Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Вопрос-ответ
11.04.2017 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Перевод на контракт

Наниматель решил заключить контракт с работником, с которым ранее был заключен трудовой договор на неопределенный срок. Работник в установленном порядке был предупрежден об изменении существенных условий труда.

Также ему был предоставлен для ознакомления и подписания контракт, в котором отсутствовали условия о дополнительном поощрительном отпуске и повышении тарифной ставки (оклада). Работник согласен с контрактной формой найма, однако требует включить в контракт указанные условия. В противном случае подписывать контракт он отказывается.

Вправе ли наниматель уволить работника по п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК в случае отказа работника от подписания контракта в предложенной редакции?

Согласно подп. 2.5 п. 2 Декрета Президента от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее – Декрет № 29) контракт, заключенный с работником, должен предусматривать дополнительные меры стимулирования труда, в т.ч.:

1) предоставление дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до 5 календарных дней;

2) повышение тарифной ставки (не более чем на 50%, если больший размер не предусмотрен законодательством).

Таким образом, включение в контракт условий о дополнительных мерах стимулирования труда является обязательным. Отсутствие в контракте данных условий является нарушением законодательства о труде со стороны нанимателя. Вместе с тем законодательством не предусмотрено, какие последствия данного нарушения нанимателя наступают для работника. В частности, не определено, вправе ли работник отказаться от подписания контракта при отсутствии в нем обязательных условий и при этом не быть уволенным по п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК.

Представляется, что для ответа на данный вопрос может быть использована аналогия закона. Так, ч. 1 ст. 23 ТК предусматривает основания недействительности отдельных условий трудового договора, в числе которых ухудшение ими положения работника по сравнению с законодательством, коллективным договором, соглашением. Согласно ч. 2 ст. 23 ТК недействительность отдельных условий трудового договора не влечет недействительности трудового договора в целом. В рассматриваемой ситуации речь идет не о наличии в контракте условий, ухудшающих положение работника, а об отсутствии в нем обязательных условий, в связи с чем положение работника ухудшается. Тем не менее, применив по аналогии закона ч. 2 ст. 23 ТК, можно сделать вывод, что отсутствие в контракте условий о дополнительных мерах стимулирования труда не влечет недействительности контракта. В данном случае при подписании контракта обеими сторонами он будет иметь юридическую силу. Однако все изложенное не лишает работника права в установленном порядке требовать включения в контракт дополнительных мер стимулирования труда согласно Декрету № 29.

Кроме того, в данной ситуации изменением существенных условий труда, которое предлагается работнику, является переход на контрактную форму найма. Об изменениях, касающихся оплаты труда или продолжительности трудового отпуска, речи не идет. В связи с этим на текущем этапе данной спорной ситуации от работника требуется выразить согласие на заключение контракта как такового. Такое согласие выражается путем подписания контракта работником. В противном случае работник может быть уволен по п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК в связи с отказом от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда.

Ответ: Да, вправе.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений