$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Программы

Поедем кататься на все четыре подпрограммы

20.05.2016

Транспортный комплекс является одним из основных источников поступления валюты в Беларусь. Эта сфера включает тысячи километров коммуникаций, более 10 тыс. организаций, в которых заняты свыше 280 тыс. человек. В 2016–2020 гг. его развитие будет определяться Государственной программой, утв. постановлением Совмина от 28.04.2016 № 345. На ее финансирование понадобится 65,6 трлн. Br.

Источниками финансирования программы будут как средства бюджета, внебюджетных, в т.ч. инновационных фондов, так и собственные средства исполнителей мероприятий и кредитные ресурсы. Госпрограмма призвана обеспечить доступность, высокое качество и безопасность услуг транспорта, развитие инфраструктуры. В числе основных задач названы обновление подвижного состава, повышение скорости доставки грузов и перевозки пассажиров, повышение эффективности функционирования и улучшение инвестиционной привлекательности транспортного комплекса.

Планируется, что в результате выполнения госпрограммы грузооборот транспорта при благоприятных внешних условиях в 2020 г. вырастет на 6,8% по сравнению с 2015 г. (без учета трубопроводного транспорта), пассажирооборот – на 2,4%.

Документ включает 4 подпрограммы, охватывающие вопросы развития железнодорожного, автомобильного, городского электрического транспорта и метрополитена, внутреннего водного и морского транспорта и гражданской авиации. При этом основную роль предстоит играть наземному транспорту.

На долю железнодорожного транспорта сегодня приходится 62% в грузовом и 36% в пассажирском обороте, а в экспорте транспортных услуг – 25%. Между тем за прошлый год объем железнодорожных перевозок грузов уменьшился на 7,1%, до 131,4 млн. т, пассажиров – на 4,9% (до 87,1 млн. человек). В рамках подпрограммы планируется увеличить грузооборот на 6,6%, пассажирооборот – на 0,9% после прошлогоднего падения на 9,4% и 8,7%. Кроме того, износ основных средств должен снизиться с нынешних 53 до 51%, а потребление топлива на тягу поездов – на 15,3%.

Обеспечить доступность, повышение качества и безопасности услуг планируется за счет развития инфраструктуры железнодорожного транспорта в соответствии с новыми условиями работы нашей страны в ЕАЭС, повышения скоростей движения пассажирских поездов, устранения мест, имеющих ограниченную пропускную способность, внедрения современных информационных технологий и сертификации системы управления безопасностью.

Продолжится оптимизация транспортно-логистических схем доставки грузов, развитие контейнерных перевозок. Увеличится протяженность электрифицированных железнодорожных участков по основным направлениям международных грузоперевозок. Планируется вывести из эксплуатации ненужные объекты, исключить непрофильные виды деятельности, а вспомогательные и обслуживающие функции передать на аутсорсинг.

Для реализации подпрограммы понадобится 14 321,2 млрд. Br. Из них 25,3% составят собственные средства ГО «Белорусская железная дорога» (на развитие инфраструктуры), 68,7% – кредиты (на электрификацию железнодорожных участков и частично – обновление подвижного состава). 6% поступит из республиканского бюджета (на приобретение грузовых, пассажирских электровозов, электропоездов, дизель-поездов).

Подпрограмма, посвященная автомобильному, городскому электрическому транспорту и метрополитену, на которые приходится около 96% от общего объема перевозок пассажиров, предполагает оптимизацию маршрутной сети, внедрение современных систем и технических средств диспетчерского управления движением автобусов с использованием возможностей спутниковой навигации. Планируется увеличение скорости перевозок и повышение их комфортности благодаря пополнению автопарка современной техникой. На финансирование подпрограммы потребуется 37,8 трлн. Br.

В результате грузооборот автомобильного транспорта должен вырасти на 7,1%, пассажирооборот автомобильного, городского электрического транспорта и метрополитена – на 1%, протяженность эксплуатационных путей городского электрического транспорта – на 20,1%. Между тем объем перевозок пассажиров автотранспортом в прошлом году сократился на 6,8%.

В 2015 г. уровень возмещения затрат на городские и пригородные перевозки пассажиров в регулярном сообщении за счет собственных доходов без учета субсидий составил 57,4%. К 2020 г. планируется постепенно выйти на самоокупаемость: за счет поэтапного увеличения тарифов, а также постоянной оптимизации маршрутной сети, снижения затрат, координации расписания движения автобусов с иными видами транспорта.

Планируется создать условия для развития государственно-частного партнерства, что должно содействовать увеличению доли частных транспортных организаций, выполняющих перевозки в регулярном сообщении.

Главным риском, способным помешать достижению намеченных показателей, авторы программы считают опасность неполного или неритмичного финансирования за счет средств бюджета и собственных средств организаций, нехватку сторонних инвестиций. Поэтому во второй подпрограмме рассматриваются варианты на случай недофинансирования мероприятий на 10 или 25%.

Интересно, что другим существенным риском признается неожиданное изменение законодательства. Такую угрозу в числе своих основных проблем всегда называют белорусские предприниматели. Но в государственной программе ее встретить было неожиданно.

В перечне рисков также названы факторы, влияющие на объем пассажирооборота: снижение численности сельского населения, рост парка личных легковых автомобилей, уменьшение реальных денежных доходов граждан, неполная занятость. В программе не уточняется, как падение благосостояния и численности населения повлияет на его автомобилизацию и спрос на транспортные услуги.

Автор публикации: Анна ФЕДОРОВА