Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Проблемы и решения
26.07.2002 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Петр СОЛЯНКИН: "Качество продукции определит потребитель"

Минский мясокомбинат намерен отвоевать потерянные позиции лидера отрасли
Минский мясокомбинат намерен отвоевать потерянные позиции лидера отрасли

С созданием в республике в 70-е годы сети крупных животноводческих комплексов и перерабатывающих предприятий в основном удалось решить проблему обеспечения населения мясом и мясопродуктами: по их среднедушевому потреблению страна прочно закрепилась в лидирующей группе. В Беларуси в прошлом году этот показатель составил 58 кг -- больше, чем в некоторых развитых странах. За пять месяцев 2002г. произведено немногим более 78 тыс. тонн мяса и субпродуктов I категории. 5,4 тыс. тонн из них -- на счету УП "Минский мясокомбинат" -- одного из 27 аналогичных отечественных предприятий (всего у нас мясопереработкой и производством мясопродуктов занимаются около 300 субъектов хозяйствования различных форм собственности, большинство из которых -- небольшие перерабатывающие цеха колхозов, совхозов и потребкооперации, а также иностранные и частные предприятия). Иными словами, сегодня на комбинате за сутки при односменной работе изготавливают и реализуют около 40 тонн колбасных изделий и 15 тонн мясных полуфабрикатов. Хотя было время, когда эти цифры были значительно весомее.

И еще информация к размышлению: в прошлом году из ворот проходной на ул.Казинца к столу минчан было "подано" почти 11000 тонн мяса, 8461 тонна колбас и более 5000 тонн полуфабрикатов -- всего 24295 тонн, или примерно по 14,3 кг на каждого столичного жителя. Означает ли это, что предприятие не полностью удовлетворяет запросы столицы? С этого вопроса началась беседа корреспондента "НЭГ" с директором УП "Минский мясокомбинат" Петром СОЛЯНКИНЫМ.

-- Нет, не означает, потому что с целью удовлетворения спроса и исходя из условий государственного заказа мясную продукцию в Минск поставляют и другие перерабатывающие предприятия страны. Хотя, конечно, с учетом того, что сегодня темпы и объемы производства определяются не планами-заданиями, а действительно потребительским спросом, работать есть над чем. К январю 1999 года, когда я сменил на этой должности своего предшественника, предприятием практически полностью были потеряны рынки сбыта продукции. В день производилось и поставлялось в торговую сеть только 25 тонн колбасных изделий и 15 тонн полуфабрикатов. На столичном рынке преобладала продукция других комбинатов. Пришлось восстанавливать прежние позиции, и начали с кадров. Были заменены работники сбыта, товароведы и ряд других специалистов. Создали маркетинговую службу, стали проводить ярмарки, выездные выставки-дегустации в Минске и области, и дело пошло на лад. За 3 года рост объема производства колбасных изделий составил 136%, мясных полуфабрикатов -- 128%. За 5 месяцев 2002г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выпуск продукции в сопоставимых ценах увеличился на 13%, в т.ч. колбасных изделий -- на 21,2%. Балансовая прибыль равна 2060 млн.руб., рентабельность -- 5,9%. По большинству показателей мы сейчас лидируем в отрасли.

Чтобы привлечь новых клиентов, возводим мелкооптовый склад-магазин.

-- Петр Артемович, стабильность вашей работы тесно увязана с ритмичностью поставок сырья на переработку. Еще свежи воспоминания о том, как кое-кто из сельхозпроизводителей пытался сбыть своих бычков и хрюшек в Литву, Украину или Россию, где закупочные цены были выше. Не сидите теперь на "голодном пайке"?

-- Сейчас ситуация коренным образом изменилась, в первую очередь благодаря экономическим подходам к решению этой проблемы. Просто правительство заметно подняло закупочные цены на мясо, практически сравняв их с ценами в соседних странах. И все. Не надо никаких кордонов, разрешений на вывоз и т.д. Другое дело -- несколько возросли розничные цены на мясную и молочную продукцию, но опять-таки политика нашего государства хороша тем, что цены на социально значимые товары тесно увязываются с повышением доходов населения. На нашем предприятии за 2001 год отпускные цены на продукцию возросли на 60%, а зарплата рабочих и служащих за этот период увеличилась в 2,1 раза.

Мы сырье приобретаем в колхозах и совхозах Минской области. И лучший стимул для поставщиков -- полная своевременная и высококачественная переработка. Для этого скот на предприятие завозится по согласованному с хозяйствами почасовому графику. Нам удалось сохранить и постоянно поддерживать "набор" высококвалифицированных специалистов по всем профессиям, имеется необходимое оборудование, что в совокупности с должным уровнем трудовой дисциплины свело на нет нарушения техпроцесса.

Большое значение в ритмичном обеспечении сырьем имеет также гибкая ценовая политика. Только в 2001 году предприятие дополнительно выплатило 3,4 млрд.руб. тем, кто поставлял нам сырье более высокого качества. Кроме того, производителям сельхозпродукции перечислено 4,85 млрд.руб. надбавок к этим ценам.

Важен и своевременный расчет за полученное сырье -- его мы осуществляем в течение пяти дней, а с частными сдатчиками -- в тот же день. Постоянно поддерживаем тесные деловые контакты с руководителями и специалистами животноводческих хозяйств.

-- Все эти расходы, видимо, сказались на экономике комбината, конкурентоспособности продукции? Насколько соотносятся ваши цены с ценами других производителей аналогичных изделий в республике и в России?

-- Мясная промышленность -- материалоемкая отрасль. В себестоимости продукции более 80% занимают сырье и основные материалы. Однако с переходом на новые, более высокие закупочные цены экономика комбината не пострадала. Мы и раньше закупали сырье по неплохим, я считаю, ценам, а после их централизованного повышения перешли на минимальные закупочные цены, так что для нас издержки оказались незначительными. Контрагенты также не внакладе: они получили солидные доплаты к закупочным ценам.

-- Как вы, Петр Артемович, относитесь к изобилию в минских торговых точках колбасных изделий российского производства?

-- Мы за здоровую конкуренцию. Наличие на прилавках минских магазинов большого количества российской мясной продукции нас не пугает: покупатель сам разберется. Главное -- была бы цена пониже, а качество повыше. Должен сказать, что качество выпускаемых нами изделий жестко регулируется нормативно-технической документацией. В них до минимума снижены различные добавки и заменители мяса, чего нельзя сказать о российских аналогах.

Цена любого изделия, в том числе колбасы, определяется затратами на его производство. Их снижение -- первостепенная задача предприятия. Наша конечная цель -- довести до разумных пределов отпускные цены, повысить конкурентоспособность продукции. Она должна быть самой дешевой в стране и в то же время самой вкусной. В связи с этим большое внимание уделяем рациональному использованию сырья, разработке новых изделий. Выпускаемый нами ассортимент -- более 400 наименований -- позволяет вовлечь в производство практически все субпродукты I и II категорий.

Реальным источником сокращения затрат у нас является рост объемов производства (скажем, при его 10-процентном увеличении себестоимость снизилась бы на 2%), а также снижение цен на газ и электроэнергию (в месяц предприятие расходует их на сумму примерно 130 млн.руб.).

-- Ждете ли вы обещанную либерализацию отечественной экономики? Как, по-вашему, она повлияет на объемы производства и качество мясной продукции? Ведь с ослаблением административных рычагов, развитием свободного предпринимательства неизбежно возрастет количество структур, желающих заняться производством аналогичной продукции. Но способны ли они обеспечить ее надлежащее качество?

-- В настоящее время мы работаем в условиях жесткой ценовой дисциплины. Это регламентация предельных и отпускных цен и уровней рентабельности. Поднять цены мы можем только адекватно инфляции по каждому виду продукции. Такое положение зачастую вызывает перекосы. На наш взгляд, нужно отменить все эти ограничения. Пусть цены формируются в соответствии с одним параметром -- потребительскими свойствами продукции. Это поставит все мясоперерабатывающие предприятия в равные условия, в том числе с негосударственными фирмами.

Что касается "малых цехов", могу с уверенностью сказать, что только мясокомбинаты, имеющие развитую систему контроля на всех стадиях производства, начиная с приемки сырья и заканчивая выпуском готовых изделий, способны гарантировать качество. У них имеется все необходимое для проведения бактериологических, химических и других анализов по определению безопасности и качества продукции, чего нельзя сказать о "малых цехах".

-- Насколько я знаю, износ основных фондов на предприятии сейчас составляет около 50%, в том числе машин и оборудования -- более 70%. Как вы при этом еще умудряетесь выпускать такую вкусную и конкурентоспособную продукцию?

-- Да, техническое перевооружение предприятия -- основная проблема коллектива и головная боль директора. Все средства, которые только можно заработать, мы направляем на закупку оборудования. В 2001 году вложили в эту статью затрат 732 млн.руб., в т.ч. 230 млн.руб. за счет освобождения от налогов по Указу Президента. В текущем году приобрели его на 180 млн.руб. Однако собственных сил недостаточно -- нужны как минимум 5 млн.USD. Такими средствами предприятие не располагает, нужны инвестиции.

-- И где их взять?

-- Возможно, потенциальных инвесторов могли бы привлечь некоторые наши предложения. Скажем, проект переоборудования цеха по производству сырокопченых колбас. Мы хотели бы на паритетных началах приобрести и установить там линию "Кремер-Гребе". Производимая на ней колбаса пользуется большим спросом как на внутреннем рынке, так и в России. Стоимость проекта 386,2 тыс.USD, окупится он, по нашим расчетам, за 4 года. Погашать кредит мы готовы продукцией. Есть и другие интересные и взаимовыгодные варианты. Пищевая промышленность всегда будет востребованной, следовательно, и перспективной.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений