Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35(2729) от 07.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2313
EUR:
3.4741
RUB:
3.5132
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Общие вопросы
29.06.2023 33 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Налог на добавленную стоимость - 2023

Фото: freepik.com

Налог на добавленную стоимость (НДС) относят к категории косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара (работ, услуг), имущественных прав (далее – объекты), основное бремя его уплаты переносится плательщиком на конечных потребителей объектов. Фактически этот налог уплачивают все физлица, ежедневно приобретая для себя различного рода материальные блага.

Оглавление:

Плательщики налога

Объект налогообложения

Освобождение от налогообложения

Налоговая база

Ставки налога

Порядок исчисления налога

Налоговые вычеты

Уплата налога в бюджет

Сроки представления налоговых деклараций (расчетов) и уплаты НДС

Ответственность за неуплату налога


Плательщики налога

Плательщиками НДС признаются (ст. 112 НК):

– организации;

– индивидуальные предприниматели (ИП);

– доверительные управляющие;

– физлица, ввозящие товары на территорию Беларуси.

К организациям как плательщикам НДС в соответствии с п. 2 ст. 14 НК относятся:

– юридические лица Беларуси;

– иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юрлицами;

– простые товарищества (участники договора о совместной деятельности, кроме участников договора консорциального кредитования).

Не обязаны платить НДС по операциям внутри РБ следующие субъекты хозяйствования:

– ИП, применяющие общий порядок налогообложения, у которых сумма выручки от реализации объектов и доходов в виде операций по сдаче в аренду (лизинг) имущества нарастающим итогом с начала года не превысила 500 000 бел. руб. без учета налогов и сборов, уплачиваемых из выручки (ч. 1 подп. 1.1 п. 1 ст. 113 НК);

– организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН) (под. 1.1.2 и 1.2.2 п. 1 ст. 326 НК);

– ИП, осуществляющие определенные виды деятельности, по которым уплачивается единый налог (подп. 1.2 п. 1 ст. 326 НК)

Однако вышеперечисленные категории (организации и ИП) обязаны уплачивать НДС в случае его выставления им как покупателям в первичных учетных документах, применяемых при реализации объектов, и ЭСЧФ (подп. 7.1 п. 7 ст. 129 НК).

Организации и ИП, которые не являются плательщиками НДС по операциям, осуществляемым на территории РБ, обязаны уплачивать НДС:

– при ввозе товаров на территорию РБ (подп. 1.2 п. 1 ст. 115 НК);

– при приобретении объектов на территории Беларуси у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Беларуси (п. 1 ст. 114 НК);

– при осуществлении предпринимательской деятельности на основе договоров поручения, комиссии и иных аналогичных договоров с иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Беларуси, по реализации объектов, принадлежащих этим иностранным организациям (п. 3 ст. 114 НК);

– при участии в расчетах с иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Беларуси, на основании договоров (в т.ч. устанавливающих оказание услуг по заключению договора на приобретение (реализацию) работ (услуг), имущественных прав), в результате которых объекты реализуются на территории РБ (п. 4 ст. 114 НК).

Обращаем внимание! Для плательщиков единого сельхозналога сохраняется общий порядок исчисления и уплаты НДС (подп. 2.2 п. 2 ст. 349 НК).

Иностранные организации и иностранные ИП наравне с белорусскими субъектами хозяйствования признаются плательщиками НДС по оборотам от реализации на территории Республики Беларусь (подп. 2.2 п. 2 ст. 14, п. 2 ст. 15, ст. 112 НК).

Когда иностранная организация осуществляет деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и зарегистрирована в налоговых органах Республики Беларусь с присвоением типа плательщика «постоянное представительство», эта иностранная организация самостоятельно либо через агента исчисляет и перечисляет налог в бюджет Республики Беларусь.

Если иностранная организация, иностранный ИП не осуществляют деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоят в связи с этим на учете в ее налоговых органах, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет налога возлагается на организации и ИП, которые состоят на учете в налоговых органах Беларуси и приобретают объекты у таких иностранных лиц на территории республики (п. 1 ст. 114 НК).

Обращаем внимание!  С 01.01.2023 для белорусских организаций, включая применяющих упрощенную систему налогообложения, и ИП вводится обязанность исчисления и уплаты НДС при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных ИП, не состоящих на учете в налоговом органе РБ в качестве таковых.

Справочно: Место реализации товаров определяется в соответствии с положениями ст. 116 НК (п. 3 ст. 115 НК).

Место реализации работ (услуг), имущественных прав определяется в соответствии:

– с международным договором Республики Беларусь, составляющим право Евразийского экономического союза, в случае реализации работ (услуг), имущественных прав в государствах - членах Евразийского экономического союза;

– со ст. 117 НК – в иных случаях (п. 4 ст. 115 НК).


Объект налогообложения

К операциям, признаваемым объектом обложения НДС, относятся:

1) обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РБ, включая обороты (подп. 1.1 п. 1 ст. 115 НК):

– по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав плательщиком своим работникам;

– по безвозмездной передаче и обмену товарами (работами, услугами), имущественными правами;

– по передаче лизингодателем предмета договора финансовой аренды (лизинга) лизингополучателю;

– по сдаче арендодателем объекта аренды арендатору;

– по отгрузке (возврату) возвратной тары продавцом покупателю (покупателем продавцу);

– по передаче товаров в рамках договора займа в виде вещей;

– по передаче имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;

– по передаче абонентом субабонентам всех видов полученных энергии, газа, воды

– по получению дохода новым кредитором, приобретшим денежное требование, при полном или частичном прекращении соответствующего денежного обязательства путем исполнения, предоставления отступного, зачета, новации – получение дохода таким кредитором признается оборотом по реализации имущественных прав (подп. 7.6 п. 7 ст. 115 НК).

– иные обороты;

2) ввоз товаров на территорию РБ и (или) иные обстоятельства, с наличием которых НК и (или) акты Президента РБ, таможенное законодательство, международные договоры РБ, составляющие право ЕАЭС, связывают возникновение обязанности по уплате НДС (подп. 1.2 п. 1 ст. 115 НК).

Обращаем внимание! С 01.01.2023 в рамках предпринимательской деятельности запрещаются товарообменные операции, по которым деньги юрлицу, ИП не поступают (бартер, мена, зачет, новация, отступное). При этом запрет не распространяется (ч. 1 п. 14 постановления Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен»):

Ø на внешнеторговые операции;

Ø операции между организациями, входящими в холдинг;

Ø товарообменные операции, согласованные в установленном порядке 

По хозяйственным операциям, которые не признаются объектами обложения НДС, исчислять и уплачивать налог при их осуществлении не требуется. Эти операции определены в п. 2 ст. 115 НК.

Кроме того, объектами обложения НДС не являются операции, не признаваемые реализацией и перечисленные в п. 2 ст. 31 НК с учетом п. 12 Указа от 31.12.2019 № 503 «О налогообложении».

С 2022 г. к операциям, не признаваемым реализацией, относится безвозмездная передача вклада в имущество хозяйственного общества, не приводящая к увеличению уставного фонда хозяйственного общества и к изменению размера долей (номинальной стоимости акций), принадлежащих его участникам, производимая участником хозяйственного общества в соответствии с Законом от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (подп. 2.7.4 п. 2 ст. 31 НК).

Важно! Для целей исчисления НДС к товарам не относятся деньги и имущественные права (подп. 7.1 п. 7 ст. 115 НК).

Также не признаются объектами налогообложения НДС:

1) доходы, полученные плательщиками от игорного бизнеса, за исключением налога, взимаемого при ввозе товаров на территорию РБ;

2) доходы от осуществления деятельности по организации и проведению лотерей и обороты по реализации лотерейных билетов, а также доходы от осуществления деятельности по проведению электронных интерактивных игр.

Освобождение от налогообложения

НК содержит положения, согласно которым определенные объекты (операции) и определенные плательщики освобождаются от исчисления и уплаты налога. Они относятся к категории льготируемых.

Однако льготируемые обороты подлежат отражению в налоговой декларации по НДС.

Реализация объектов на территории РБ

Освобождаемые объекты

Перечень оборотов по реализации на территории Республики Беларусь, которые освобождаются от налога, приведен в ст. 118 НК, а также в отдельных указах. Освобождаются обороты по реализации:

– медицинских услуг (за исключением косметологических и физиотерапевтических услуг нелечебного характера), перечисленных в НК;

– ветеринарных мероприятий, перечисленных в НК;

– объектов в сфере культуры;

– услуг в сфере культуры, перечисленных в подп. 1.7 п. 1 ст. 118 НК.

Обращаем внимание! Действие подп. 1.7.1 п. 1 ст. 118 НК не распространяется на культурно-развлекательные (ночные) клубы и игорные заведения (ч. 2 подп. 1.7.1 п. 1 ст. 118 НК). 

– услуг по подготовке спортсменов-учащихся в специализированных учебно-спортивных учреждениях;

– услуг, связанных с организацией похорон, перечисленных в НК, а также надгробных памятников, оград и других ритуальных предметов, связанных с погребением, а также работ по их изготовлению – льгота является «сквозной», т.е. освобождение от НДС распространяется на всех плательщиков, реализующих приобретенные ритуальные предметы;

– изделий народных художественных ремесел признанного художественного достоинства по перечню таких изделий согласно приложению 36 к НК – льгота является «сквозной». Освобождение от НДС распространяется на производителей указанных изделий, а также на всех плательщиков, реализующих приобретенные изделия народных художественных ремесел. Чтобы ею воспользоваться, покупатель должен получить от продавца копию заключения об отнесении продукции к изделиям народных художественных ремесел (ч. 3 подп. 1.15 п. 1 ст. 118 НК);

– товаров (работ, услуг) плательщиками, использующими труд инвалидов (численность инвалидов в среднем за период составляет не менее 30% численности работников в среднем за этот же период) – льгота является «сквозной». Помимо плательщиков, непосредственно производящих товары (выполняющих работы, оказывающих услуги) и использующих труд инвалидов, от НДС освобождаются также плательщики, приобретающие и реализующие такие товары. Основанием для применения покупателем освобождения от НДС служит указанная продавцом в первичных учетных документах, применяемых при отгрузке товаров, запись «Освобождение согласно подпункту 1.16 пункта 1 статьи 118 Налогового кодекса Республики Беларусь» (абз. 3 ч. 3 подп. 1.16 п. 1 ст. 118 НК);

– товаров магазинами беспошлинной торговли;

– услуг, оказываемых физлицам по доставке пенсий и других соцвыплат и по приему подписки на печатные средства массовой информации и их доставке.

Важно! Освобождение от НДС не применяется при оказании данных услуг ИП.

– оказываемых физлицам жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом – основным условием применения льготы в отношении определенного вида услуг ЖКХ является наличие их в Перечне (утв. Указом от 26.03.2007 № 138);

– платных услуг в сфере образования, перечисленных в НК – с 01.01.2023 в НК, установлено освобождение от НДС оборотов по реализации на территории Республики Беларусь платных услуг в сфере образования при реализации образовательных программ научно-ориентированного образования (подп. 1.1 п. 1, абз. 2 ч. 1 п. 6 Указа № 298). С 01.09.2022 согласно новой редакции Кодекса об образовании термин «послевузовское образование» меняется на понятие «научно-ориентированное образование»;

– объектов жилфонда, работ по строительству и ремонту объектов жилфонда, гаражей и автостоянок по перечню таких работ, утверждаемому Президентом;

– услуг по страхованию (сострахованию, перестрахованию), перечисленных в НК;

– физлицам услуг в области фотографии, парикмахерских, бань и душевых, по стирке и химической чистке, по ремонту часов, по производству и ремонту одежды и обуви, по ремонту и техническому обслуживанию бытовых приборов, предметов личного пользования;

– иные обороты.

Положения ст. 118 НК в части освобождения оборотов по реализации от налогообложения распространяются также:

а) на обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь (п. 5 ст. 114 НК).

б) суммы, увеличивающие налоговую базу, полученные (причитающиеся к получению) по товарам (работам, услугам), имущественным правам, обороты по реализации которых освобождены от налогообложения (за исключением отдельных оборотов) (п. 2 ст. 118 НК).

Обращаем внимание, что плательщик, осуществляющий обороты по реализации, освобождаемые от налогообложения, вправе отказаться от применения льгот на срок не менее одного календарного года, подав соответствующее заявление в налоговый орган.

Перечень товаров при ввозе на территорию РБ, которые освобождаются от налога при ввозе, приведен в ст. 119 НК, а также в отдельных указах.

Для исчисления и уплаты НДС следует установить, осуществляется реализация на территории Беларуси или за ее пределами, а для этого необходимо определить место реализации объектов.

Во взаимной торговле работами (услугами), имущественными правами с государствами – членами ЕАЭС место реализации определяется согласно международным договорам ЕАЭС, с иными странами – согласно положениям ст. 117 НК.

Взимание косвенных налогов (в т.ч. НДС) и контроль за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг с государствами – членами ЕАЭС осуществляются согласно Протоколу о порядке взимания косвенных налогов.

Налоговая база

Определение налоговой базы при исчислении НДС производится:

– при реализации объектов – в соответствии с положениями, установленными ст. 120 НК;

– при ввозе товаров на территорию РБ из-за пределов ЕАЭС, взимание налога по которым осуществляется таможенными органами, – в соответствии с положениями ст. 138 НК;

– при ввозе товаров с территории ЕАЭС, взимание налога по которым осуществляется налоговыми органами, – в соответствии с положениями ст. 139 НК и Протокола о порядке взимания косвенных налогов (ч. 2 п. 1 ст. 72 Договора о ЕАЭС (Подписан в г. Астане 29.05.2014).

В связи с наличием различных ставок налога следует отдельно определять налоговые базы по каждому виду объектов, операции по реализации (передаче) которых облагаются по разным ставкам.

По общему правилу налоговая база НДС определяется как стоимость объектов, исчисленная исходя из цен (тарифов) на объекты с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них НДС.

При определении налоговой базы не учитываются полученные плательщиком средства, не связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Данный порядок распространяется на обороты по реализации приобретенных и произведенных объектов; объектов их собственником, правообладателем на основе договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров.

Вместе с тем НК установлены особенности определения налоговой базы в ряде случаев:

– если обязательства определены в валюте или в валютном эквиваленте – п.п. 6 – 9 ст. 120 НК;

с 2023 г. установлен особый порядок определения налоговой базы НДС в случае реализации объектов по ценам ниже цены приобретения, себестоимости либо остаточной стоимости (п. 42 ст. 120 НК):

1) приобретенных (ввезенных) менее 12 месяцев назад товаров по цене ниже цены их приобретения, если приобретенные товары при реализации остались в неизменном состоянии. В подобных случаях, за исключением перечисленных в ч. 3 подп. 42.1 п. 42 ст. 120 НК, налоговой базой НДС признается цена приобретения (ч. 1 подп. 42.1 п. 42 ст. 120 НК).

2) транспортных средств, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в ГАИ, выкупленных по договору финансовой аренды (лизинга) с условием о выкупе предмета лизинга и сроком действия менее 5 лет, по цене ниже контрактной стоимости предмета лизинга. В этом случае налоговой базой НДС выступает контрактная стоимость предмета лизинга, за исключением случая, установленного ч. 2 подп. 42.2 п. 42 ст. 120 НК;

3) реализации приобретенных (ввезенных) менее чем 5 лет назад основных средств, являющихся транспортными средствами, зарегистрированными (подлежащими регистрации) в ГАИ, по цене ниже остаточной стоимости. В этом случае налоговой базой НДС признается остаточная стоимость транспортного средства, за исключением случая, установленного ч. 2 подп. 42.3 п. 42 ст. 120 НК;

– реализация по фиксированным розничным ценам (п. 20 ст. 120 НК);

– реализация в розничной торговле и общественном питании (п. 21 ст. 120 НК);

– реализация работ по производству товаров из давальческого сырья (п. 26 ст. 120 НК);

– другие операции.

Налоговая база увеличивается на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению):

– за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав;

– в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров;

– в виде дополнительной выгоды за реализованные комиссионером товары (работы, услуги), имущественные права на условиях, более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом;

– в виде процентов (платы) за пользование коммерческим займом, предоставленным продавцами товаров (работ, услуг) в виде отсрочки или рассрочки оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Исчисление НДС по указанным суммам увеличения налоговой базы производится получателем таких сумм по формуле: НДС = налоговая база x ставка НДС / (100 + ставка НДС).

При этом исчисленный плательщиком НДС покупателю не предъявляется.

Ставки налога

Действующим законодательством для НДС установлены следующие налоговые ставки:

– основные налоговые ставки в размере 0%, 10%, 20% (п.п. 1–3 ст. 122 НК);

– ставка в размере 25% (п. 4 ст. 122 НК) – реализации услуг электросвязи, за исключением услуг передачи данных;

– «расчетные» ставки НДС (п. 5 ст. 128 НК).

Обращаем внимание! С 01.01.2023 ставка НДС 26% не применяется. Поскольку Указом 3 131 она была установлена только на 2022 г., с названной даты в отношении услуг передачи данных применяется ставка НДС 25% (п. 4 ст. 122 НК). Вместе с тем сохраняется механизм исчисления НДС по ставке в размере 26% в случае наступления момента фактической реализации после 31.12.2022 в отношении операций, облагаемых НДС по ставке 26%. 

Порядок документального подтверждения вывоза за пределы Беларуси товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, а также вывоза товаров в государства – члены Евразийского экономического союза изложен в ст.ст. 123 и 124 НК.

Порядок исчисления налога

При реализации объектов общая сумма НДС исчисляется:

– нарастающим итогом с начала календарного года по истечении каждого отчетного периода;

– по всем оборотам по реализации, признаваемым объектом налогообложения НДС (кроме льготируемых), момент фактической реализации которых приходится на соответствующий отчетный период, и по всем изменениям налоговой базы (кроме освобождаемой от налогообложения) в соответствующем отчетном периоде.

Налог исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки и рассчитывается по формуле (ч. 1 п. 2 ст. 128 НК):

НДС = НБ x Ст,

где НДС – исчисленная сумма налога;

НБ – налоговая база;

Ст – установленная ставка налога.

Налоговые вычеты

Налоговыми вычетами, или «входным» НДС, принято называть налог, который (п. 1 ст. 132 НК):

– поставщик предъявляет дополнительно к цене (тарифу) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

– плательщик уплачивает таможенным органам при ввозе товаров на территорию РБ с территории государств, не являющихся членами ЕАЭС;

– плательщик уплачивает налоговым органам при ввозе товаров с территории государств – членов ЕАЭС;

– плательщик уплачивает при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Беларуси у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах РБ.

Сумма «входного» НДС может относится (ст. 133 НК):

1) на затраты;

На затраты по производству и реализации объектов относятся суммы «входного» НДС (кроме сумм НДС по основным средствам (ОС) и нематериальным активам), приходящиеся на обороты по реализации объектов, которые освобождаются от обложения НДС (ч. 1 подп. 3.1 п. 3 ст. 133 НК).

Также на затраты относятся и суммы «входного» НДС, приходящиеся на обороты по реализации товаров, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь, включая обороты по реализации товаров населению на выставках-ярмарках, проводимых на территории государств – членов ЕАЭС (подп. 3.2 п. 3 ст. 133 НК).

Если реализуются объекты, как освобождаемые от НДС, так и облагаемые налогом, возникает необходимость в распределении суммы «входного» налога между этими оборотами. При этом можно вести раздельный учет сумм «входного» налога, относимых на затраты плательщика, либо при его отсутствии определять такие суммы исходя из доли оборота по реализации объектов, освобождаемых от НДС, в общем объеме оборота по реализации. В случае распределения вычетов методом удельного веса расчет производится нарастающим итогом с начала года (п. 4 ст. 133, ст. 134 НК).

2) на увеличение стоимости приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

Суммы «входного» НДС включаются в стоимость объектов, как в обязательном порядке (п.п. 12 – 14 ст. 132, п. 24 ст. 133 НК), так и по желанию плательщика (п. 11 ст. 132 НК).

Если принято решение об отнесении «входного» налога на увеличение стоимости, то в этом случае:

– принятое решение не требуется отражать в учетной политике;

– изменить решение и выделить для вычета НДС, ранее отнесенный на увеличение стоимости, уже нельзя;

– нет необходимости вносить НДС в книгу покупок, если она ведется;

– можно по одному из приобретенных объектов отнести НДС на увеличение стоимости, а по-другому – принять к вычету.

3) за счет целевого финансирования;

Не принимаются к вычету суммы «входного» НДС по объектам, приобретенным (ввезенным) за счет безвозмездно полученных средств бюджета либо государственных внебюджетных фондов. Указанные суммы НДС относятся за счет этих источников либо на увеличение стоимости объектов (ч. 1 подп. 24.4 п. 24 ст. 133 НК).

4) приниматься к вычету.

Вычет НДС производится (п.п. 4, 5 ст. 132, п.п. 3, 9 ст. 140 НК):

– при приобретении плательщиком объектов на территории Беларуси на основании ЭСЧФ, полученных в установленном порядке от продавцов объектов и подписанных в установленном порядке ЭЦП плательщика;

– при приобретении плательщиком на территории Беларуси объектов у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Беларуси, на основании ЭСЧФ, созданных и направленных плательщиком на Портал, и деклараций по НДС;

– при ввозе товаров из-за пределов ЕАЭС на основании деклараций на товары, выпущенные в соответствии с заявленной таможенной процедурой, документов (их копий), подтверждающих факт уплаты НДС при ввозе товаров на территорию Беларуси, и ЭСЧФ, направленных на Портал;

– при ввозе товаров с территории государств – членов ЕАЭС на основании деклараций по НДС, документов, подтверждающих факт уплаты налога при ввозе товаров на территорию Беларуси, и ЭСЧФ, направленных на Портал.

Для включения суммы НДС в состав налоговых вычетов необходимо, чтобы объекты были приобретены и предъявленные при приобретении объектов либо уплаченные при ввозе товаров суммы НДС были отражены в бухучете и книге покупок (если осуществляется ее ведение) (ст.ст. 132, 133 НК).

Уплата налога в бюджет

Сумма налога, которую следует уплатить в бюджет, представляет собой разницу между общей суммой НДС, исчисленной по итогам отчетного периода, и суммами налоговых вычетов (п. 1 ст. 135 НК).

Для того чтобы определить сумму налога, которую нужно уплатить в бюджет, необходимо:

1) исчислить общую сумму налога по всем операциям, момент определения налоговой базы по которым приходится на соответствующий отчетный период;

2) определить общую сумму налоговых вычетов, которые следует применить по итогам данного отчетного периода;

3) найти разность между общей суммой налога (пункт 1) и суммой налоговых вычетов (пункт 2):

НДС к уплате = НДС общ. – НВ,

где НДС к уплате – сумма налога, причитающаяся к уплате в бюджет;

НДС общ. – сумма налога, исчисленная по всем хозяйственным операциям;

НВ – налоговые вычеты по итогам отчетного периода.

В общем порядке НДС вычитается нарастающим итогом в пределах сумм налога, исчисленных по реализации объектов. В определенных случаях, предусмотренных НК, и в случаях, установленных Президентом РБ, суммы НДС вычитают в полном объеме, независимо от сумм налога, исчисленных по реализации объектов (п. 1 ст. 133 НК).

Налог не уплачивается в случае, если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога. Разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога подлежит вычету в первоочередном порядке из общей суммы НДС в следующем отчетном (налоговом) периоде либо возврату плательщику. При этом возврат разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации объектов, производится без начисления пени (абз. 3 п. 3 ст. 135 НК).

Сроки представления налоговых деклараций (расчетов) и уплаты НДС

При наличии у плательщика только оборотов, не признаваемых объектами обложения НДС, декларация по НДС не представляется.

При наличии у плательщика только оборотов, освобождаемых от обложения НДС, декларацию по НДС в налоговый орган представлять нужно, поскольку льготируемые обороты признаются объектами налогообложения.

Плательщики представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) по налогу на добавленную стоимость не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Отчетным периодом по НДС по выбору плательщика признаются календарный месяц или календарный квартал (подп. 2.4 п. 2 ст. 127 НК).

Уплата НДС производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Ответственность за неуплату налога

Неуплата, несвоевременная или неполная уплата НДС являются основанием для:

– начисления пеней на неуплаченную сумму НДС;

– применения к плательщику мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательством, – неуплата или неполная уплата НДС в установленные сроки влекут административную ответственность в виде штрафа, размер которого составляет 40% от неуплаченной суммы налога. При этом размер штрафа для ИП не должен составлять менее 2 БВ, а для юрлица – менее 10 БВ (ч. 1 ст. 14.4 КоАП);

– применения мер принудительного исполнения обязательства по уплате НДС, пеней (п. 8 ст. 42 НК).

Читайте нас в Telegram и Viber

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений