Новые виды страхования:— от банкротства нанимателя и от безработицы
Минтруда и соцзащиты направило в правительство предложения о введении механизма страхования работников от неплатежеспособности нанимателей, сообщил в интервью, опубликованном на сайте ведомства, первый заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Лобович.
Развитие законодательства о труде должно идти по пути соблюдения баланса интересов работника и нанимателя, а также решения социально значимых задач государства, делится своим пониманием ситуации замминистра. Наниматели отвечают за эффективность хозяйствования, улучшение качества продукции и услуг, повышение их конкурентоспособности, а поэтому на свое усмотрение формируют и имеют право повышать требования к выполнению работы персоналом. Основное право работника – получать вознаграждения за труд.
В тех случаях, когда в организации нет средств, чтобы рассчитаться с работником по объективным причинам, требуется закрепить дополнительные гарантии, уверен А. Лобович. Поэтому сейчас министерство прорабатывает механизмы защиты прав работников при неплатежеспособности нанимателей.
Страхование на случай невыплаты заработной платы при банкротстве организации – новый для страны механизм. Пока этот вопрос законодательно никак не урегулирован. С работниками обанкротившихся предприятий расчеты длятся месяцами. К сожалению, конкретнее о предложениях по страхованию в случае невыплаты зарплаты при банкротстве нанимателей пока говорить в ведомстве отказываются, по крайней мере, до тех пор, пока предложения по введению страхования находятся в правительстве для оценки.
Андрей Лобович считает, что сегодня работники имеют достаточно возможностей, чтобы воздействовать на нанимателей, постоянно задерживающих выплату зарплаты. На сайте Минтруда и соцзащиты даже есть отдельная рубрика «Вам не выплатили заработную плату» с советами по восстановлению заработка. Иногда помогает такой аргумент, как ст. 9.19 КоАП, которой предусмотрено, что за нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты зарплаты предусмотрен штраф в размере от 4 до 20 базовых величин, а на юрлицо – до 100 базовых величин (т.е. 2300 BYN). Правда, нарушение для целей привлечения к административной ответственности обязательно должно быть зафиксировано Департаментом госинспекции труда Минтруда и соцзащиты или его структурным подразделением. В 2016 г. было установлено более 5,6 тыс. фактов несвоевременной выплаты зарплаты, за что оштрафовано свыше 4 тыс. должностных лиц. Из-за предприятий-должников дисциплинарные наказания применялись также к работникам местных исполкомов, ответственным за это направление. Дальнейшее ужесточение санкций за задержку выплаты зарплаты нецелесообразно, полагают в министерстве, оно не сработает на улучшение экономики предприятий. При этом замминистра уточнил, что видит выход из этой ситуации в повышении эффективности хозяйствования, а также в усилении личной ответственности руководителей и работников за общее дело.
Кстати, в России в случае задержки выплаты зарплаты на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы (ст. 142 ТК РФ). Так трудовое законодательство обязывает нанимателя оплачивать труд работника независимо от собственного финансового положения. Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты зарплаты, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с процентами (денежной компенсацией) в размере не ниже 1/150 ставки рефинансирования Центробанка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
В обеих странах есть адекватный механизм «давления» на работодателя, но работнику важно понимать, что и его интерес заключается в том, чтобы наниматель «выжил», получил прибыль и сохранил рабочие места.
Ранее уже сообщалось, что НИИ труда Минтруда и соцзащиты с учетом международного опыта разработал несколько моделей систем страхования от безработицы. Этот механизм в идеале должен работать так, чтобы материально поддержать человека, который по объективным причинам оказался без работы. Предложенные модели обсуждаются на заседаниях межведомственной рабочей группы, включающей представителей госорганов, Федерации профсоюзов Беларуси и объединения нанимателей, но окончательное решение еще не принято.