Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
АПК
15.03.2005 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ОБЕЩАНИЯ ДЛЯ ГЛУБИНКИ

Каких только пертурбаций не претерпевала белорусская деревня! В советские времена, помимо всеобщего коммунистического рая, обещали ее "смычку" с городом. Пару десятков лет назад поделили на перспективную часть и не очень. Со временем об этой градации забыли, зато из более двух тысяч сельхозорганизаций выделили несколько десятков т.н. базовых, призванных содействовать расцвету аграрного сектора национальной экономики...

Каких только пертурбаций не претерпевала белорусская деревня! В советские времена, помимо всеобщего коммунистического рая, обещали ее "смычку" с городом. Пару десятков лет назад поделили на перспективную часть и не очень. Со временем об этой градации забыли, зато из более двух тысяч сельхозорганизаций выделили несколько десятков т.н. базовых, призванных содействовать расцвету аграрного сектора национальной экономики. Теперь пришла пора агрогородков - образцовых во всех (прежде всего в экономическом и социальном) отношениях поселений, создаваемых "на базе административных центров сельсоветов, территории которых являются исторически устоявшимися образованиями, а также центральных усадеб сельскохозяйственных организаций". Агрогородков, заметим, планируется образовать немногим более полутора тысяч (Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 гг., в рамках которой ведется эта работа, пока дорабатывается), а всего сельских населенных пунктов в республике насчитывается 24 с лишним тысячи. Станет ли при таком раскладе крепче белорусская деревня вообще, а жизнь крестьянина - богаче?

"Местечковая" инфраструктура

К 2010 г. в стране планируется иметь по одному такому поселению на 15 (в среднем) прочих. С учетом того, что на сельхозугодья в Беларуси приходится 45% общей площади, а на леса и воды - 38%, размер территории, тяготеющей к такому центру, составит около 120 кв.км, а средняя удаленность от него иных деревень -  чуть более 6 км.

Вообще-то агрогородки создаются не только для того, чтобы нарастить в какой-то конкретной местности производство сельскохозяйственной продукции, но и чтобы обустроить в ней такую инфраструктуру, которая позволила бы всем проживающим здесь гражданам, в т. ч. из отдаленных хуторов, пользоваться благами, максимально приближенными к городским, - торговыми, бытовыми, медицинскими, транспортными и т.д. Как это сделать при наших расстояниях, дорогах и хронических прорехах в районных бюджетах - представить трудно.

Впечатляет и разница между потенциалом, к примеру, Гродненской области и Могилевской, в силу неодинакового плодородия почв, размеров хозяйств, отличий в системах расселения населения, в демографии, экологии и экономике регионов.

Демографические процессы инертны и трудно поддаются управлению, в корне изменить их за пять лет нельзя. Сегодня в городах пенсионером является каждый седьмой житель, в сельской местности - каждый третий.  Если исключить административные и  хозяйственные центры, то получим по 3/4 населения пенсионного возраста в каждой из 20 тыс. тяготеющих к ним деревень. Доля трудоспособного населения в настоящих городах примерно 60%, а в  "агрогородках" будет не более 45%. На фоне общего старения населения ежегодный отток в города составляет и, вероятнее всего, будет составлять в оцениваемый период не менее 20 тыс. чел. в год.

Экономика в общем "подвижнее" народонаселения, но только не аграрная. Стада и сады за год не появляются. Многое определяется степенью концентрации и специализации производства, уровнем агропромышленной интеграции как в целом, так и по группам производителей продукции. Между тем известно, что продовольствие в нашей стране производят около 2,5 тыс. крупных предприятий и примерно 2 млн. мелких - подсобных хозяйств населения. Земельная площадь, которой  располагают крестьянские дворы, составляет около 1 млн.га, из них 90%  - пашня, которая обеспечивает 2/5 валовой продукции сельского хозяйства (и половину доходов крестьянских семей). Треть картофеля, каждый пятый килограмм плодов и ягод, 1/16 мяса и молока заготовительные организации закупают у населения, но в основном продукция расходится на личное потребление крестьян и их родственников.

При сохранении основы продовольственной базы -  крупных сельхозпредприятий и крестьянских дворов - различия в их перспективах усиливаются. Половина мельчайших производителей проживает в 20 тыс. сельских населенных пунктов, которые не являются центрами сельсоветов, крупных сельскохозяйственных либо иных предприятий, и практически все они, за исключением малолетних детей, участвуют в сельскохозяйственной деятельности, т.е. имеют некие места приложения своего труда.

Очевидно, что "панами сохи и косы" в ХХI столетии желает быть весьма небольшая часть белорусских сельчан. А вот с современными рабочими местами дело обстоит неважно. Большинство высокотехнологичных рабочих мест в сельском хозяйстве создавалось на закате развитого социализма, а то и ранее. И если в жилищном строительстве на селе, кажется, наметилось улучшение, то в производственной сфере темп обновления основных фондов продолжает замедляться. Удельный вес в ВВП добавленной стоимости сельского хозяйства составил в 2004 г. 9%, доля инвестиций в сельское хозяйство оказалась всего 6%, а в 1990 г. капиталовложения в село составляли 28% к общему объему инвестиций в стране.

