Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Что ждем от грядущего года? Проблемы и перспективы развития в 2022 году

Фото: Khamkéo Vilaysing / unsplash
По сложившейся традиции новогодние праздники являются временем, когда подводятся итоги и загадываются желания на следующий год. Поэтому в последнем номере уходящего года мы расскажем о пяти основных ожиданиях, с которыми встречаем 2022 год.

Внешнеторговое чудо может закончиться

В 2021 г. белорусская экономика смогла удивить многих зарубежных и отечественных экспертов, продемонстрировав неплохие макроэкономические показатели, полученные в первую очередь за счет успехов во внешней торговле. РБ смогла воспользоваться благоприятной экономической конъюнктурой и показала существенный рост внешней торговли товарами и услугами. В то же время следует понимать, что рост относительных показателей отмечен на фоне низкой базы 2020 г., когда, помимо первого влияния пандемии, Беларусь столкнулась с прекращением поставок российской нефти.

Это свидетельствует о том, что, несмотря на широкий спектр экспортируемых товаров, наши внешнеэкономические успехи в серьезной степени зависят от продажи сырьевых товаров и переработки нефти, существенный объем которой нам поставляет Россия.

Еще один фактор, который следует учитывать, – благоприятная ценовая конъюнктура, которая также может измениться. Белстат отмечает, что увеличение стоимостного объема экспорта и импорта товаров обусловлено ростом как средних цен, так и физических объемов поставок. Так, по сравнению с январем-сентябрем 2020 г. средние цены экспорта увеличились на 19,9%, импорта – на 19,8%. Товарная масса экспорта возросла на 13,5%, импорта – на 7,3%. Иными словами, более половины прироста экспорта в стоимостном выражении мы получили благодаря росту цен на экспортируемую нами продукцию.

Мы ожидаем, что в 2022 г. благоприятная ценовая конъюнктура продолжит какое-то время оказывать поддержку внешней торговле, однако по мере удовлетворения спроса и налаживания логистических процессов внешнеторговый фактор будет постепенно утрачивать свое значение. Существенный вклад в ограничение белорусских торговых операций на внешнем рынке могут оказать санкции по мере вступления в силу отложенных механизмов и возможного введения новых ограничительных мер. С другой стороны, мы считаем, что импорт также будет замедляться, способствуя сохранению положительного сальдо внешней торговли.

Ослабление рубля продолжится, но будет плавным

Положительное сальдо внешней торговли, приток валюты в страну, снижение объемов покупки валюты на внутреннем валютном рынке содействовали укреплению курса белорусского рубля. Однако за последние месяцы доллар и евро частично восстановили свои позиции. По состоянию на 27 декабря 2021 г. курсы иностранных валют все еще остаются ниже значений на начало года. С учетом высоких ставок по рублевым вкладам те, кто «пошел против толпы» и рискнул открыть депозит в национальной валюте, получил отличную доходность, а вот сторонники евро потеряли больше всего, в т.ч. за счет снижения этой валюты к доллару.

В то же время ноябрь показал, что сокращение объемов предложения при таком же объеме спроса может способствовать ослаблению белорусского рубля. Поэтому мы считаем, что тенденция к ослаблению национальной валюты сохранится, однако в условиях сокращения доходов населения и преобладания пессимизма среди субъектов хозяйствования спрос на валюту скорее всего будет ограничен, по­этому сценарий существенного роста иностранных валют относительно белорусского рубля рассматривается нами как маловероятный.

Неожиданным фаворитом 2022 г. может стать российский рубль за счет сохранения благоприятной конъюнктуры на сырьевые товары, составляющие основу российской экономики, и более жесткой денежно-кредитной политики российского центрального банка.

Приоритетным средством в борьбе с инфляцией останется регулирование цен

В 2021 г. белорусскому правительству так и не удалось обуздать рост потребительских цен. Значение инфляции в ноябре достигло 10,3% в годовом выражении. Противодействие инфляционным процессам остается приоритетом правительства и в 2022 г., объявленная цель – 6% к концу года. Основным инструментом по достижению поставленной цели останется административное регулирование цен, т.е. политика по вмешательству государства в механизмы ценообразования продолжится.

Рыночные способы воздействия на инфляционные процессы, например через ужесточение денежно-кредитной политики и повышение ставки рефинансирования, будут ограничены. В то же время, на наш взгляд, полностью исключать вероятность повышения ставки рефинансирования в 2022 г. нельзя. Недавнее повышение ставки Банком России дает нашему регулятору дополнительный аргумент для лоббирования такого решения, однако серьезного повышения ждать не стоит. Предполагаем, что приоритет поддержки реального сектора в ущерб банковскому сохранится, даже несмотря на ухудшение финансового положения банков и серьезное замедление темпов кредитования экономики.

Дефицит бюджета грозит недофинансированием

В 2022 г. государственный бюджет опять будет дефицитным, даже несмотря на то, что правительство приложило максимум сил, чтобы изыскать средства для поддержки доходной части бюджета. Мы положительно относимся к тому, что при формировании главного финансового документа заложен более пессимистический сценарий развития белорусской экономики, однако считаем, что перераспределение налоговой нагрузки за счет изменения подходов в налогообложении субъектов малого и среднего предпринимательства несет в себе угрозу утраты стимулирующего эффекта, заложенного в законодательство за прошлые годы. Это стратегическое решение может в перспективе дорого стоить белорусской экономике.

Второй риск бюджета на 2022 год, на наш взгляд, – серьезное недофинансирование статьей, которые при планировании были отнесены к неприоритетным. Кроме того, мы ожидаем серьезного сокращения объ­емов финансирования государственной инвестиционной программы, увеличение проблем с расчетами при работе с бюджетными организациями и дальнейшее усугубление финансового положения строительных предприятий, задействованных в строительстве объектов, связанных с бюджетным финансированием.

Частный сектор не сможет больше вытягивать ситуацию с занятостью

Непростой в 2021 г. оставалась ситуация с занятостью и оплатой труда. Как мы отмечали в статье «Экономика растет, но ситуация с занятостью и зарплатами остается сложной» («ЭГ» № 95 за 10.12.2021), с декабря 2020 г. по сентябрь 2021 г. численность населения, занятого в экономике, сократилось на 46,5 тыс. человек, что почти в 2,5 раза больше, чем в 2020 г. Крупные и средние предприятия показали ощутимый отток кадров, уволив на 58,7 тыс. человек больше, чем было принято на работу за тот же период.

Несмотря на рост средней зарплаты, 75% работников страны все еще получают меньше данного значения. При этом серьезную поддержку ситуации с занятостью оказывают предприятия частной формы собственности, которые не только абсорбируют высвобождаемую рабочую силу, но и демонстрируют более высокий уровень оплаты труда. Вместе с тем из-за изменения подходов к налогообложению и дальнейшего преобладания пессимистических настроений среди субъектов хозяйствования мы ожидаем, что демпфирующий эффект может быть утрачен, а деловая активность замедлится.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by