$

2.5600 руб.

3.0438 руб.

Р (100)

3.3894 руб.

Ставка рефинансирования

7.75%

Контроль

Обжалование процедур госзакупок

02.10.2019

Как правильно обжаловать нарушения, допущенные в ходе проведения процедуры закупки за счет государственных средств, чтобы отстоять свои права – рассказывают юристы Адвокатского бюро REVERA: руководитель практики разрешения корпоративных и административных споров, адвокат Андрей Толочко и юрист Андрей Лойша​.

С 1 июля действуют новые правила проведения госзакупок – три месяца практики показали, что не все проходит гладко. Если в ходе проведения процедуры госзакупки нарушаются права и законные интересы участника либо иного юрлица (физлица) действиями (к которым приравнивается бездействие) либо решениями заказчика (организатора) закупки, комиссии по закупкам (ее членов), товарной биржи, оператора электронной торговой площадки (далее – ЭТП), то необходимо сначала попробовать решить дело мирным путем. Если исчерпаны все попытки бесконфликтного разрешения спорной ситуации, то придется переходить к активной защите своих прав.

Рассмотрим подробнее способы защиты.

 

Заявление заказчику (организатору), товарной бирже, оператору электронной торговой площадки

  •  на этапе подготовки и подачи предложений – обратиться с таким заявлением может юрлицо либо физлицо, чьи права нарушены. Главное, чтобы не истек срок для подготовки и подачи предложений, и только в части, касающейся документов, предоставляемых для подготовки предложения;
  •  до заключения договора (если не начато обжалование в МАРТ) – любой участник процедуры госзакупки вправе обратиться с заявлением.

 

По общему правилу, заявление подается путем его размещения на ЭТП либо направляется заказчику (организатору) или товарной бирже в письменной форме – при проведении:
- закрытого конкурса,
- закрытой процедуры запроса ценовых предложений,
- биржевых торгов,
- процедуры закупки из одного источника.
 

Решение по жалобе принимается не позднее пяти рабочих дней со дня его размещения на ЭТП либо со дня его получения.

Рекомендация: пользуйтесь данным способом защиты в случае если были допущены несущественные нарушения, которые обусловлены организационными причинами или человеческим фактором.

 

Жалоба в МАРТ

Может подать:

  •  любое юрлицо или физлицо – до истечения срока для подготовки и подачи предложений;
  •  участник процедуры госзакупки – со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений, но не позднее десяти календарных дней со дня уведомления участников о выборе участника-победителя либо об отмене процедуры госзакупки (признании ее несостоявшейся);
  • участник процедуры закупки из одного источника – со дня получения предложения от заказчика о заключении договора до дня его заключения.

 

Важно: после истечения срока для подготовки и подачи предложений участник процедуры госзакупки не вправе подать жалобу в отношении документов, предоставляемых для подготовки предложения.

 

На практике участники часто упускают данный нюанс и в итоге утрачивают возможность обжаловать в МАРТ условия документов, которые были представлены для подготовки предложения.

 

Жалобу нужно правильно подать:

подается посредством размещения на ЭТП при проведении:

- открытого конкурса,

- электронного аукциона,

- процедуры запроса ценовых предложений;

подается в письменной форме при проведении:

- закрытого конкурса,

- закрытой процедуры запроса ценовых предложений,

- биржевых торгов,

- процедуры закупки из одного источника.

 

Важно: при подаче жалобы необходимо соблюдать сроки и требования, предусмотренные п. 3 ст. 52 Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З).

 

Для рассмотрения жалоб в МАРТе создана комиссия по рассмотрению жалоб, состав которой определен приказом министра от 11.09.2017 № 149.

Комиссия по рассмотрению жалоб на коллегиальной основе рассматривает жалобу по существу и принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Принятая к рассмотрению жалоба является основанием для проведения МАРТ камеральной проверки.

 

В ходе камеральной проверки будет проверено:

- включен ли предмет госзакупки в годовой план госзакупок, размещенный на ЭТП;

- обоснован ли выбор заказчика (организатора) вида процедуры госзакупки;

- соответствуют ли документы, предоставляемые для подготовки предложения, протоколы и решения заказчика (организатора) требованиям законодательства о госзакупках;

- размещал ли заказчик (организатор) на ЭТП ответы на запросы о разъяснении документов, предоставляемых для подготовки предложения.

Если будут выявлены нарушения законодательства о государственных закупках, МАРТ составляет акт камеральной проверки. При этом заказчиком (организатором) могут быть направлены возражения по такому акту. МАРТ изучит обоснованность доводов, изложенных в возражениях и составит заключение в письменной форме, с последующим размещением его на ЭТП до истечения срока приостановления процедуры госзакупки.

Если в результате проведения камеральной проверки и (или) рассмотрения жалобы будут выявлены нарушения законодательства о госзакупках, то МАРТ выносит обязательное для исполнения заказчиком (организатором), товарной биржей, оператором ЭТП предписание, в котором укажет, какие нормы законодательства нарушены, характер выявленного нарушения и что конкретно обязан сделать заказчик (организатор), товарная биржа, оператор ЭТП для его устранения.

Если нарушений обнаружено не будет, то результаты камеральной проверки МАРТ оформит справкой камеральной проверки.

 

Важно: В случае проведения закрытого конкурса, закрытой процедуры запроса ценовых предложений, биржевых торгов, процедуры закупки из одного источника камеральная проверка не проводится.

 

Процедура государственной закупки приостанавливается на срок рассмотрения жалобы, который не может превышать десяти рабочих дней со дня приостановления процедуры государственной закупки. Заказчик не вправе заключать договор до принятия МАРТ решения по существу жалобы.

Рекомендации: использовать механизм подачи жалобы в МАРТ лучше в случае необходимости приостановить процедуру закупки и не дать заключить договор с другим участником.

 

Исковое заявление в суд о признании процедуры государственной закупки недействительной

 

Может подать:

любое заинтересованное лицо, включая участника процедуры государственной закупки.

 

Предмет иска – о признании процедуры государственной закупки недействительной, срок подачи – в течение трех лет с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

С учетом релевантной судебной практики, указанное исковое заявление может быть подано только после того, как процедура государственной закупки будет завершена, то есть после заключения договора.

До завершения процедуры государственной закупки одним из способов судебной защиты нарушенного права может выступать механизм подачи заявления об обжаловании действий (бездействия) и (или) решения заказчика (организатора) в порядке, предусмотренном главой 25 ХПК.

В результате рассмотрения иска суд может признать процедуру госзакупки недействительной.

Признание процедуры государственной закупки недействительной влечет недействительность договора, заключенного по результатам такой процедуры (п. 3 ст. 56 Закона № 419-З).

Рекомендации: иск в суд стоит подавать, если вы уверены, что со стороны заказчика (организатора) были допущены (и вы сможете это доказать) существенные нарушения (которые могли повлиять или повлияли на результаты процедуры государственной закупки).

В качестве примеров таких нарушений можно привести необоснованное отклонение от участия в процедуре госзакупки, несоблюдение организатором (заказчиком) условий проведения процедуры государственной закупки и т.д.

Автор публикации: Беседовала Татьяна РАДЫНО


***