Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
07.07.2009 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Не лаптем щи хлебают

На отечественном рынке посуды конкурировать с иностранцами некому

Каждая семья, как правило, ежегодно покупает новые тарелки, кастрюли, сковородки… Такая продукция пользуется стабильным спросом — объем отечественного рынка посуды в целом оценивается в несколько десятков миллионов долларов. Между тем национальных производителей здесь сегодня не густо, товар преимущественно ввозится из-за рубежа.

Так, в секторе эмалированной посуды в хозяйственных магазинах в основном присутствует продукция российских фирм. Хотя до недавнего времени здесь, например, можно было встретить кастрюли ОАО «Борисовский завод «Металлист»…

«На данный момент мы посуду не производим — нет металла», — сообщил «ЭГ» главный инженер предприятия Дмитрий Аниськович. Оказывается, у «Металлиста», около 99% акций которого принадлежит государству, тяжелая финансовая ситуация. В 2009 г. завод фактически не приступал к работе, эмальцех, производивший посуду, остановился еще в ноябре прошлого года.

Борисовское предприятие в свое время находилось в ведении концерна «Белместпром», после реорганизации которого очутилось под крылом Минпрома. В прошлом году было принято решение о его присоединении к другому борисовскому заводу — «Автогидроусилителю» с перепрофилированием на заказы для МАЗа и МТЗ. Однако в реальности эти планы, учитывая нынешний низкий спрос на грузовики и тракторы, похоже, вряд ли сбудутся. Отказ же от прежней специализации на заводе считают недальновидным решением.

«Посуду имеет смысл производить, дело это рентабельное», — считает Д.Аниськович. По его словам, руководство «Металлиста» пытается доказать своим кураторам, что финансовая помощь ему будет не напрасной, но «пока безуспешно». Тем временем из-за затянувшегося простоя борисовское предприятие покидают специалисты по изготовлению посуды. За полгода уволилось три четверти работников эмальцеха.

Кстати, на текущий год «Металлист» заключил с торговыми предприятиями около 600 договоров на реализацию продукции, которой, увы, пока нет. Место борисовской продукции на торговых прилавках уверенно заняла российская эмальпосуда. «Если стоимость российского набора из трех кастрюль сегодня в магазине составляет 140-150 тыс. Br, то набор нашего завода продавался по 60-70 тыс. Br», — отмечает главный инженер «Металлиста».

В секторе алюминиевой посуды перечень отечественных производителей фактически исчерпывается двумя предприятиями. Одно из них — столичное частное УП «БелТОР-7», занимающееся литьем утятниц, гусятниц и сковород. «Основная масса алюминиевой посуды, главным образом штампованная, завозится из России, — рассказал «ЭГ» замдиректора Николай Клюев. — Хотя, надо сказать, мы в последнее время немного подвинули россиян на нашем рынке за счет более конкурентной цены».

Производители посуды из алюминиевых сплавов связывают улучшение ее потребительских качеств с применением антипригарных покрытий. Выпускает сковороды с такими покрытиями и «БелТОР-7». Но для их нанесения предприятие вынуждено везти свою продукцию в Россию, а затем доставлять обратно.

Оказывается, в нашей стране лишь одна фирма занимается антипригарными технологиями, да и то простейшими. Руководство «БелТОР-7», конечно, задумывалось над вопросом их внедрения у себя на предприятии, но дальше желания дело не пошло. «Линия по нанесению покрытий стоит около 500 тыс. EUR, — пояснил Н.Клюев. — Для нас это большие деньги. А кроме того, такая работа требует ответственного и профессионального подхода».

Впрочем, посуда эмалированная, алюминиевая, равно как и чугунная, находится в нижнем ценовом сегменте, поэтому ее, как правило, приобретают граждане с невысоким уровнем доходов. На потребителей с более толстыми кошельками рассчитана продукция, изготовленная из нержавеющей стали. В мире на сегодняшний день производителей такой посуды, в т.ч. использующих хромоникелевое покрытие, также немало, однако отечественных среди них, по данным экспертов, нет.

Благодаря эффективной рекламе и отсутствию местных конкурентов, импортеры сверкающих кастрюль и сковород весьма успешно продвигают свой бизнес на белорусском рынке. А почитателей «чудо-посуды» таких фирм, как Bauer и Zepter, и вообще не останавливают цены в сотни и даже тысячи долларов. Кстати, как отмечают эксперты, их продукция действительно высококачественная, позволяющая приготовлять пищу без применения жиров, однако особых технологических «чудес» такое изготовление не требует. Во всяком случае себестоимость производства, включая использование высококачественных металлосплавов и антипригарных покрытий, вряд ли тянет на трехзначные, тем более четырехзначные цифры. Поэтому о настоящих размерах прибыли производителей можно только догадываться.

Трудно понять, почему в нашей стране «кастрюльно-сковородный» бизнес оказался вне поля зрения государства. На фоне карьерного самосвала эта продукция, возможно, и выглядит примитивной, однако не лаптем же щи хлебают…

Отечественным частникам раскрутить его по-настоящему вряд ли удастся — силенок, в смысле денежек, у них маловато. Поскольку качественную посуду в мире производят на хорошем оборудовании, стоимость которого, увы, исчисляется миллионными суммами. Но дело того, кажется, стоит. Ведь альтернатива известная — эти миллионы белорусы будут продолжать направлять на поддержку иностранных производителей.

Михал СТЕЛЬМАК

P. S.  «ЭГ» уже сообщала, что созданная в правительстве рабочая группа должна до 20 июля предложить рецепты оздоровления внешнеторгового сальдо и, в частности, снижения импорта. По мнению независимых экспертов, одним из них является выход Беларуси на новый уровень в производстве потребительских товаров.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by