Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Банки и расчеты
09.08.2005 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Пенсии: вчера, сегодня, завтра

В настоящее время 2454,4 тыс. граждан, т.е. каждый четвертый житель Беларуси, получают различные виды пенсий. Из них почти 80% пенсионеров получает пенсии по возрасту, 12,5% - по инвалидности, около 7% - по случаю потери кормильца...
В настоящее время 2454,4 тыс. граждан, т.е. каждый четвертый житель Беларуси, получают различные виды пенсий. Из них почти 80% пенсионеров получает пенсии по возрасту, 12,5% - по инвалидности, около 7% - по случаю потери кормильца. В числе пенсионеров 66,6% женщины, 33,4% - мужчины. Большее число женщин отчасти связано с тем, что период получения ими пенсии после достижения 55 лет в среднем составляет 23,6 года, а мужчинами, достигшими 60 лет - 13,7 года. В сельской местности проживает 39,8% пенсионеров.

Механизм индексации трудовых пенсий, основанный на росте средней зарплаты в республике, позволяет обеспечивать повышение пенсий, сопоставимое с темпами роста доходов занятых в экономике. Кроме того, минимальные пенсии регулярно индексируются исходя из величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утверждаемой в ценах последнего месяца каждого квартала.

Соотношение средней трудовой пенсии и средней зарплаты в РБ за 2004 г. составило 41,8%. Этот показатель является самым высоким на всем постсоветском пространстве. К примеру, в России он на уровне лишь 28%.

В текущем году тенденция поступательного роста пенсий сохраняется. Июльские пенсии по отношению к декабрьским выросли в среднем на 9% (при росте цен за 6 месяцев т.г. на 4%). Сегодня пенсии, выплачиваемые государством, в среднем составляют: всех видов - 188,0 тыс. руб.; трудовой пенсии по возрасту - 198,0 тыс. руб.; минимальной пенсии по возрасту - 121,4 тыс.руб. Во втором полугодии предстоят очередные перерасчеты пенсий как в связи с ростом средней зарплаты в республике, так и с увеличением бюджета прожиточного минимума. Прогнозируется, что их рост будет выше, чем в первые шесть месяцев, а в целом за год составит не менее 130%, реальный рост - не менее 118%. При этом предполагается, что минимальная пенсия по возрасту с учетом доплаты к ней достигнет бюджета прожиточного минимума пенсионера.

Числом и ставками

Не секрет, что несмотря на положительную динамику роста пенсий достаток у большинства пенсионеров пока еще невелик. Дать больше действующая пенсионная система пока не может. Это обусловлено многими причинами.

Прежде всего возрастает нагрузка пенсионной системы. За период с 1990 г. число пенсионеров в расчете на 100 работников (тех, кто уплачивает пенсионные взносы) увеличилось с 46 до 60. Кроме того, снижается численность занятых в экономике (за период с 1990 г. с 5,8 до 4,3 млн. чел.), а также по причине выхода на пенсию лиц, родившихся в послевоенной период высокой рождаемости. Так, в истекшем году в сравнении с 2000 г. число граждан, обратившихся за назначением пенсии, возросло на 22,3%.

Серьезным фактором является демографическая ситуация в стране. На фоне резкого снижения рождаемости (в сравнении с 1990 г. на 37,4%) в Беларуси доля лиц, достигших 65-летнего возраста, уже сегодня в 2 раза выше критерия ООН, относящего население к стареющему. Усиливающаяся деформация возрастной структуры общества и сокращение трудового потенциала в перспективе могут серьезно осложнить выполнение долговременных обязательств пенсионной системы. В настоящее время 26,5% населения республики получает различные виды пенсий (в 1990 г. - 23%), тогда как в странах Евросоюза - менее 22%. Предполагается, что к 2025 г. доля населения в возрасте старше пенсионного (55/60 лет) в республике составит 28 %. Общая доля получателей пенсий (включая пенсионеров по инвалидности и по случаю потери кормильца в возрасте ниже пенсионного) к тому времени может превысить 32%.

Возрастание нагрузки пенсионной системы влечет за собой увеличение расходов. Казалось бы, самый простой путь к тому, чтобы обеспечить пенсионную систему необходимыми средствами и сохранить ее финансовую стабильность на будущее, - повысить тариф страховых взносов, не менявшийся уже 10 лет. Однако нынешний тариф (для работодателей в основном 29% фонда заработной платы, для работников - 1% зарплаты) в сравнении со странами СНГ и другими государствами и без того один из самых высоких. У белорусских работодателей пенсионная нагрузка на фонд заработной платы в 1,5 раза выше, чем в России. Это повышает стоимость рабочей силы и оказывает существенное влиянием на конкурентоспособность продукции и экономики в целом.

Под грузом льгот

На состоятельность пенсионной системы и ее финансовые возможности влияют и внутренние факторы. Пенсионную систему упрекают в высокой степени перераспределения средств, что уравнивает размер пенсий лиц, имевших высокий заработок до выхода на пенсию. Так, средняя пенсия по возрасту по отношению к прошлой осовремененной зарплате в истекшем году составила 43,4%. При этом у лиц с относительно низким заработком пенсия составляет 60-80% их заработка, в то время как у лиц, имевших высокий доход, и, соответственно, уплачивавших больший объем взносов, пенсия (хотя и максимальная или близкая к ней) - лишь 15-20% заработка. Конечно, такой низкий коэффициент замещения прошлого заработка снижает мотивацию к "зарабатыванию" более высокой пенсии и уплате страховых взносов.

С чем связана такая степень перераспределения пенсионных средств? Пенсионной системе свойственны элементы материального поощрения и компенсаций нестрахового характера в виде различных надбавок и повышений, зачета в стаж периодов, не связанных с уплатой страховых взносов, и т.д. Сохраняется также беспрецедентно широкий  круг оснований (более 20) для досрочного выхода на пенсию. При этом пенсионные льготы оплачиваются за счет средств общей пенсионной системы, а большинство работодателей, имеющих рабочие места с особыми условиями труда, никакой дополнительной нагрузки по оплате льгот своим работникам не несут. Бесплатный характер досрочных пенсий ведет к тому, что работодатели, как и работники - получатели льгот - заинтересованы в том, чтобы фактические условия труда "подтянуть" под вредные" с целью включения той или иной профессии в "льготный" список. В результате с 1990 г. доля "досрочников" в общей численности "новых" пенсионеров по возрасту и за выслугу лет увеличилась более чем в 3 раза. В 2004г. она составила 27,4%. И если в советский период при гораздо меньшем количестве пенсионеров, в том числе "досрочников", расходы пенсионной системы сдерживались довольно жесткими правилами выплаты пенсий в период работы, то сегодня они выплачиваются практически без ограничений вне зависимости от величины получаемой зарплаты.

В настоящее время в республике 20,4 % общего числа пенсионеров продолжает работать. Расходы на финансирование пенсий полумиллионной армии работающих пенсионеров составляют почти 20% средств пенсионного страхования. Это не может не ограничивать возможности для приемлемых пенсий тем, кто уже не в состоянии трудиться и живет лишь на пенсию. Правда, далеко не все работающие пенсионеры имеют высокую зарплату. В общей численности занятых наибольший удельный вес пенсионеров, продолжающих работу, - в здравоохранении, образовании, сельском хозяйстве, торговле и общественном питании.

Пути преобразования

Несомненно, действующая пенсионная система нуждается в преобразованиях и адаптации к современным условиям.

Подготовка соответствующих законопроектов в Министерстве уже ведется. В частности, в качестве первоочередной меры в соответствии с поручением Президента разрабатывается проект закона, предусматривающий изменение источника финансирования досрочных пенсий и введение системы дополнительного профессионального пенсионного страхования работников, занятых в неблагоприятных условиях труда. При этом речь идет не о сокращении льгот, а только об изменении источника и механизмов финансирования. Финансирование пенсионных прав, приобретаемых в рамках новой системы профессионального пенсионного страхования, предполагается осуществлять за счет целевых страховых взносов нанимателей по накопительной схеме с постепенным освобождением общей пенсионной системы от финансирования досрочных пенсий, связанных со страхованием производственных рисков.

В общей системе обязательного пенсионного страхования предполагается ввести механизм накопления пенсионных прав, основанный на условно-накопительных счетах. Это в перспективе позволит создать более "прозрачную" и понятную пенсионную систему, которая бы в большей степени отражала финансовый вклад работника и обеспечивала адекватные пенсионные гарантии в старости. Отличие пенсионной системы, основанной на условно-накопительных счетах, от системы с реальным накоплением, о которой сегодня говорят сторонники радикальной пенсионной реформы, состоит в том, что страховые взносы, уплачиваемые в пользу работников, не инвестируются, а идут на финансирование пенсий уже состоявшимся пенсионерам. Инвестироваться может лишь пенсионный резерв. Со временем не исключается переход и к реальному накоплению. Но для этого необходимы соответствующие условия и дополнительные, причем весьма значительные, средства на финансирование такого перехода.

Впрочем уже сегодня можно добровольно копить на дополнительную пенсию и застраховать ее в одной из шести страховых компаний, оказывающих эту услугу.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений