Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
11.03.2011 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПОТЯГАТЬСЯ С «НОЖКАМИ БУША»

В прошлую пятилетку отечественное птицеводство пошло в рост подобно цыпленку-бройлеру. В 2010 г. отрасль при запланированных 258 тыс. т курятины произвела 280 тыс. т, практически полностью закрыв потребности внутреннего рынка. Однако засуха в 2010 г. обернулась ростом цен на корма. Это грозит подорвать финансовое состояние птицефабрик. На некоторых ожидают снижения рентабельности на 5–7%. Иные и вовсе могут уйти в «минус».

В прошлую пятилетку отечественное птицеводство пошло в рост подобно цыпленку-бройлеру. В 2010 г. отрасль при запланированных 258 тыс. т курятины произвела 280 тыс. т, практически полностью закрыв потребности внутреннего рынка. Однако засуха в 2010 г. обернулась ростом цен на корма. Это грозит подорвать финансовое состояние птицефабрик. На некоторых ожидают снижения рентабельности на 5–7%. Иные и вовсе могут уйти в «минус».

Согласно Программе развития птицеводства на 2011–2015 годы (утв. постановлением Совмина от 28.09.2010 № 1395) в текущей пятилетке производство мяса птицы должно вырасти вдвое по сравнению с 2009-м годом. С учетом насыщенности внутреннего рынка предполагается, что почти все добавленные объемы будут направлены на экспорт. С одной стороны, в достижении цели нам благоволит мировая конъюнктура рынка: цены на продовольствие растут, а «под боком» находится один из крупнейших импортеров куриного мяса — Россия. Ее доля в мировом импорте мяса бройлеров составляет около 20%. К тому же засуха 2010 г. явно скорректирует планы Минсельхоза РФ в ближайшие 4–5 лет полностью отказаться от импорта мяса птицы, заместив его собственным производством.

Этой зимой образовавшийся на рынке России дефицит мяса птицы стимулирует белорусский экспорт. Ведущие белорусские птицефабрики отгружают туда до половины своей продукции.

«Спрос на российском рынке изменчив, — рассказывает главный экономист ОАО «Птицефабрика «Дружба» (Брестская область) Генрик Колтан. — Год назад была популярна грудка, сейчас — филе». С «ножками Буша» фабрика, по словам экономиста, не конкурирует: основная масса экспорта — тушки цыплят-бройлеров. Также хорошо продаются колбасы, полуфабрикаты, сосиски и ветчина из куриного мяса. Валютная выручка от экспорта у «Дружбы» за 2010 г. составила около 12 млн. USD. В 2011 г. фабрика планирует нарастить экспорт на 15%.

Однако позволит ли увеличение экспорта достичь адекватного роста прибыли? Проблема в том, что экспортная цена на куриное мясо, как утверждают производители, уже несколько лет на 10% ниже внутрибелорусской, а яйца в российской розничной сети дешевле, чем у нас, на 15%.

«Мы надеемся, что в 2011 г. нам удастся поднять цену на мясо на белорусском и российском рынке приблизительно на 5%. Однако это предел. Более значительное подорожание выйдет за рамки покупательной способности как белорусов, так и россиян», — считает Г.Колтан. Рентабельность предприятия, по его словам, снизилась с 18,7% в 2009 г. до 17,4% в 2010 г. А в нынешнем году экономисты фабрики ожидают роста себестоимости продукции на 20% за счет увеличения цен на зерно, соевые шроты, энергоносители. К сожалению, это предпосылки для дальнейшего снижения показателя рентабельности.

При этом, как свидетельствуют данные открытой финансовой отчетности, птицефабрики мясного профиля выглядят относительно неплохо по сравнению со своими коллегами яичного направления. Так, по результатам III квартала 2010 г. у «Дружбы» выручка от реализации составила 201,8 млрд. Br, а прибыль от реализации — 32,2 млрд. Br, или 15,9% к выручке. Витебская бройлерная птицефабрика реализовала продукции на 178 млрд. Br, прибыль при этом составила 31 млрд. Br (или 17,4%). А вот ОАО «1-я Минская птицефабрика», специализирующееся на производстве яиц, при выручке в 105,9 млрд. Br смогло сформировать прибыль от реализации в объеме лишь 1,9 млрд., или 1,8% к выручке.

«Белковое сырье, которое мы покупаем в Украине, в сравнении с началом 2010 г. подорожало более чем в 2 раза, — объясняет главный зоотехник 1-й Минской птицефабрики Николай Ткачук. — Если шрот подсолнечника стоил 145 USD за т, то теперь — более 330 USD. Комбикорма, производимые в Беларуси, с сентября 2010 г. подорожали на 100–200 тыс. Br за тонну, до 900 тыс. Br». Соответственно, снижается рентабельность производства. Если в начале 2010 г. она составляла около 14%, то сейчас, по словам Н.Ткачука, приближается к 10%.

Птицеводческие хозяйства рассчитывают поправить финансовую ситуацию за счет увеличения объемов производства и его диверсификации. Хорошие возможности дает выпуск готовой продукции из мяса птицы. Еще один способ выиграть в конкурентной борьбе — развернуть собственную торговую сеть. А вот на рост цен на конечную продукцию, как показал опрос «ЭГ», птицефабрики особенно не надеются. При высокой конкуренции между производителями его, скорее всего, не будет, да и покупательная способность населения все еще остается относительно невысокой.

В таких условиях многие задумались о снижении затрат. Некоторые руководители еще осенью «подстелили соломки», чтобы смягчить ценовой удар, — закупили зерно из первых поставок нового урожая, пока оно еще не успело серьезно подрасти в цене. Некоторые, как птицефабрика «Дружба», ставку сделали на собственное производство кормов. Впрочем, не для всех этот путь выгоден, особенно если агроугодья находятся на севере страны, как у РУП «Птицефабрика Городок» (Витебская область). «Урожайность зерна у нас низкая, климатические условия хуже, чем в других областях. Себестоимость зерна, которое мы выращиваем, достигает около 1 млн. Br за тонну», — рассказывает директор предприятия Виктор Мирош.

Затраты увеличивают и объекты соцкультбыта. «У нашей птицефабрики есть свой ФОК. Кроме того, мы строим жилье для своих рабочих. Эти дополнительные траты снижают рентабельность», — поясняет В.Мирош. По его словам, если рентабельность яичного производства как такового составляет около 10%, то по предприятию в целом этот показатель с учетом социальных затрат и убыточного растениеводства падает до 1%.

Очевидно, что финансовое оздоровление отрасли может потребовать жестких мер, вроде сокращения избыточного персонала и избавления от непрофильных активов. Можно, конечно, прибегнуть и к проверенным приемам — реструктуризации долгов, льготным кредитам. Но это закономерно вызовет недовольство российских птицефабрик.

Между тем, как заявил на днях первый вице-премьер правительства РФ Виктор Зубков, наши соседи если не в текущем, то в 2012 г. намерены полностью обеспечить себя мясом птицы собственного производства. Благодаря мерам по развитию отрасли, Россия в последние 2 года уже сократила импорт этого продукта с 1,3 млн. до 250 тыс. т. Такая тенденция чревата для наших производителей новыми барьерами на российском рынке. Как показывает опыт прежних лет, зона свободной торговли и Таможенный союз не гарантируют защиты от нетарифного протекционизма. Помимо субсидий, российские конкуренты, к примеру, вновь могут обратиться «за помощью» в Россельхознадзор, и тот начнет заворачивать машины с белорусскими продуктами. Можно подкорректировать баланс взаимных поставок в Союзном государстве и еще что-нибудь придумать. Так что если мы хотим бежать впереди «ножек Буша», наверное, следует выбирать хоть непопулярные и сложные, но эффективные меры.

Дарья КОСТЕНКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений