Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
09.08.2013 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ОКЕАН НЕ СКРОЕТ НАЛОГОВУЮ ТАЙНУ©

Активизация борьбы с уклонением от уплаты налогов из внутреннего дела белорусских налоговых органов может стать задачей глобального масштаба. Обсуждению этой возможности был посвящен семинар, организованный для белорусских банков Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь совместно с международной аудиторской компанией KPMG, по поводу закона «О налогообложении иностранных счетов», более известном, как «закон FATCA».

Активизация борьбы с уклонением от уплаты налогов из внутреннего дела белорусских налоговых органов может стать задачей глобального масштаба. Обсуждению этой возможности был посвящен семинар, организованный для белорусских банков Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь совместно с международной аудиторской компанией KPMG, по поводу закона «О налогообложении иностранных счетов», более известном, как «закон FATCA».

Наши читатели уже знакомы с этим документом, по которому власти США намерены требовать сведения о счетах американских налогоплательщиков в зарубежных банках (см. «ЭГ» № 84 за 2012 г., №№ 13, 34, 42, 44, 52 за 2013 г.). Беларусь не может остаться в стороне от данной проблемы, которая не чужда и нашей стране: по официальным оценкам, доля теневого сектора в ВВП страны составляет примерно 10%.

Открывая семинар, заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая заявила, что он поможет изучить возможности и пути взаимоотношений налоговых органов и банковских учреждений по налаживанию такого обмена информацией. Она обратила внимание, что сегодня все государства предъявляют новые требования к сведениям о доходах и имуществе своих организаций и граждан. В условиях глобализации мировой экономики у правительств возникла необходимость получать эту информацию не только от своих контролирующих органов, но и от налоговых служб и финансовых институтов других стран. Основная причина происходящего — значительные потери бюджета от применения плательщиками схем налогового планирования. К примеру, бюджет США ежегодно теряет до 100 млрд. USD в связи с уклонением от уплаты налогов с использованием оффшорных схем.

Однако потери возникают не только в оффшорах, но и при переводе бизнеса или его части в любую другую страну, если плательщик не отражает заграничные доходы в налоговой отчетности. Чтобы обеспечить более эффективный контроль за налогообложением, возникает необходимость получения исчерпывающей информации о доходах и операциях граждан и компаний за рубежом, где бы они ни проводились. При этом один из важнейших источников информации — сведения от банков о счетах и переводах. Поэтому примеру США готовы последовать власти многих стран.

Хотя срок вступления в силу закона FAТCA перенесен еще на полгода, проблема его действия в той или иной степени может затронуть и белорусские банки. Модератор семинара, заместитель директора KPMG Эдгарс Вольскис предупредил, что если сейчас эта проблема для Беларуси многим кажется неактуальной, то рано или поздно с требованиями этого закона придется столкнуться и нам. Тем более что вопрос о прозрачности транзакций становится важных для всех государств. К тому же в Беларуси немало «дочек» российских банков. Если требования FATCA не будут выполняться хотя бы в одной из юрисдикций, где находятся подразделения материнской финансовой организации, то санкции (точнее, взимание 30-процентного налога со всех транзакций) будут применены ко всей группе. Поэтому обеспечить сотрудничество с США нужно хотя бы для того, чтобы не подводить своих российских партнеров.

Возможны две модели в рамках требований FATCA. Первая — заключение индивидуального соглашения отдельных банков с налоговой службой США (IRS). Кстати, первоначально рассматривался только этот вариант. Однако более приемлемым кажется заключение с IRS межправительственного соглашения, по которому обмен информацией будет проходить между налоговыми органами двух стран. При этом банкам придется предоставлять информацию о своих клиентах не американцам, а налоговым органам своей страны, которые затем передадут ее коллегам в США. Такой путь уже выбрали Норвегия, Великобритания, Дания, Мексика, Ирландия, а еще более 50 государств, включая Россию, готовятся к подписанию подобных соглашений.

Представитель KPMG отметил, что без присоединения к требованиям FATCA имеющийся у нас «старинный» договор об избежании двойного налогообложения, заключенный еще в 1970-е годы в СССР, работать не будет — тем более что в нем вообще нет статьи об обмене информацией.

Между тем такой обмен может быть и двухсторонним: если налоговые органы стран — участниц соглашения сообщают о счетах американских резидентов в своих банках в IRS, последняя, в свою очередь, поделится аналогичной информацией с налоговой службой государства, с правительством которого у США заключен договор.

Поскольку уйти от применения требования FATCA едва ли удастся, KPMG предлагает банкам подготовиться к выполнению основных его требований. При этом потребуется не только предварительная работа, связанная с оценкой рисков, идентификацией клиентов, подготовкой соответствующей отчетности и т.п. Не исключено, что понадобятся изменения в национальном законодательстве, причем такие, которые не нанесут ущерб бизнесу. Кроме того, KPMG предлагает заранее подумать о минимизации расходов на выполнение банками требований FATCA за счет их правильного понимания, сокращения риска появления дополнительных работ путем изначального разумного подхода к вопросу, определения способов более точного выявления налоговых резидентов США среди клиентов. Впрочем, Э.Вольскис признал, что многие аспекты применения закона FATCA еще довольно туманны. Не случайно срок его вступления в силу откладывался уже трижды. Тем не менее надо полагать, что по мере продвижения к намеченному сроку на все вопросы найдутся ответы. Так что у белорусских банков и налоговых органов есть и время, и исходные данные, чтобы не оказаться в числе аутсайдеров мировых финансовых отношений — хотя бы в части обмена информацией.

Валерия ГЕРАСИМОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений