Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Консультации
01.04.2016 25 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новый порядок выдачи разрешений на производство строительно-монтажных работ

В Беларуси разработано Положение о порядке выдачи (перерегистрации) разрешений на производство строительно-монтажных работ, внесения изменений и (или) дополнений в них и продления срока их действия (далее – Положение).

Положение утверждено постановлением Совмина от 25.02.2016 № 151 «О некоторых вопросах выдачи (перерегистрации) разрешений на производство строительно-монтажных работ, внесения изменений и (или) дополнений в них и продления срока их действия» (далее – постановление № 151), вступающим в силу со 2 июня 2016 г.

В настоящее время порядок выдачи заказчикам, застройщикам разрешения на производство строительно-монтажных работ на объектах строительства, реконструкции, реставрации, благоустройства, капитального ремонта определяется Инструкцией о порядке выдачи органами государственного строительного надзора разрешений на производство строительно-монтажных работ, утв. постановлением Госстандарта от 28.02.2008 № 11 (далее – Инструкция № 11). Однако регулирование отношений в этой сфере обусловлено требованиями Закона от 5.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь». Согласно его статье 21 перечисленные работы осуществляются на основании разрешительной документации, состав, порядок подготовки и выдачи которой устанавливаются с учетом требований законодательных актов Совмином, если иное не определено Президентом.

Положением определяется порядок выдачи (перерегистрации) разрешений на производство строительно-монтажных работ (далее – разрешения), внесения изменений и (или) дополнений в них и продления их срока действия. Как и сейчас, согласно п. 3 Положения выдачу разрешений и их регистрацию должны осуществлять инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Госстандарта по областям и г. Минску, а также специализированная инспекция этого департамента (далее – органы госстройнадзора).

Для чего нужно разрешение

Согласно п. 4 Положения до начала строительства объекта (кроме объектов, на строительство которых не требуется получения разрешения) заказчик в строительной деятельности (далее – заказчик) должен передать заверенную им копию разрешения подрядчику в строительной деятельности (далее – подрядчик). При этом подрядчик имеет право приступать к производству строительно-монтажных работ только при наличии у него заверенной заказчиком копии разрешения. В противном случае строительство объекта может быть расценено как самовольное, что грозит штрафом по ст. 21.12 КоАП в размере от 20 до 50 базовых величин (БВ), на индивидуального предпринимателя (ИП) – от 20 до 100 БВ, а на юридическое лицо – до 500 БВ.

В настоящее время в п. 4 Инструкции № 11 предусмотрено, что производство строительно-монтажных работ на объектах строительства может быть начато только после получения заказчиком, застройщиком разрешения в органах госстройнадзора, за исключением объектов, для строительства которых не требуется получения разрешения на производство строительно-монтажных работ. Подрядчики же в действующем нормативном акте вообще не упоминаются.

Перечень объектов, на строительство которых не требуется получения разрешения, утвержден постановлением Совмина от 19.10.2006 № 1387 (далее – постановление № 1387).

Ранее перечень документов, представляемых для получения разрешения заказчиком, застройщиком в органы госстройнадзора вместе с заявлением, составленным по форме согласно приложению 1 к Инструкции № 11, также был утвержден постановлением № 1387. Но в связи с принятием единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Совмина от 17.02.2012 № 156 (далее – Перечень № 156), в который была включена и административная процедура по выдаче разрешения, соответствующий раздел постановления № 1387 был исключен.

Получение разрешения

Согласно п. 5 Положения для получения разрешения заказчик (застройщик) – юридическое лицо или ИП представляют в орган госстройнадзора документы и сведения, указанные в п. 3.12 Перечня № 156, который, в свою очередь, изложен постановлением № 151 в новой редакции. В соответствии с ней вместе с заявлением, составленным по форме согласно приложению 1 к Положению (далее – заявление), необходимо представить следующие копии:

1) для выдачи (перерегистрации) разрешения на производство строительно-монтажных работ:

– решения местного исполнительного и распорядительного органа о разрешении строительства объекта (за исключением объектов самовольного строительства);

– положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации (кроме случаев, когда государственная экспертиза проектной документации не является обязательной);

– приказа (распоряжения) об утверждении проектной документации;

– договора строительного подряда в случае заключения такого договора;

– платежного поручения, подтверждающего перечисление целевых отчислений от стоимости строительно-монтажных работ по объекту строительства (возведения, реконструкции, реставрации, благоустройства, капитального ремонта);

решения местного исполнительного и распорядительного органа о продолжении строительства самовольной постройки – в случае самовольного строительства (в настоящее время представлять копию этого документа не требуется);

заключения о техническом состоянии законсервированного объекта – по объектам строительства после консервации (сейчас – отсутствует);

2) для внесения изменений и (или) дополнений в разрешение на производство строительно-монтажных работ (перечень документов для этого случая в настоящее время не предусмотрен):

– документов, являющихся основанием для внесения изменений и (или) дополнений;

– документов, представляемых для получения разрешения, – в случаях, когда срок действия документов, ранее представленных для получения разрешения на производство строительно-монтажных работ, истек;

3) для продления срока действия разрешения на производство строительно-монтажных работ (перечень документов для этого случая в настоящее время не предусмотрен):

– документа, подтверждающего согласование изменения (продления) сроков строительства объекта (за исключением объектов, срок строительства которых установлен решениями Президента или Правительства);

– документов, представляемых для получения разрешения, – в случаях, когда срок действия документов, ранее представленных для получения разрешения на производство строительно-монтажных работ, истек.

Кроме того, в новой редакции п. 3.12 Перечня № 156 установлено, что разрешение на производство строительно-монтажных работ действует:

– при выдаче разрешения – в течение срока строительства объекта;

при продлении срока действия разрешения – в течение срока, указанного в согласовании уполномоченного органа или в решении Президента либо Правительства;

при перерегистрации разрешения, внесении изменений и (или) дополнений в него – до окончания срока действия разрешения на производство строительно-монтажных работ.

В п. 5 Положения также включена норма, согласно которой для получения разрешения заказчик, за­стройщик в строительной деятельности (далее – за­стройщик) – гражданин представляет в орган гос­стройнадзора документы и сведения, указанные в п. 9.2 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утв. Указом Президента от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан».

Разрешение на производство строительно-монтажных работ (в т.ч. разрешение на производство строительно-монтажных работ подготовительного периода), предусмотренных утвержденной в установленном порядке проектной документацией, выдается по форме согласно приложению 2 к Положению, которая, как и форма заявления, несколько отличается от действующей, утвержденной Инструкцией № 11.

Государственная экспертиза

В п. 6 Положения предусмотрено, что при подаче документов для получения разрешения заказчиком, застройщиком – юридическим лицом или ИП пред­ставляются копии положительных заключений государственной экспертизы:

– строительного проекта – при проектировании в одну стадию независимо от источников финансирования объекта или при проектировании в две стадии по объектам, финансируемым полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фон­дов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства, кредитов белорусских банков под гарантии Правительства и облисполкомов, Мингорисполкома;

– архитектурного проекта, а также разделов и отдельных технических решений строительных проектов объектов первого – четвертого классов слож­ности, оценка надежности и безопасности которых возможна после их детальной проработки, в объеме согласно выводам заключений государственной экс­пертизы по архитектурному проекту – при проектировании в две стадии объектов, финансирование строительства которых осуществляется без привлечения указанных выше средств.

Исключение составляют случаи, когда государственная экспертиза проектной документации не обязательна. В настоящее время п. 3.12 Перечня № 156 требует представлять вместе с заявлением копию положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации, но без уточнения ее видов и источников финансирования объекта.

При параллельном проектировании и строительстве объекта разрешение выдается при наличии положительного заключения государственной экспертизы по архитектурному проекту на весь объект (очередь строительства, пусковой комплекс) и по строительному проекту на соответствующие этапы работ, объект и (или) очередь строительства, пусковой комплекс.

Возможен вариант, когда в разрешении будут указаны конкретные этапы работ (при параллельном проектировании и строительстве), пусковые комплексы или очереди строительства. В этом случае при выдаче разрешения на последующие этапы работ, пусковые комплексы, очереди строительства разрешение оформ­ляется с новой датой выдачи, при этом номер разрешения сохраняется прежним.

Изменения в разрешение
и продление срока его действия

Так, согласно п. 7 Положения при изменении условий, при которых производилась выдача разрешения заказчику, застройщику – юридическому лицу или ИП, в течение 10 календарных дней последний должен представить в орган госстройнадзора документы и сведения, предусмотренные в п. 3.12 Перечня № 156, для внесения изменений и (или) дополнений в разрешение. Перечень таких изменений условий, требующих «корректировки» разрешения, является исчерпывающим и включает следующие случаи:

– передачу в установленном порядке функций заказчика, застройщика другому юридическому лицу или ИП без перехода права собственности на объект;

– изменение организационно-правовой формы и (или) изменение наименования заказчика, застройщика;

– замену подрядчика, организаций или ИП, осуществляющих авторский и (или) технический надзор;

– привлечение заказчиком второго и последующего подрядчика;

– принятие решения заказчика, застройщика о продолжении строительства объекта самостоятельно без привлечения подрядчика в случае прекращения действия договора строительного подряда;

– замену ответственного производителя работ, ответственного представителя технического надзора, руководителя авторского надзора;

– существенные изменения проектных решений, при которых осуществлены повторная государственная экспертиза и (или) повторное утверждение проектной документации;

– выделение в составе проекта очередей строительства и (или) пусковых комплексов;

– приостановление строительства объекта;

– изменение данных об аттестатах соответствия и (или) квалификационных аттестатах, указанных в заявлении для получения разрешения.

Что касается случая перехода права собственности на объект строительства к новому заказчику, застройщику, он не позднее месяца с даты государственной регистрации перехода права собственности на объект строительства должен обратиться в орган госстройнадзора, выдавший разрешение, для перерегистрации разрешения (п. 9 Положения). При перерегистрации разрешения производится выдача разрешения в порядке, установленном для его получения, при этом оформляется разрешение с новой датой выдачи, номер которого сохраняется прежним.

В настоящее время разрешение подлежит перерегистрации только в случаях перехода права собственности на объект строительства, передачи в установленном порядке функций заказчика другому юридическому лицу, изменения организационно-правовой формы заказчика, застройщика по истечении месяца с даты оформления права собственности на вновь со­здаваемое недвижимое имущество, передачи функ­ций заказчика другому юридическому лицу, государственной регистрации образованного юридического лица.

В соответствии с п. 8 Положения заказчик, застройщик – юридическое лицо или ИП не позднее чем за 3 рабочих дня до окончания срока действия выданного разрешения должен подать в орган госстройнадзора, выдавший такое разрешение, заявление с обоснованием необходимости продления срока действия разрешения и другие документы, предусмотренные в п. 3.12 Перечня № 156. При этом обоснованием для продления срока действия разрешения по истечении проектной продолжительности строительства объекта для заказчиков, застройщиков – юридических лиц или ИП является согласование изменения (продления) сроков строительства, выданное в соответствии с законодательством уполномоченным органом, за исключением объектов, срок строительства которых установлен решениями Президента или Правительства.

Отказ в выдаче разрешения и прекращение его действия

В случае прекращения действия разрешения в соответствии с Положением орган госстройнадзора в течение 5 рабочих дней информирует местный исполнительный и распорядительный орган, выдавший разрешительную документацию на строительство объекта, о прекращении действия разрешения и снятии объекта с учета органа госстройнадзора.

В п. 11 Положения установлено, что решение о выдаче (перерегистрации) или об отказе в выдаче (перерегистрации) разрешения, о внесении или отказе внесения изменений и (или) дополнений в выданное разрешение, продлении или отказе в продлении срока действия разрешения принимается руководителем либо уполномоченным лицом (а не заместителем руководителя, как сейчас) органа госстройнадзора.

Перечень оснований для принятия решение об отказе в выдаче (перерегистрации) разрешения, отказе во внесении изменений и (или) дополнений в разрешение, отказе в продлении срока действия разрешения, содержащийся в п. 12 Положения, приведен в соответствие с Законом от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» и Указом Президента от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности». Со 2 июня 2016 г. в этот перечень включены следующие случаи:

– представление заинтересованным лицом документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства, в т.ч. подложных, поддельных или недействительных документов;

– указание не в полном объеме либо указание недостоверных сведений в заявлении для получения разрешения (внесения изменений и (или) дополнений в разрешение, продления срока действия разрешения);

отсутствие аттестатов соответствия у заказчика, застройщика, подрядчика, осуществляющих технический надзор организации или ИП, квалификационных аттестатов у ответственных должностных лиц, когда их наличие является обязательным (в Инструкции № 11 аттестаты соответствия и квалификационные аттестаты вообще не упоминались);

– иные случаи, предусмотренные законодательными актами и постановлениями Совмина.

