Какие меры планируются для того, чтобы переломить ситуацию, улучшить инвестиционный климат?

С. Румас признал, что выполнение этого показателя идет с трудом, что связано со значительным падением инвестиционной активности в Беларуси в 2015–2016 годах. И хотя сегодня ситуация улучшилась, выйти на целевые показатели будет чрезвычайно сложно.

Что касается планируемых мер, то это и законодательное поощрение вложения инвестиций во всех секторах, и дальнейшее развитие перечня инвестиционных проектов, который подготовило Минэкономики (их более 1,5 тыс. по всей Беларуси), и наращивание жилищного строительства.

Отвечая на вопрос о поддержке экспортеров, премьер отметил, что в стране создана эффективная система в этой области. Указ Президента от 25.08.2006 № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)», направленный на кредитование нерезидентов или банков-нерезидентов на покупку отечественных инвестиционных товаров, соответствует всем правилам ОЭСР и станет основным каналом поддержки экспортеров.

Что касается Указа от 24.09.2009 № 466, который вводился как временная мера, то его действие в очередной раз продлят. Однако поддержка единицы экспорта по Указу № 534 обходится в 2,8 раза дешевле, чем по указу № 466, поэтому воспользоваться нормами последнего смогут лишь те предприятия, которые оказались в сложной ситуации, и у них есть проблемы со сбытом.

К СОЖАЛЕНИЮ, премьер не пояснил, с помощью каких инструментов Совмин собирается выполнять поставленные задачи. Хотелось бы также узнать, будет ли правительство поддерживать принцип неприкосновенности частной собственности и формировать под него правовую базу.

Однако через пару недель С. Румас будет представлять в Палате представителей Программу деятельности правительства до 2020 г. В той или иной степени ему придется затронуть все важнейшие проблемы, стоящие перед отечественной экономикой, и более обстоятельно ответить на вопросы депутатов.

Автор публикации: Анна ФЕДОРОВА