Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Финансы
17.09.2002 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Почему уходят профессионалы рынка ценных бумаг

Одна из причин -- налогообложение...
Одна из причин -- налогообложение

С каждым годом в нашей стране уменьшается количество профессиональных участников рынка ценных бумаг. Причин тому много, и прежде всего неразвитость самого рынка. Для его функционирования должны быть созданы приемлемые условия. Одно из основных -- нормальное налогообложение. Вот здесь-то и возникает проблема.

Особенности видов деятельности профучастников рынка ценных бумаг определены ст.14 Закона "О ценных бумагах и фондовых биржах" (далее -- Закон). Учитывая специфику деятельности, заключающуюся в выполнении посреднических услуг (консультационные, доверительное управление, купля-продажа ценных бумаг за счет и по поручению клиента, услуги депозитария), выручкой профучастника является, как правило, вознаграждение. Если он осуществляет операции с ценными бумагами без вложения в них собственных средств и в интересах третьих лиц -- своих клиентов, то доход определяется уровнем вознаграждения, установленным для данной операции, и масштабами операции. В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия выручка (доходы) по работам и услугам непромышленного характера отражается на сч.46 "Реализация продукции (работ, услуг)". Однако при осуществлении коммерческой деятельности по ценным бумагам, что не запрещено Законом, профучастник получает выручку в виде дохода по операциям с ценными бумагами. При этом согласно данным Госкомитета по ценным бумагам выручка от коммерческой деятельности профучастников может составлять как незначительную, так и основную долю (до 88,9%) в общем объеме выручки, что свидетельствует об однобокости, неразвитости деятельности действующих инвестиционных институтов.

Коммерческая деятельность по ценным бумагам -- выполнение профучастником сделок по их купле и продаже от своего имени и за свой счет с обязательством заключать сделки по объявляемым данным юридическим лицом ценам покупки и продажи. Для обобщения информации о процессе реализации принадлежащих предприятию ценностей (нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, относимых к средствам в обороте, ценным бумагам и другим финансовым вложениям) предназначен сч.48 "Реализация прочих активов".

Таким образом, порядок отражения в бухучете операций с ценными бумагами посредством сч.48 аналогичен порядку их отражения иными юридическими лицами (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций).

В соответствии с Декретом Президента от 23.12.99г. N 43 "О налогообложении доходов, полученных в отдельных сферах деятельности" (далее -- Декрет) с 1.01.2000г. доходы иных юридических лиц (кроме банков, страховых и перестраховочных организаций) от операций с ценными бумагами облагаются налогом на доходы. Налогооблагаемая база определяется в виде разницы между ценой реализации (погашения) ценных бумаг в налоговом периоде и ценой их приобретения с учетом затрат на приобретение и реализацию. При этом иные юридические лица должны обеспечить раздельный учет доходов от реализации (погашения) ценных бумаг и доходов от других видов деятельности. Наличие убытков от реализации (погашения) ценных бумаг не влечет уменьшения балансовой прибыли при исчислении налога на прибыль. Определение затрат по операциям с ценными бумагами для юридических лиц (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых учреждений, страховых и перестраховочных организаций) осуществляется в соответствии с Положением о порядке определения затрат по операциям с ценными бумагами для юридических лиц, утв. постановлением Минфина от 2000-08-23г. N 89. Этот документ предусматривает как прямые затраты, которые на основании первичных бухгалтерских документов непосредственно относятся к операциям с ценными бумагами и применяются только иными юридическими лицами, так и косвенные, непосредственно не относящиеся к операциям с ценными бумагами, но используемые профучастниками рынка ценных бумаг при налогообложении. Косвенные затраты распределяются пропорционально удельному весу выручки, полученной от операций с ценными бумагами, определяемой как цена их реализации (погашения), в общем объеме выручки, полученной профучастником в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

На примерах это выглядит так:

1. Иное юридическое лицо

Выручка -- кредит сч.46--1000 руб.

Себестоимость -- 660 руб.

Выручка -- кредит сч.48--80 руб.

В т.ч.:

Прямые затраты:

-- покупная стоимость ценных бумаг -- 50 руб.;

-- расходы на оплату услуг профучастника -- 6 руб.;

-- расходы на оплату услуг фондовой биржи -- 4 руб.

Налогооблагаемая база 80-50-6-4 = 20 руб.

Налог на доходы, полученные по операциям с ценными бумагами, 20 х 40% = 8 руб.

Согласно Инструкции "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль", утв. постановлением МНС от 2002-03-18г. N 30, при определении облагаемой налогом прибыли сумма прибыли (убытка) от реализации (погашения) ценных бумаг исключается из балансовой прибыли, полученной в целом по предприятию. В нашем примере облагаемая налогом прибыль подлежит уменьшению на 8 руб. путем ее отражения по строке 7 Расчета налога на прибыль (прил.1 к Инструкции).

2. Профучастник (доля выручки от коммерческой деятельности -- 8%)

Выручка -- кредит сч.46--1000 руб.

Себестоимость -- 615 руб.

Выручка от операции с ценными бумагами

-- кредит сч.48--80 руб.

В т.ч.:

Прямые затраты:

-- покупная стоимость ценных бумаг -- 50 руб.;

-- косвенные 615 х 8% = 49,2 руб.

Налогооблагаемая база 80-50-49,2 = -19,2 руб. (убыток)

Ввиду отсутствия налогооблагаемой базы налог на доходы по данной операции не исчисляется.

При применении только прямых выплат, как это предусмотрено для иных юридических лиц, налог на доходы составил бы (80-50) х 40% = 12 руб.

Принимая во внимание требование Декрета об исчислении налога на прибыль без учета убытка, полученного по операциям с ценными бумагами, сумма убытка будет отражена профучастником по строке 7 Расчета налога на прибыль, увеличив тем самым облагаемую налогом прибыль на 19,2 руб.

3. Профучастник (доля выручки от коммерческой деятельности -- 88%)

Выручка -- кредит сч.46--91 руб.

Себестоимость -- 60 руб.

Выручка от операции с ценными бумагами

-- кредит сч.48--80 руб.

В т.ч.:

Прямые затраты:

-- покупная стоимость ценных бумаг -- 50 руб.;

-- косвенные 60 х 88% = 52,8 руб.

Налогооблагаемая база 80-50-52,8 = -22,8 руб. (убыток).

Из примеров очевидно, что величина доли выручки от коммерческой деятельности профучастников в общем объеме их выручки не влияет на конечный финансовый результат. В обоих рассмотренных случаях результатом убытка явилось включение косвенных затрат в состав налогооблагаемой базы.

Согласно Декрету плательщики налога на доходы от операций с ценными бумагами вправе уменьшить налогооблагаемую базу на суммы доходов, полученные от операций с государственными ценными бумагами, ценными бумагами Нацбанка и ценными бумагами местных целевых облигационных жилищных займов.

Так, в первом примере доход, полученный иным юридическим лицом по операциям с государственными ценными бумагами, уменьшает налогооблагаемую базу на 20 руб. (цифры условные). Профучастники, владеющие специальной подготовкой и определенным опытом, не применяют предусмотренную Декретом льготу в силу все той же причины.

Вместе с тем механизм кредитования дефицита госбюджета путем организации операций купли-продажи государственных (муниципальных) ценных бумаг приводится в действие профучастниками. Незначительная доходность (убыточность) по операциям ГЦБ, вызванная в том числе применением названного Положения, не способствует их заинтересованности в операциях с указанными ценными бумагами.

Если согласно Декрету иными юридическими лицами признаются все юридические лица, кроме банков, небанковских кредитно-финансовых учреждений, страховых и перестраховочных организаций, то в их состав включаются и профучастники. Соответственно профучастникам также необходимо обеспечить отдельный учет доходов от реализации (погашения) ценных бумаг (то есть доходы от коммерческой деятельности) и доходов от других видов деятельности, что на практике и осуществляется. Таким образом, единственным различием между профучастниками и иными юридическими лицами остается методика определения затрат, приходящихся на операции с ценными бумагами.

Поскольку обеспечение надежности и рост объема рынка ценных бумаг является целью государственного регулирования, было бы целесообразным распространить на профучастников п.4 Положения N 89, то есть уменьшать налогооблагаемую базу при исчислении налога на доходы, полученные от операций с ценными бумагами, только на сумму прямых затрат.

Кроме того, в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления и уплаты республиканского единого платежа (2%), утв. постановлением МНС и Минфином от 2002-05-31г. N 60/82, и Инструкцией о порядке исчисления и уплаты местных целевых сборов, утв. постановлением МНС и Минфина от 2002-05-31г. N 59/81, профессиональные участники рынка ценных бумаг в отличие от иных юридических лиц учитывают суммы, отраженные в бухгалтерском учете на счете 48 "Реализация прочих активов", при расчете сумм вышеуказанных платежей.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений