Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
03.11.2009 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Показатели требуют выполнения,

а методы — перемен

Ситуация в экономике страны остается сложной, но в следующем году быстрый рост нужно восстановить. Поэтому все планы, прогнозы и нормативная база должны работать на достижение этой цели.

Выступая 30 октября на совещании по итогам социально-экономического развития страны за 9 месяцев 2009 г. и проектам прогноза социально-экономического развития, бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики на будущий год, Президент страны Александр Лукашенко напомнил, что 2010 г. завершает пятилетие. «От того, как в данный период сработаем, будет зависеть достижение намеченных результатов и степень улучшения качества жизни людей — все, что мы обещали белорусскому народу», — сказал глава государства.

Между тем пока статистика фиксирует ряд неблагоприятных тенденций: замедление общего экономического роста, высокими остаются сверхнормативные запасы готовой продукции на складах, сокращается экспорт товаров, увеличивается отрицательное внешнеторговое сальдо. Ухудшается финансовое положение предприятий и организаций, растет проблемная задолженность по кредитам. Нет положительных тенденций и на потребительском рынке страны. «Фактически ни один прогнозный показатель пока не выполняется, — сказал глава государства. — Надо признать, что те инструменты, которые мы использовали в благоприятное время, не дают должного эффекта в условиях мирового кризиса».

У правительства, Нацбанка и других органов власти еще есть время поправить положение. Но не так много — Президент пообещал дать оценку их стараниям по итогам года. Пока же главу государства не радуют ни финансовые и статистические показатели, ни качество выполнения обещаний и решения поставленных задач, от которых зависит не только курс белорусского рубля, но и суверенитет страны.

Замглавы Администрации Президента Леонид Анфимов также раскритиковал работу правительства, обратив внимание на его неразворотливость, медлительность, бюрократический стиль работы. Зачастую слишком долго рассматриваются вопросы и принимаются решения по инвестиционным проектам. У Администрации Президента есть также ряд претензий к правительству, к примеру, по наполнению доходной части бюджета, а также по поводу планируемого увеличения ставки НДС до 20%. Л.Анфимов считает, что увеличение ставки на 2% не так безобидно, как кажется, это потребует больших оборотных средств, которые у многих предприятий отсутствуют. Он подчеркнул, что экономические эксперименты в условиях кризиса проводить нецелесообразно.

А.Лукашенко, подводя итоги совещания, остался недоволен подготовленными правительством документами. «Эти документы никуда не годны. И не годятся для того, чтобы работать в будущем году напряженно. Должен быть один прогноз, один план денежно-кредитной политики, понятный для народа», — сказал Президент. Возглавить доработку этих документов поручено не правительству, а председателю Правления Нацбанка Петру Прокоповичу и заместителю главы Администрации Президента Л.Анфимову. Срок — месяц. И если для прогнозных показателей есть главный ориентир — решения III Всебелорусского народного собрания, то как повернутся теперь некоторые пути их достижения, например, Особенная часть Налогового кодекса, остается лишь гадать.

Похоже, что привычные шаблоны административного регулирования, помогавшие в годы благоприятной конъюнктуры на мировых рынках, сегодня не действуют. Будет ли место управленческим инновациям в очередных проектах прогноза социально-экономического развития страны, бюджета, основных направлений денежно-кредитной политики и изменений в законодательстве о налогах? И если требуется сохранить параметры развития социальной сферы, то у страны для этого должны быть соответствующие ресурсы. Сегодня государство еще в состоянии выделять средства из бюджета на поддержку отдельных предприятий и программ. Но бесконечно это продолжаться не может: чтобы давать деньги, надо их с кого-то собирать, а налоговая база не растет. К тому же, кроме требований обеспечить любой ценой прогнозные показатели, есть объективные экономические условия, на которые никто в Беларуси повлиять не может, а также стимулы, которые при желании могут появиться.

Так, глава Нацбанка Петр Прокопович призвал белорусскую промышленность работать на рыночных принципах, взяв за образец китайцев. При этом, по мнению руководителя Нацбанка, не следует искать решения всех проблем в привлечении инвесторов и продаже предприятий. П.Прокопович полагает, что «вопрос сегодня не в форме собственности предприятий, а в эффективности управления». Надо только создать условия, чтобы наши заводы и колхозы были конкурентоспособны по уровню управления, зарплаты, принятия решений, с тем, как работают на международных рынках. Заметим, правда, что такие уровни на этих рынках обычно достигаются благодаря минимальному вмешательству государства в экономику и высокой доле в ней частной собственности. Например, не вызывают руководство Chevron Corp. на заседание техасского облисполкома объяснять причины снижения в 2,6 раз прибыли (которая, кстати, обеспечена реальным денежным потоком). Это проблема акционеров-частников. Но не станем же мы заимствовать за рубежом все подряд. Особенно, если не вникать, почему в рейтинге страновой конкурентоспособности, составляемом Давосским экономическим форумом, лидируют именно государства с рыночной экономикой и высокой долей частного бизнеса, а Беларусь там который год вообще не упомянута.

Для выхода на положительное сальдо внешней торговли потребуется несколько лет напряженной работы. За это время, глядишь, схлынут все волны нынешнего кризиса, по какой бы загогулине — V или W-образной он ни развивался. А когда спрос на рынках восстановится, мы будем тут как тут — модернизированные и конкурентоспособные. Если, конечно, изменим кое-что в системе производства и управления, чтобы не отстать еще на порядок. Ведь на иные рынки — недозавоеванные или временно оставленные — обратно могут уже не пустить…

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений