Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
18.01.2002 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ОБЩЕСТВО И УЧРЕДИТЕЛЬ когда расходятся дороги

Еще вчера у фирмы шли своим ходом переговоры, заказы, работа с клиентами. И вдруг учредители фирмы что-то не поделили между собой (обычно это деньги). Итог -- разрыв деловых отношений. Как правило, один из участников подает заявление о выходе из общества и все. Более ничего знать не знает и делать не делает без проведения с ним окончательного расчета. Осуществить выход участника становится проблемой номер один для общества. К сожалению, такая ситуация -- распространенное в бизнесе явление.

Еще вчера у фирмы шли своим ходом переговоры, заказы, работа с клиентами. И вдруг учредители фирмы что-то не поделили между собой (обычно это деньги). Итог -- разрыв деловых отношений. Как правило, один из участников подает заявление о выходе из общества и все. Более ничего знать не знает и делать не делает без проведения с ним окончательного расчета. Осуществить выход участника становится проблемой номер один для общества. К сожалению, такая ситуация -- распространенное в бизнесе явление.

В принципе ст.93 Гражданского кодекса позволяет участнику общества в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников. Статья же 49 Закона "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью" (далее -- Закон) устанавливает, что выход участника производится по его заявлению на основании решения собрания участников общества.

Практика еще не выработала единого механизма применения этих норм. В частности, необходимо ли участнику, подавшему заявление о выходе, присутствовать на собрании? Должен ли выходящий участник подписывать протокол с решением по его заявлению? С какого момента участник общества перестает быть таковым -- с момента подачи заявления о выходе или с момента государственной регистрации данного изменения? Вправе ли общество вообще принимать решение о выходе участника из общества?

Пока регистрирующие органы относятся к этому неоднозначно и требуют присутствия участника во всех процедурах, связанных с рассмотрением его заявления, что является спорным. Датой выхода они считают дату государственной регистрации изменений и дополнений, ссылаясь при этом на ст.48 ГК, а это значит, что и после подачи заявления о выходе участник является полноправным участником общества, которого необходимо уведомлять о дате, месте, времени, повестке дня при проведении очередных собраний.

Однако п.21 постановления Пленума Высшего хозяйственного суда от 7.06.2001 г. N 4 "Об отдельных вопросах практики рассмотрения споров, связанных с применением условий учредительства юридических лиц и законодательства о хозяйственных обществах" четко определяет, что выход участника из общества не связывается ни с решением собрания, ни с внесением изменений в учредительные документы, в связи с чем моментом выхода участника из состава участников общества является дата подачи заявления о выходе.

Пункт 3 ст.48 ГК устанавливает, что с момента государственной регистрации изменения и дополнения в учредительные документы юридических лиц приобретают силу лишь для третьих лиц. В отношениях между учредителями и обществом изменения и дополнения имеют силу с момента их принятия.

Собрания участников общества по факту подачи заявления проводятся. Но общество не удовлетворяет его просьбу и не отказывает заявителю. Общество принимает решение о проведении предусмотренных законодательством выплат вышедшему участнику и о внесении соответствующих изменений в учредительные документы общества.

С момента надлежащего уведомления общества о своем желании выйти из него участник автоматически перестает являться таковым, а это значит -- перестает быть субъектом прав и обязанностей участников, предусмотренных учредительными документами общества, и все решения принимаются без его участия, в том числе решение о выплатах.

Такими выплатами являются часть стоимости имущества и часть прибыли общества, пропорционально доле в уставном фонде (если иное не предусмотрено учредительными документами). Стоимостью имущества общества является стоимость чистых активов, которая определяется на первое число месяца подачи заявления участника о выходе. Выплата части прибыли производится только в том случае, если высшим органом управления общества после утверждения отчета за финансовый год принято решение о выплате дивидендов участникам общества. Если прибыль распределяется в ином порядке, вышедший участник не имеет право на данную выплату.

Из сказанного напрашивается вывод: если участник подал заявление о выходе, его уже нельзя исключить за ранее совершенные действия, препятствующие достижению уставных целей общества, и тем более нельзя исключить за такие действия после подачи заявления.

На практике существует еще одна проблема. Участник подал заявление о выходе, а общество не представляет в регистрирующий орган изменения. Соответственно во всех базах данных участник продолжает значиться как учредитель.

Было бы целесообразным (если общество не имеет задолженности перед бюджетом, не находится в процессе ликвидации) предоставить участнику право подавать копии нотариально заверенного заявления в регистрирующие органы, которые в свою очередь вносят изменения в базу данных и уведомляют налоговую и другие органы о внесенных изменениях по истечении месячного срока. Общество же в месячный срок обязано будет внести изменения и дополнения и представить для регистрации в исполком. Тем самым исполком мог бы контролировать обязанность общества по государственной регистрации изменений, связанных с выходом участника из общества.

Ситуация усугубляется, если участников общества двое и оба обладают равными долями в уставном фонде.

При подаче заявления о выходе из общества одним из участников в обществе остается второй. Напрашивается вопрос: правомочен ли он принимать решения в период между подачей заявления о выходе первого участника и государственной регистрацией вытекающих отсюда изменений, в том числе решения о выплатах своему недавнему партнеру и реорганизации общества без него? Статья 19 Закона позволяет оставшемуся участнику общества принимать эти решения.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by