Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Новости законодательства
03.06.2022 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новые меры по цифровизации госуслуг

Фото: freepik.com

Очередной пакет поручений по цифровизации деятельности госорганизаций предусмотрен Указом от 31.05.2022 № 188 «О расширении использования государственными организациями информационно-коммуникационных технологий». Документ также нацелен на активизацию электронного документооборота во внешнеторговой деятельности.

Идентификация – через единую систему

Согласно Указу № 188 при оказании электронных услуг и осуществлении административных процедур в электронной форме идентификация и аутентификация граждан и юридических лиц будет осуществляться с помощью Единой системы идентификации физических и юридических лиц (далее — ЕС ИФЮЛ).

Под электронными услугами в Указе понимаются услуги, которые госорганы и госорганизации предоставляют с применением ИКТ (за исключением банковских операций, платежей и иных процедур, регулируемых Нацбанком) и которые не относятся к административным процедурам. А под административными процедурами в электронной форме подразумеваются процедуры, для доступа к которым заинтересованное лицо использует личный ключ ЭЦП.

Полномасштабное применение ЕС ИФЮЛ для идентификации граждан и организаций, обратившихся за оказанием электронной услуги или выполнением административной процедуры через единый портал электронных услуг, должно начаться не позднее 31.12.2023. По отдельным графикам, утверждаемым Совмином, будет проходить интеграция с ЕС ИФЮЛ иных информационных ресурсов, принадлежащих госорганизациям. При желании использовать ЕС ИФЮЛ для идентификации и аутентификации смогут также негосударственные организации и ИП.

Владельцем и оператором ЕС ИФЮЛ, как и ранее, остается РУП «Национальный центр электронных услуг» (НЦЭУ), порядок функционирования данной системы определит ОАЦ.

Услуги, необходимые для проведения идентификации и аутентификации, НЦЭУ будет оказывать на договорной основе, причем идентифицировать физлиц будут безвозмездно.

Одновременно вносятся изменения в Указ от 08.11.2011 № 515 «О некоторых вопросах развития информационного общества в Республике Беларусь», которыми, в частности, определено, что оказание НЦЭУ электронных услуг на безвозмездной основе госорганам, иным организациям, нотариусам и гражданам не признается:

– объектом налогообложения НДС;

– реализацией и объектом налогообложения налогом на прибыль.

Затраты и расходы, связанные с безвозмездным оказанием электронных услуг, не учитываются при налогообложении прибыли. При этом стоимость безвозмездно полученных электронных услуг у получающей стороны не включается в состав внереализационных доходов, освобождается от подоходного налога.

Внешняя торговля: введение электронных накладных

Указ № 188 предписывает EDI-провайдерам и НЦЭУ до 01.07.2023 обеспечить возможность информационного взаимодействия между собой и (или) операторами электронного документооборота – нерезидентами РБ посредством общегосударственной автоматизированной системы. Это необходимо для передачи и получения электронных накладных, а также транспортных (товаросопроводительных) и (или) иных электронных документов, подтверждающих перемещение товаров при осуществлении внешнеторговой деятельности.

Справочно: под EDI-провайдером в соответствии с Указом от 29.12.2020 № 496 «О прослеживаемости товаров» понимается юридическое лицо РБ, получившее в установленном порядке аттестат оператора электронного документооборота. К электронным накладным согласно тому же НПА относят товарно-транспортные и товарные накладные в виде электронных документов, а также электронные сообщения, создаваемые грузоотправителем при отгрузке товаров в адрес нерезидента.

Использовать электронные накладные в рамках системы прослеживаемости товаров белорусские субъекты хозяйствования обязаны и сегодня.

Вероятно, «состыковка» систем национальных EDI-провайдеров и операторов электронного документооборота – нерезидентов призвана обеспечить полноценный обмен электронными накладными с нерезидентами.

Иные положения Указа № 188

Указ № 188 также обязывает государственные органы и организации обеспечить размещение и хранение электронных документов в АИС «Ведомственный архив», устанавливает сроки подключения к этой АИС, а также определяет, какие ведомственные системы электронного документооборота не нужно к ней подключать.

Кроме того, госорганизации обязаны до 31.12.2024 создать возможность использовать в своих информационных системах, обрабатывающих электронные документы, атрибутные сертификаты и сертификаты открытых ключей организаций, изданных республиканским удостоверяющим центром. Это необходимо для проверки полномочий лиц, подписавших электронные документы.

Справочно: исходя из положений Закона от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» атрибутный сертификат – электронный документ, содержащий информацию о полномочиях физлица, в т.ч. ИП, являющегося владельцем личного ключа ЭЦП, на подписание определенных видов электронных документов; сертификат открытого ключа – электронный документ, содержащий информацию, подтверждающую принадлежность указанного в нем открытого ключа организации или физлицу.

Вновь принятым актом также внесены изменения в Указ от 16.12.2019 № 460 «Об общегосударственной автоматизированной информационной системе».

Указ № 188 вступает в силу с 03.06.2022.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by