Если более подробно в свете сказанного рассмотреть распределение жилищного строительства на селе по регионам, то сомнения в теории развития местечек усиливаются. Ведь неблагоприятные социально-демографические процессы, протекающие в малых деревнях, определялись после коллективизации динамикой формирования привлекательных мест приложения труда, а не наличием филармоний.

При нынешнем составе населения в этих деревнях качество жилищного строительства беспокоит с точки зрения будущего весьма небольшую часть населения, а производственные объекты, рассчитанные на большое число занятых по найму, не могут быть обеспечены кадрами.

Располагающая пятой частью сельскохозяйственных угодий и четвертью сельского населения страны Минская область имеет самую низкую долю сельскохозяйственных предприятий в массе сельской застройки. Напротив, Витебская и Могилевская области здесь лидируют.

Следовательно, в областях, испытывающих острый дефицит трудовых ресурсов (Витебская, Могилевская, Гомельская), предлагаемая политика капиталовложений в производственное и жилищное строительство усилит смещение сельскохозяйственного производства к центрам государственных предприятий либо их правопреемников.

Тем временем в малых деревнях при отсутствии интересующих молодых людей мест приложения труда будут доживать свой век примитивные технологии. В относительно густонаселенных областях (Минская, Гродненская, Брестская) трудоспособные жители вне местечек, сохраняя мелкотоварное производство, смогут сочетать его с работой вне сферы сельского хозяйства.

Планы, не подкрепленные средствами

Задача обеспечения эффективного хозяйствования и создания для сельских жителей максимально приближенных к городским условий проживания актуальнее всего, пожалуй, стоит на Витебщине. Всего на селе здесь проживает 395,6 тыс. человек, насчитывается 6,5 тыс. населенных пунктов. Во многих из них, как правило, наиболее удаленных от административных центров, проживают по 2-3 семьи.

Поэтому уже в нынешнем году здесь в соответствии с решением облисполкома от 13 января № 7 запланировано создать 40 агрогородков, сообщил редакции председатель Комитета экономики облисполкома Геннадий Гребнев. Всего на этот статус претендуют 272 населенных пункта. Наибольшее их количество в 2005-2010 гг. должно появиться в Дубровенском (20), Докшицком (18), Браславском, Витебском, Сенненском (по 17) районах, наименьшее - в Россонском и Ушачском (по 6), а также Шумилинском (8) и Лепельском (9) районах.

По словам Геннадия Ивановича, во всех административных районах области созданы специализированные рабочие группы, подготовлены проекты генеральных планов агрогородков (определена сеть объектов социальной и инженерной инфраструктур с привязкой к местности, выбраны площадки для нового строительства, рассчитаны объемы и ориентировочная стоимость нового строительства и реконструкции). По плану в первую очередь такие городки будут создаваться на центральных усадьбах наиболее крепких и устойчивых в экономическом смысле сельхозорганизаций - там, где имеются современные молочно-товарные фермы и мастерские, предприятия  бытового обслуживания и учреждения здравоохранения, школы и прочая развитая коммунальная и социальная инфраструктура. Девять из таких хозяйств, определенные как базовые, уже в нынешнем году  должны обеспечить уровень производства агрокомбината "Снов". Здесь же прежде всего будет строиться и жилье по одноименной президентской программе. Учитывая, что в области имеется 350 сельхозорганизаций, в них необходимо возвести 1750 домов.

Словом, планы областной вертикали "далекоидущие", но будут ли они реализованы и главное - обеспечат ли должный эффект? Только в нынешнем году на строительство, инженерное обустройство и развитие социальной сферы первых 40 агрогородков потребуется израсходовать 250,6 млрд. руб., однако на сегодняшний день более-менее реально поступление из различных источников (областной бюджет, кредитные ресурсы, инновационный фонд и фонд поддержки сельхозпроизводителей и аграрной науки, собственные средства хозяйств) только 103,9 млрд., остальные 146,7 млрд. руб. будут аккумулироваться "по мере поступления". Гарантия того, что поступление будет надежным, ритмичным и по полной программе, весьма зыбкая. Тем не менее работа по их сбору в области началась. На развитие АПК, включая программу возрождения села, с начала года привлечено около 15 млрд. руб. инвестиций. Отличились РУП "Витебскоблгаз", ОАО "Нафтан", ДРСУП "Витебскоблдорстрой", ОАО "Дорожно-строительный трест № 1", ОАО "Полимир", ОАО "Стекловолокно", ОАО "Витвин", некоторые другие предприятия и организации.

В целом за 2005-2010 гг. в области на обустройство села запланировано израсходовать 843,2 млрд. руб., в т.ч. на развитие социальной сферы - 275,5, на инженерное обустройство - 597,7 млрд. руб. Удастся ли воплотить в жизнь эти планы - покажет время. Пока же сельчанам Витебщины остается только надеяться на давно обещаемую "смычку" деревни с городом.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений