Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Между молотом и наковальней: как работают нефтегазовая и топливная отрасли страны

Фото: freepik.com

5 сентября свой профессиональный праздник отметят работники нефтяной, газовой и топливной промышленности нашей страны. Специально к этой дате мы подготовили обзор, посвященный достижениям и перспективам данной отрасли, которой второй год подряд приходится работать в сложнейших условиях.

 

 

Если первая половина 2020 г. была отягощена осложнением белорусско-российских отношений из-за разногласий по цене поставки энергоносителей, то во 2-ом полугодии главным риском для нефтяной, газовой и топливной промышленности стало введение санкций. И если по первому вопросу конфликт был исчерпан к апрелю 2020 г., то санкционное давление на отрасли не только сохранилось, но и усилилось из-за введения новых ограничений со стороны США, Европейского союза, Великобритании и Канады. Все это, безусловно, нашло отражение в деятельности нефтегазовой и топливной промышленности.

 

Объемы переработки нефти за последние 5 лет сократились в 1,5 раза

По итогам прошлого года совокупный входящий объем нефти, который приняла РБ, составил 17,7 млн т. Основу этого потока составила нефть, приобретенная за пределами страны, – 16 млн т (90% общего объема). Соответственно, только 10% всей нефти были добыты внутри страны. При этом за последние 5 лет объем собственной добычи вырос незначительно – с 1645 тыс. т в 2015 г. до 1710 тыс. т в 2020 г. (+3,95%). Большая часть полученной нефти – 13,8 млн т (78%) переработана в иные виды топлива, 2,2 млн т были направлены на нужды химической, нефтехимической и другой нетопливной продукции. И только 1,2 млн т в 2020 г. пошло на экспорт.

Отметим, что в прошлом году было зарегистрировано самое низкое значение переработки нефти за последние 5 лет. Для сравнения: в 2015 г. внутри страны было переработано 21,1 млн т нефти. Таким образом, за последние 5 лет из-за реализации нефтегазового маневра и обострения белорусско-российских отношений в I квартале 2020 г. объем переработки нефти сократился в 1,5 раза.

 

Куда плывут топливные реки

За прошедший год белорусские НПЗ произвели 3224 тыс. т автомобильных бензинов, 5826 тыс. т дизельного топлива, 3209 тыс. т топочного мазута. Основной объем произведенных нефтепродуктов вывозится за пределы страны – 56,3% бензина, 51,7% дизельного топлива, 76% топочного мазута в 2020 г. были проданы зарубежным покупателям.

Объем внутреннего потребления бензина за 2020 г. составил 1314 тыс. т. Из него 799 тыс т (60,8%) реализованы населению, а 515 тыс. т – отпущено на хозяйственные нужды организаций. Любопытно, что 49,6% (652 тыс. т) бензина продано в Минске и Минской области, а среди областей лидером по потреблению стала Гомельская область, на долю которой пришлось 23% (303 тыс. т) данного вида топлива, реализованного внутри страны.

В отличие от бензина, основным потребителем дизельного топлива являются организации, которые приобрели 2232 из 2803 тыс. т (79,6%) топлива, проданного на внутреннем рынке. Среди отраслей крупнейшими потребителями являются сельское, лесное и рыбное хозяйство (815 тыс т, 29%) и транспорт (696 тыс. т, 24,8%). На их долю пришлось более половины внутреннего потребления дизельного топлива.

Объем топочного мазута, реализуемого на внутреннем рынке, традиционно меньше по сравнению с другими видами топлива. В 2020 г. на потребности внутреннего рынка было потрачено 733 тыс. т такого топлива. Стоит отметить, что в прошлом году зарегистрировано самое высокое потребление топочного мазута предприятиями энергетики за последние 5 лет – 511 тыс. т, что указывает на дефицит такого традиционного источника топлива, как газ. Больше всего злоупотребляли этим неэкологичным видом топлива Витебская (319 тыс. т) и Гомельская (156 тыс. т) области. 

 

Энергетическая зависимость одной независимой страны

Объем поставок газа в 2020 г. составил почти 19 млрд куб. м, из которых доля импорта – 98,8%. По сравнению с 2019 г. объем полученного РБ газа сократился на 7,4%, что и стало одной из главных причин использования менее экологичных видов топлива для выработки тепловой и электрической энергии. Основной статьей расхода природного газа остается его преобразование в иные источники энергии. В 2020 г. на эти цели было потрачено 13,5 млрд куб. м – более 70% совокупного объема данного вида топлива. Еще 3,6 млрд куб. м расходовали предприятия (в т.ч. 1,6 млрд куб. м – в качестве сырья на производство химической, нефтехимической и другой нетопливной продукции), 1,9 млрд куб. м – отпущены населению.

Следует признать, что в качестве автомобильного топлива газ не получил широкого распространения и эта тенденция идет на спад. Если в 2015 г. объем реализации сжиженного газа на заправках составлял 9 млн куб. м, то в 2020-м – только 6 млн куб. м. Наибольшее количество газа среди населения потребляют Минск и Минская область (597 млн куб. м, 31,7%), а среди других областей на первом месте Брестская область (384 млн куб. м, 20,4%). Среди отраслей по конечному потреблению газа лидирует обрабатывающая промышленность, на долю которой приходится 2/3 расходуемого на эти цели «голубого» топлива.

Таким образом, если импорт нефти предназначен в основном для производства нефтепродуктов и их последующей реализации как внутри страны, так и за пределами, то от поставок природного газа зависит работа белорусской промышленности и выработка электроэнергии и тепла. Так, из 38,7 млрд квт/ч электроэнергии, которые произведены топливно-энергетическим комплексом нашей страны в 2020 г., 97,2% выработаны на тепловых станциях.

Альтернативные источники энергии так и не получили ощутимой доли в общем объеме вырабатываемой энергии, хоть их добыча и серь­езно возросла за последние 5 лет (гидроэлектрогенерация – с 111 до 400 млн квт/ч, ветрогенерация – с 39 до 185 млн квт/ч, солнечные панели – с 9 до 170 млн квт/ч).

Вклад АЭС по итогам 2020 г. оказался достаточно скромным – 338 млн квт/ч. Впрочем, с учетом позднего запуска и неоднократных остановок это неудивительно, да и с введением в полную промышленную эксплуатацию такого сложного и небезопасного объекта лучше не спешить, если у специалистов нет уверенности в полной готовности к надежной работе станции. Тем более статистические данные в очередной раз показывают, что потребности страны в электроэнергии удовлетворяются в полном объеме и без АЭС. Говорить об импортозамещающем эффекте также пока рано. Как видим, сокращение поставок природного газа было компенсировано использованием топочного мазута.

 

Санкции как новая реальность

Относительно дальнейших перспектив нефтегазовой отрасли в условиях санкций существуют два полярных мнения.

Согласно первой точке зрения, следует ожидать резкого сокращения объемов переработки нефти с одновременным уменьшением прибыльности экспорта нефтепродуктов из-за снижения спектра потенциальных покупателей и потери наиболее маржинального европейского рынка.

Альтернативное мнение – последствия введения санкций удастся смягчить за счет отсутствия единого фронта экономической блокады, а также контрсанкционных маневров (переориентации экспорта на российские порты, смены состава собственников существующих игроков, создания новых юрлиц).

На наш взгляд, наиболее вероятный сценарий находится посередине. Действительно, европейские рынки являются самыми желанными покупателями нефтепродуктов, на чем не один год строилась вся система переработки российской нефти белорусскими НПЗ. Потеряв право продавать нефтепродукты напрямую европейским покупателям, трейдеры РБ вынуждены искать новые каналы сбыта, а значит, привлекать внимание ценой, чтобы покупатель закрыл глаза на «санкционный хвост» поставок. А с потерей традиционной логистической цепочки возрастают расходы на транспортировку нефтепродуктов, что тоже влияет на итоговую рентабельность белорусского экспорта.

Однако сбрасывать со счетов контр­санкционные маневры тоже не стоит. Экспортеры пытаются активно противодействовать существующим ограничениям и идут на финансовые потери, чтобы остаться в деле. Подставить плечо белорусскому бизнесу готова и Россия, несмотря на то, что предприятия РБ являются прямыми конкурентами российских. Серьезное подспорье для белорусского экспорта – спрос со стороны украинского рынка, сохраняющийся, несмотря на общее ухудшение торговых отношений между нашими странами.

Полагаем, что объем нефтепереработки сохранится на уровне текущего года (с учетом его снижения относительно докризисного 2019 г.) или покажет относительно небольшое снижение (в пределах 5–10%). Однако в стоимостном выражении доходы от экспорта нефтепродуктов могут сократиться более ощутимо. Подтвердить цифрами выводы мы не можем, т.к. Белстат перестал публиковать данные по экспорту целого ряда товарных групп, включая нефть, природный газ и нефтепродукты.

 

Цены на нефть и газ для Беларуси в 2022 г.

Еще один немаловажный вопрос – удастся ли белорусскому правительству получить более низкие цены на поставки нефти и газа в следующем году. Благополучное решение данной проблемы даст возможность смягчить последствия санкций за счет экономии, полученной на поставках энергоресурсов. Белорусская сторона пытается решить этот вопрос через создание единого энергетического рынка в рамках ЕАЭС, что позволило бы добиться равных цен с российскими потребителями.

Позиция России – сохранение текущей цены по газу и мировой – по поставкам нефти, а в качестве «подсластителя» предлагается компенсационная выплата по налоговому маневру, проводимому в российской нефтегазовой отрасли, или кредитная поддержка.

Пока чаша весов склоняется в сторону России. В июле 2021 г. главы государств договорились, что цена на газ для Беларуси в 2022 г. останется на уровне 2021 г., без применения индексации. Несмотря на то что такое решение выглядит проигрышем белорусской дипломатии, мы склонны оценивать его позитивно. Дело в том, что цены на газ в Европе активно растут в условиях дефицита «голубого» топлива в газовых хранилищах Европы. Поэтому сохранение цены текущего года – не самое худшее условие с учетом высокой зависимости белорусского ТЭК от поставок российского газа. По поставкам нефти окончательного решения еще нет, однако полагаем, что цены останутся прежними – на уровне текущих мировых или немного ниже. 

 

Зарплаты и пенсии расти не спешат, но их обещают «поторопить»

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by