Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Консультации
04.12.2015 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Патент и недобросовестная конкуренция©

Мы создали фирму, подали через год заявку на регистрацию в качестве товарного знака разработанного с помощью дизайнеров комбинированного обозначения, но пока не получили свидетельство на него. Когда еще через год решили зарегистрировать домен, тождественный нашему фирменному наименованию, оказалось, что он уже зарегистрирован на имя физического лица в отношении однородных товаров. Как это могло произойти и были ли в судебной практике подобные споры?

В настоящее время почти каждая крупная компания имеет один или несколько сайтов, как правило, под доменными именами, сходными с фирменными наименованиями или зарегистрированными товарными знаками, под которыми компания предлагает товары на рынке, услуги. Эти средства индивидуализации пользуются особой охраной и защитой на территории любого государства, где они зарегистрированы, в силу исключительности прав на них. Никто не вправе без разрешения обладателей прав на фирменные наименования, зарегистрированные товарные знаки и знаки обслуживания использовать их либо схожие с ними до степени смешения обозначения в своей деятельности и в своих интересах, в т.ч. в Интернете и в доменном имени, в отношении однородных товаров и услуг.

Однако многие коммерческие организации своевременно не заботятся о регистрации своих доменов, аналогичных товарным знакам либо фирменным наименованиям. И когда они решают наконец-то организовать свою интернет-страницу, выясняется, что одноименный домен уже зарегистрирован на другое лицо в отношении однородных товаров и оказываемых услуг и его передача предлагается за немалую плату.

В Беларуси процедура регистрации доменов в национальной зоне регламентируется Инструкцией о порядке регистрации доменных имен в пространстве иерархических имен национального сегмента сети Интернет, утв. приказом Оперативно-аналитического центра при Президенте от 18.06.2010 № 47 (далее – Инструкция). Домены регистрируются по желанию на физических либо юридических лиц независимо от наличия у них товарных знаков или фирменных наименований. Товары и услуги, которые могут в дальнейшем распространяться на сайте, не имеют никакого значения при регистрации домена. Не ограничено и количество регистраций доменов на одно физическое либо юридическое лицо.

Во избежание столкновения доменных имен с правами на средства индивидуализации (фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания) Инструкция содержит нормы рекомендательного характера, в соответствии с которыми в случае, если заявителем является юрлицо, при выборе доменного имени следует использовать наименование этого юрлица. Кроме того, при выборе доменного имени заявителю рекомендовано избегать названий, совпадающих с наименованиями зарегистрированных средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ и услуг, если заявитель не является обладателем права на фирменное наименование, владельцем товарного знака и знака обслуживания, лицом, обладающим правом пользования географическим указанием.

К сожалению, эти предписания не всегда соблюдаются. В связи с отсутствием жесткого запрета на регистрацию в качестве доменных имен чужих средств индивидуализации, те, которые приносят достаточную прибыль, являются весьма привлекательными объектами захвата для недобросовестных лиц, особенно физических.

Споры об использовании доменных имен — сравнительно новое явление в практике судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного суда. Характерно, что в качестве киберзахватчиков по всем рассмотренным с 2008 г. спорам выступали только физические лица.

Судебная практика признает нарушением прав владельца фирменного наименования либо зарегистрированного товарного знака несанкционированное использование в доменном имени обозначения, тождественного либо схожего до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком, фирменным наименованием, в отношении однородных товаров и услуг. Такое использование создает опасность смешения товаров и услуг на рынке и является недобросовестным.

По всем данным делам вынесены решения о запрете ответчикам использования чужих фирменных наименований либо зарегистрированных товарных знаков в доменных именах в Интернете и о прекращении регистраторами делегирования доменов конкретным ответчикам.

Жанна ШКУРДЮК,

заместитель Председателя

Верховного Суда,

председатель

судебной коллегии по

делам интеллектуальной собственности

Верховного Суда

http://court.by/

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений