Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

О порядке формирования и регулирования цен на бытовые услуги, оказываемые населению

Государственное регулирование цен на бытовые услуги в соответствии с Указом Президента от 19.05.99 г. N 285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь" осуществляется облисполкомами и Минским горисполкомом по перечню социа...
Государственное регулирование цен на бытовые услуги в соответствии с Указом Президента от 19.05.99 г. N 285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь" осуществляется облисполкомами и Минским горисполкомом по перечню социально значимых услуг, определяемому Советом Министров.

Первоначально Перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены на которые регулируются Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом был утвержден постановлением Совмина от 18.06.99 г. N 943 и включал в себя около двадцати видов бытуслуг. По мере создания соответствующих экономических условий Минэкономики поэтапно сужает сферу ценового регулирования, в частности, сокращает Перечень. В настоящее время согласно постановлению Совета Министров от 2001-09-19 г. N 1381 "О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.06.1999 г. N 943" к социально значимым бытовым услугам, цены на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом, относятся следующие:

-- услуги парикмахерских (кроме салонов и салонов типа "Люкс");

-- бань и душевых установок;

-- ритуальные услуги (в пределах минимума похоронного ритуала);

-- физкультурно-оздоровительные услуги для детей до 16 лет.

Цены на бытуслуги, которые не относятся к социально значимым, утверждаются руководителями организаций.

Порядок формирования цен на бытуслуги для населения, оказываемые всеми организациями независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, установлен Положением о формировании предельных цен и тарифов на бытовые услуги, утв. постановлением Минэкономики от 22.07.99 г. N 79, с учетом дополнений и изменений, внесенных постановлениями Минэкономики от 2000-09-13 г. N 182 (НРПА, N 8/4178 от 2000-09-15 г.), от 2001-04-25 г. N 77 (НРПА, N 8/5783 от 2001-04-28 г.), от 2001-11-14 г. N 182 (НРПА, N 8/7476 от 2001-11-19 г.). На индивидуальных предпринимателей действие Положения не распространяется.

В соответствии с вышеназванным документом цены и тарифы на бытовые услуги, оказываемые населению, формируются согласно Положению о порядке формирования и применения цен и тарифов, утв. постановлением Минэкономики от 22.04.99 г. N 43 (с учетом дополнений и изменений), на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей, прибыли с учетом качества услуг и конъюнктуры рынка, а также отраслевых особенностей, установленных Положением, о которых будет сказано ниже.

Включение затрат в себестоимость бытовых услуг производится в соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утв. министерствами экономики, финансов, статистики и анализа и труда 30.01.98 г. (с учетом дополнений и изменений), отраслевыми методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости работ, услуг.

Формирование цен и тарифов на бытовые услуги осуществляется всеми организациями на основе экономически обоснованных норм и нормативов основных материальных и трудовых затрат, разработанных и утвержденных Государственным объединением "Белбыт". По тем видам бытуслуг, на которые нормы и нормативы основных материальных и трудовых затрат объединением не утверждены, цены и тарифы формируются на основе норм и нормативов, утвержденных руководителем организации.

Организации могут формировать цены на бытовые услуги как с учетом стоимости используемых материалов, так и без нее. Как правило, цены и тарифы на бытовые услуги устанавливаются по стоимости обработки, т.е. без учета стоимости основных материалов, запасных частей и фурнитуры, которые оплачиваются населением дополнительно (ремонт сложной бытовой техники и телерадиоаппаратуры, пошив швейных изделий и т.п.).

Независимо от того, включается стоимость материалов в цены на бытовые услуги или дополнительно оплачивается заказчиками, рентабельность при формировании цен исчисляется как отношение прибыли к себестоимости обработки (без учета стоимости основных и вспомогательных материалов).

Предельные цены и тарифы с уровнем рентабельности не более 30% к себестоимости обработки устанавливаются на те виды бытуслуг, которые включены в вышеуказанный Перечень социально значимых товаров (работ, услуг), если Минским горисполкомом и облисполкомами не установлен иной порядок регулирования цен и тарифов на них, не противоречащий нормам Положения о формировании предельных цен и тарифов на бытовые услуги, оказываемые населению.

Плата за бытуслуги согласно Положению может определяться организациями на основе цен (тарифов), утвержденных руководителем организации по каждому наименованию работ (услуг) или на основе цен (тарифов) прейскурантов на соответствующие виды услуг, ранее утвержденных органами ценообразования, с применением к ним повышающих коэффициентов, утверждаемых руководителем организации или органами ценообразования.

Если организация утверждает тарифы на каждый вид услуг (работ), то соответственно на каждый вид составляется и плановая калькуляция с расшифровкой статей затрат, как это предусмотрено Указом Президента от 19.05.99 г. N 285 и постановлением Совета Министров от 10.02.99 г. N 209 "О некоторых мерах по усилению контроля за соблюдением дисциплины цен".

Расчет цены на бытовую услугу, например по ремонту бытовой техники, осуществляется в следующем порядке (цифры условные):

======================================================================
N п/п     Наименование затрат            Сумма, руб.    Схема расчета
------------------------------------------------------------------------
1.        Вспомогательные материалы      150      
2.        Основная заработная плата      700      
3.        Дополнительная заработная
         плата                           56       
4.        Отчисления в фонд социальной
         защиты населения (35%)          264,6     (Стр.2+стр.3)х 35/100
5.        Единый платеж по ЧН и
         отчисления в госфонд содействия
         занятости (5%)                  37,8      (Стр.2+стр3.)х 5/100
6.        Накладные расходы (220%)       1540      Стр.2х220/100
7.        Полная себестоимость           2748,4    Сумма строк 1--6
8.        Себестоимость за вычетом
         материалов                      2598,4    Стр.7-стр.1
9.        Рентабельность к себестоимости
         за вычетом материалов, %        25       
10.       Прибыль                        649,6     Стр.8хстр.9/100
11.       Итого                          3398      Стр.7+стр.10
12.       Отчисления в местные фонды
         единым платежом 2,5%            87,13     Стр.11х2,5/97,5
                                        
13.       Отчисления в республиканские
         фонды единым платежом 2%        71,13     (Стр.11+стр.12)х 2/98
14.       Тариф без НДС                  3556,26   Стр.11+стр.12+стр.13
15.       НДС, ставка в %                10       
16.       Сумма НДС                      355,6     Стр.14хстр.15/100
17.       Тариф с НДС                    3911,88   Стр.14+стр.16
18.       Тариф с НДС с учетом округления  3912     
============================================================
 
При расчете цены на бытовые услуги в калькуляции могут быть выделены и другие статьи затрат (например, общезаводские, цеховые, общехозяйственные расходы, амортизация и т.п.).

Для расчета повышающих коэффициентов составляется плановая калькуляция с расшифровкой статей затрат в целом по предприятию или цехам (подразделениям), оказывающим соответствующий вид услуг.

Плата за бытовые услуги единичного характера, на которые отсутствуют утвержденные в установленном порядке цены, определяется исходя из стоимости нормо-часа, утвержденного руководителем организации, и норм времени на выполнение услуг, согласованных с заказчиком.

Расчет стоимости нормо-часа, используемого для определения платы за какую-либо бытовую услугу, как и расчет цены на нее, осуществляется на основе плановой калькуляции. При этом расходы по статье "основная заработная плата" определяются на основе часовой тарифной ставки исполнителя работы (услуги). Часовая ставка исполнителей определяется путем деления месячных тарифных ставок (окладов) на среднемесячное количество рабочих часов, установленное действующими нормативными актами с учетом годового баланса рабочего времени.

Если работы выполняются несколькими исполнителями, для которых установлены разные оклады, то часовая тарифная ставка для расчета стоимости нормо-часа должна быть определена как средневзвешенная величина с учетом удельного веса работ каждого исполнителя. Пусть, например, в ремонте холодильника принимают участие два слесаря -- третьего и пятого разрядов. Часовая тарифная ставка слесаря третьего разряда равна 800 рублей (удельный вес работ -- 27%), слесаря пятого разряда -- 1100 рублей (73%). Средневзвешенная часовая тарифная ставка составит в этом случае 1019 руб.:

800 х 0,27+1100 х 0,73 = 216+803 = 1019 руб.

Отсутствие экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен и тарифов (повышающих коэффициентов, нормо-часов), рассматривается как нарушение дисциплины цен и влечет наложение штрафа в размере до 30% от стоимости реализованных услуг.

Если единичные услуги относятся к тем видам бытовых услуг, плата за которые определяется организациями на основе цен (тарифов) прейскурантов, ранее утвержденных органами ценообразования, с применением к ним повышающих коэффициентов, то повышающий коэффициент применяется и к стоимости нормо-часов, предусмотренных соответствующими прейскурантами. В этом случае расчет стоимости нормо-часов не производится.

Стоимость материалов, запасных частей и фурнитуры, используемых организациями при оказании услуг населению, включается в цену (тариф) услуги (или дополнительно оплачивается населением) по ценам приобретения с добавлением фактических затрат по их приобретению, в которые входят расходы, непосредственно связанные с приобретением и транспортировкой материалов, запасных частей и фурнитуры.

При использовании основных материалов импортного производства, закупленных по прямым контрактам с зарубежными поставщиками, их стоимость определяется в соответствии с подпунктом 2.13 Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов, утв. постановлением Минэкономики от 22.04.99 г. N 43.

В целях обеспечения стимулирующей роли цен в улучшении качества бытовых услуг, сокращении сроков исполнения заказов, развитии прогрессивных форм и видов обслуживания к ценам (предельным ценам) на бытовые услуги организации могут устанавливать надбавки и скидки. Уровень предельных надбавок (скидок) в зависимости от форм и видов обслуживания, а также перечень услуг, на которые они применяются, устанавливаются ГО "Белбыт".

Организации, оказывающие бытовые услуги для населения, при повышении себестоимости этих услуг по объективным причинам имеют право пересматривать цены в порядке, установленном нормативно-правовыми актами по ценообразованию. При пересмотре цен расчеты за ранее принятые заказы, при условии их выполнения (изготовления) с соблюдением сроков, утвержденных ГО "Белбыт", производится по ценам, действующим на момент выдачи заказа. Если срок выполнения заказа нарушен по вине организации, то расчеты с заказчиками производятся по ценам, действующим на момент оформления заказа. Заказчик при оформлении заказа в обязательном порядке должен быть уведомлен о возможности изменения цены (стоимости заказа).
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений