$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ©

24.06.2013

от второго чтения

Палата представителей приняла в среду во втором чтении закон «Об аудиторской деятельности», который заменит документ, принятый почти 19 лет назад. О необходимости принятия нового закона и его содержании много спорили, а потому аудиторы и их клиенты напряженно ждали, каким же будет окончательный вариант.

Теперь закон вышел к финишу. В нем даны определения основных терминов. В частности, расширено понятие аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, под которым будет пониматься аудиторская услуга по независимой оценке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в т.ч. составленной в соответствии с МСФО или законодательством других государств, в целях выражения аудиторского мнения о ее достоверности. Основными принципами аудиторской деятельности провозглашаются независимость, конфиденциальность, профессиональная компетентность, профессиональное поведение. В законе даны определения этих принципов и сделана очередная попытка создать правовые основы их реализации на практике.

Один из главных вопросов, волновавших учетный мир Беларуси, — круг лиц, подлежащих обязательному аудиту. Здесь имеется ряд новшеств. Так, ежегодно будет проводиться обязательный аудит годовой индивидуальной и консолидированной (в случае ее составления) бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с законодательством РБ, акционерных обществ, обязанных публиковать для всеобщего сведения годовой отчет; Нацбанка; банков, банковских групп, банковских холдингов; бирж; коммерческих организаций с иностранными инвестициями; страховых организаций и брокеров; резидентов Парка высоких технологий; организаций, осуществляющих гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц; профучастников рынка ценных бумаг, а также иных организаций, у которых объем выручки за предыдущий отчетный год превышает в эквиваленте 5 млн. евро по официальному курсу на 31 декабря предыдущего года.

Таким образом, «лимит» выручки возрастает с 600 тыс. до 5 млн. евро, что выводит из сферы обязательного аудита тысячи малых и средних предприятий. Кроме того, обязательному аудиту будет подлежать годовая отчетность, составленная в соответствии с МСФО, у предприятий, обязанных составлять такую отчетность (состав которых предстоит определить в новом законе «О бухгалтерском учете и отчетности»). При этом юрлица, обязанные составлять и аудировать отчетность по МСФО, будут освобождены от обязательного аудита годовой индивидуальной и консолидированной (в случае ее составления) отчетности, составленной по национальному законодательству. Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, составляемой в соответствии с МСФО, смогут проводить только аудиторские организации. За аудиторами — ИП сохранено право аудировать белорусскую отчетность.

Новые требования к обязательному аудиту применяются к отчетности за 2013 г. (ст. 27), хотя в целом закон вступит в силу с 1.01.2014 г.

В отличие от большинства стран мира в Беларуси отсутствуют какие-то ограничения доступа на рынок аудита в виде лицензирования или обязательного членства в саморегулируемых организациях. Требования к лицам, претендующим на получение квалификационного аттестата аудитора, практически не изменились. Число штатных аудиторов в аудиторских организациях повышается с 3 до 5. При этом оказание аудиторских услуг силами внештатных работников запрещается (ранее это было в аудите одним из лицензионных требований). Кроме того, руководителем аудиторской фирмы может быть только аудитор с не менее чем 2-летним стажем работы в аудите. Аудиторские компании, проводящие обязательный аудит отчетности по МСФО, должны будут разместить на своем сайте информацию о себе в объеме, который предстоит определить Минфину, и иметь в штате не менее двух аудиторов со специальной подготовкой в области МСФО (уровень которой еще тоже ждет определения).

Одна из ключевых проблем современного аудита — его качество. Согласно закону государство берет на себя лишь контроль за соблюдением законодательства. Внешний контроль качества могут осуществлять аудиторские объединения в отношении своих членов (правда, членство в таких организациях у нас не обязательно), а внутренний — аудиторские фирмы и аудиторы — ИП должны организовать сами (причем за невыполнение этой нормы им ничто не грозит). Каких-либо требований по обеспечению ответственности аудиторов страховкой или достаточностью капитала в законе тоже нет. Между тем аудируемые лица, согласно ст. 12 закона, вправе получать возмещение в порядке, установленном законодательством, за причиненные убытки в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, предусмотренных договором оказания аудиторских услуг, в т.ч. виновного неисполнения обязанности по качественному оказанию аудиторских услуг, включая случаи последующего выявления контролирующими (надзорными) органами нарушений финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, не выявленных в ходе оказания аудиторских услуг.
 
Подготовил Леонид Фридкин