Расширен перечень случаев, когда действие разрешения прекращается на основании решения органа госстройнадзора (п. 14 Положения). Со 2 июня 2016 г. его действие будет прекращаться:

– в случае признания разрешения недействительным при выявлении факта представления заказчиком, застройщиком документов и (или) сведений (в т.ч. указанных в заявлении для получения разрешения), не соответствующих требованиям законодательства, в т.ч. подложных, поддельных или недействительных документов (сейчас здесь говорится об установлении факта фальсификации представленных в орган госстройнадзора документов или сведений, указанных в заявлении);

– при консервации объекта. При этом в Положении установлено, что заказчик, застройщик обязаны в течение 10 календарных дней после подписания акта о консервации объекта незавершенного строительства информировать об этом орган госстройнадзора с предоставлением заверенной копии акта о консервации объекта незавершенного строительства;

если строительство объекта не начато в течение 6 месяцев со дня выдачи разрешения;

если строительство объекта не осуществлялось более одного года.

Как и сейчас, в случае прекращения действия разрешения выдача нового разрешения производится в порядке, установленном Положением.

Действие разрешения приостанавливается (с момента возникновения соответствующих обстоятельств) в следующих случаях (п. 15 Положения):

– окончания срока действия или прекращения действия соответствующих договоров строительного подряда (при заключении такого договора), на осуществление авторского и (или) технического надзора, заключения государственной экспертизы по проектной документации, кроме случаев, когда последняя не является обязательной (сейчас государственная экспертиза по проектной документации в аналогичной норме не упоминается);

– если заказчиком, застройщиком – юридическим лицом или ИП в течение 10 календарных дней в орган госстройнадзора не представлены документы и сведения об изменении условий, при которых производилась выдача разрешения, в соответствии с п. 7 Положения;

отсутствия на объекте комплектов рабочих чертежей каждой марки стадии «Строительный проект» с отметками заказчика, застройщика «К производству работ» по выполненным или выполняемым работам.

Установлено, что действие разрешения возобновляется с момента устранения причин и условий, в соответствии с которыми оно было приостановлено.

Заключительные положения

Как и в настоящее время, документы, представленные заказчиком, застройщиком для получения разрешения, и экземпляр разрешения (сейчас – его копия) хранятся в отдельном деле, которое заводится на каждый объект с момента принятия решения о выдаче разрешения. При этом уточнено, что с начала строительства объекта до его окончания дело может дополняться документами, относящимися к компетенции органов госстройнадзора.

В заявлении на выдачу разрешения (приложение 1 к Положению) со 2 июня 2016 г. будет необходимо указывать, кто назначен руководителем (управляющим) проекта (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), должность, номер и дата приказа, номер квалификационного аттестата, телефон). Номер квалификационного аттестата нужно будет указывать и для ответственного представителя технадзора.

Кроме того, в заявлении появляется еще один обязательный реквизит – номер аттестата соответствия с указанием категории – для заказчика (застройщика), разработчика проектной документации, строительной организации (ИП), которая будет выполнять строительно-монтажные работы, для ответственного за производство работ, а также для строительной организации (ИП), осуществляющей технический надзор (организации (ИП), осуществляющей комплексное управление строительной деятельностью, в случае заключения соответствующего договора). В настоящее время в форме заявления ИП не упоминаются.

Еще один дополнительный реквизит заявления – класс сложности объекта.

В то же время из формы заявления исключены период начала работ (месяц, год) и реквизиты документа на перечисление средств на осуществление государственного строительного надзора, которые сейчас являются обязательными.

В свою очередь, форма разрешения на производство строительно-монтажных работ (приложение 2 к Положению) дополнена сведениями о руководителе (управляющем) проекта, об организации (ИП), осуществляющей авторский надзор, а также реквизитами ранее выданных разрешений по данному объекту.

Госстандарт и Минстройархитектуры в течение 3 ме­сяцев должны привести свои нормативные акты в соответствие с постановлением № 151 и принять иные мер по его реализации.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений