Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №36(2730) от 17.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2163
EUR:
3.4962
RUB:
3.5024
Золото:
243.78
Серебро:
2.98
Платина:
108.47
Палладий:
104.34
Назад
Факты, комментарии
08.04.2005 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Под белорусским флагом

Будет ли у Беларуси собственный морской флот? Программа развития внутреннего водного и морского транспорта, принятая правительством, планирует обрести его к 2010 году...
Будет ли у Беларуси собственный морской флот? Программа развития внутреннего водного и морского транспорта, принятая правительством, планирует обрести его к 2010 году. Реально ли осуществить задуманное? - об этом наша беседа с Брониславом Говоровским, начальником управления морского и речного транспорта Минтранса Беларуси.

- Бронислав Иванович, в программе предусмотрено, что одним из первых шагов по созданию собственного флота должен стать переход предприятий-экспортеров на новые схемы сбыта продукции. Когда они будут продавать ее не у себя на заводе, а повезут в порт назначения. Насколько велика у наших производителей готовность переходить на такую схему?

- Президент уже поставил эту задачу - обходиться без посредников и заключать контракты по экспорту на условиях CIF (доставка до порта потребителя). Потенциально самые активные пользователи морских грузоперевозок - это "Беларуськалий", "Белорусский металлургический завод", МАЗ, МТЗ, лесопромышленный комплекс, нефтеперерабатывающие предприятия и сахарные заводы. "Беларуськалий" первым ушел от продажи на предприятии и везет свою продукцию в порт отправления. Переход на условия поставки CIF еще только планируется. Дальше этого, насколько мне известно, пока не продвинулся никто.

- В одном из интервью вы отмечали, что причина - в нежелании экспортеров преодолевать дополнительные проблемы. Продать товар на заводе гораздо проще, чем фрахтовать судно и везти его до потребителя. Дело только в этом?

- Чтобы продать товар в порту назначения, нужны огромные деньги для его доставки туда и очень квалифицированные специалисты, чтобы просчитать наиболее оптимальную схему доставки. Для того, чтобы продать товар в порту отправления - Вентспилсе, Клайпеде либо Николаеве - надо оценить стоимость доставки до порта, стоимость перевалки и фрахта. Если невыгодно - приходится быстро реагировать и переключаться на услуги другого порта. Морская доставка товара до потребителя, то есть фрахт одного судна грузоподъемностью 30-40 тысяч тонн, обходится в сумму до  2 млн. USD. Таких средств у предприятия может просто не быть.

- Фрахтом судна и организацией морских перевозок занимаются экспедиционные компании. Фактически они зарабатывают деньги на том, что организуют процесс. Во многих случаях наших товаропроизводителей обслуживают иностранные фрахтовые компании. Сколько Беларусь теряет на этом?

- Фрахт стоит от 10 до 70 USD за тонну, ежегодно экспортируется по морю около 10 млн. тонн груза. Вот и получается, что доход морских перевозчиков составит в среднем 400 млн. USD. Мировая практика показывает, что около половины грузовой базы может быть перевезено на собственных судах, следовательно, около 200 млн. USD могли бы стать налогооблагаемой базой для республики, вот эти налоги  мы фактически и теряем.

- Создание белорусских национальных фрахтовых компаний - второй этап программы развития внутреннего водного и морского транспорта. Насколько мы продвинулись в этой области?

- Две такие компании уже работают - "Белорусская судоходная компания", "Белорусская транспортно-экспедиционная и фрахтовая компания", и сейчас создается третья. Минтранс через эти компании контролирует фрахтовый рынок. Наша задача - переложить на белорусов те перевозки, которыми раньше занимались иностранцы и экономить на этом для государства десятки млн. USD в год. В этом году нашим компаниям поставлена задача перевезти по морю свыше 1 млн. т внешнеторговых грузов с дальнейшим наращиванием этих перевозок.

- Конечным этапом создания белорусского морского флота программа называет наличие собственных судов. В 1997 году Совмин утвердил программу, по которой уже к 2002 году Беларусь должна была построить два судна для морского плавания и пять - для прибрежного. Построили только одно...

- Эта программа уже откорректирована постановлением Совмина от 26 марта 2003 года. Теперь мы к 2010 году будем строить 2 морских судна и три "река-море".

- А не дешевле купить какое-нибудь подержанное?

- Это планируем сделать уже в будущем году. Оно может стоить от 10 до 20 млн. USD. В конечном итоге у нас должно быть столько судов, чтобы перевозить половину национальных внешнеторговых грузов морским путем.

- Раньше много говорилось о проекте указа Президента, который предусматривал меры по привлечению иностранных судов под белорусский флаг. Это могло бы дать экономике страны порядка 200-250 млн. USD иностранных инвестиций. Что сейчас с проектом этого указа? Хоть одно иностранное судно уже зарегистрировалось под нашим флагом?

- Указ в очередной раз дорабатывается, и иностранных морских судов пока нет в нашем реестре. Кроме иностранных инвестиций, есть путь приобретения судов за счет банковских кредитов. Нужно законодательно проработать льготное кредитование, чтобы белорусская судоходная компания, например, могла приобрести судно и окупить его за несколько лет. Для этого разрабатывается инвестиционный проект, его надо будет еще защитить в Министерстве экономики. Кредиты могут быть белорусских или иностранных банков, хотя там более сложные условия кредитования. Кстати, наше законодательство не запрещает и частного судовладения. При хорошем менеджменте срок окупаемости судов может составлять 7-8 лет. В связи с тем, что срок их эксплуатации  30-40 лет, это весьма выгодно.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений