Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №53(2747) от 19.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1769
EUR:
3.4724
RUB:
3.6009
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Затраты бизнеса будут пристально проверять

Фото: freepik.com

В Беларуси продолжают обсуждаться новации налогового законодательства. Эксперты обращают внимание на одну «неприметную», но крайне важную уточняющую норму, внесенную в Налоговый кодекс в 2024 г. Эту новацию субъектам хозяйствования обязательно нужно иметь в виду.

Все затраты бизнеса делятся на учитываемые и не учитываемые при налогообложении. Если расходы компаний относятся к первой группе затрат, на их величину законодательство позволяет снизить налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль.

Для недопущения явных злоупотреблений в этой части в законодательстве и ранее присутствовала норма о том, что в состав расходов, учитываемых при налогообложении, можно относить лишь экономически обоснованные затраты. Но в редакции Налогового кодекса, вступившей в силу с 2024 г., появилась важная уточняющая норма.

Теперь согласно п. 1 ст. 169 НК затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются не просто экономически обоснованные затраты, но и, внимание, «связанные с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав».

В ст. 171 НК в настоящее время перечислены два вида затрат, которые можно учесть при налогообложении прибыли и которые могут быть не связаны с упомянутой целью. Это расходы компаний, касающиеся благоустройства, содержания (эксплуатации) населенных пунктов и прилегающих территорий, а также расходы на проведение мероприятий по случаю государственных праздников.

На этом в общем-то точка: все остальные затраты компаний, учитываемые при налогообложении, должны быть в обязательной мере теперь связаны «с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав». Что данная новация означает для бизнеса с учетом сложившейся правоприменительной практики?

esapego (1).png
         Елена Сапего

«ЭГ» попросила руководителя отдела налоговой и трудовой практики ООО «Степановский, Папакуль и партнеры. Юридические услуги» Елену Сапего поделиться экспертным мнением по данному вопросу.

– Почему, на ваш взгляд, уточняющая норма, касающаяся затрат, учитываемых при на налогообложении, появилась в законодательстве?

– С учетом многолетней правоприменительной практики, которую мы наблюдаем на уровне отдельных кейсов и компаний, причины названной новации в НК представляются весьма очевидными.

Дело в том, что в ходе проверок иногда выявлялись факты, когда бизнес включал в состав затрат, учитываемых при налогообложении, значительные расходы, связанные с получением услуг. При этом документы (отчеты), подтверждающие, что такие услуги были действительно необходимы для осуществления коммерческой деятельности, компании далеко не всегда были готовы представить.

В результате иногда проверяющие органы приходили к выводу, что некоторые затраты не были необходимы для осуществления бизнеса, снимали с затрат такие расходы и доначисляли налог на прибыль.

Скорее всего, наличие таких случаев и привело к тому, что законодатели в Налоговом кодексе решили уточнить и конкретизировать, какие расходы бизнеса могут быть учтены при налогообложении. Теперь это затраты, «связанные с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав».

– Иными словами, данная уточняющая норма указывает на то, что, если бизнес захочет на величину затрат снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, он должен быть готов доказать связь таких затрат с производством товаров и оказанием услуг?

– Да, это вытекает из формулировки, которая сейчас закреплена в Налоговом кодексе. Если компания покупает сырье и утверждена технологическая карта, которая говорит, что товар нужен для выпуска продукции, то здесь нет никакой сложности подтвердить связь между затратами и результатами производственной деятельности.

Но часто проблемы у бизнеса в ходе проверок возникают с договорами, которые предполагают получение услуг. Далеко не всегда субъекты хозяйствования могут представить даже отчет о содержании полученных услуг. Еще менее тривиальная задача – оценить и на примерах, в т.ч. на конкретных цифрах, показать, как результаты услуг, например, маркетинговое исследование, либо командировка повлияли на результаты производственной и иной коммерческой деятельности.

Однако теперь об этом, на мой взгляд, бизнесу (в т.ч. директорам, бухгалтерам) стоит обязательно задуматься. Потому что иначе в ходе проверки может быть сделан вывод, что понесенные расходы не были связаны с производством и оказанием услуг компании.

Имели место, в частности, случаи, когда владельцы бизнеса оформляли на компанию затраты, связанные с получением услуг для решения своих личных задач. Вероятно, чтобы таких злоупотреблений не было, в законодательстве и появилась оговорка о том, что затраты можно учитывать при налогообложении только в тех случаях, когда они связаны с производством и оказанием услуг.

– Что конкретно вы рекомендуете делать бизнесу, чтобы с учетом уточнений в налоговом законодательстве затраты могли теперь учитываться субъектами хозяйствования при налогообложении?

– Связь между затратами, учитываемыми при налогообложении, и результатами коммерческой деятельности контролирующие органы в ходе проверок старались оценить в течение ряда последних лет.

Сейчас просто этот подход закреплен нормативно, а значит, бизнесу точно придется доказывать, что затраты, учтенные при налогообложении, действительно были связаны с производством товаров, оказанием услуг и повлияли на результаты коммерческой деятельности.

Поэтому в затраты при налогообложении стоит включать только те расходы, влияние которых на результаты коммерческой деятельности (в т.ч. производственной) компания точно может оценить.

Например, если командировочные расходы понесены и они включены в состав затрат, должно быть четкое описание, с кем состоялись встречи (переговоры) и почему они нужны для бизнеса.

Приведу еще один пример: компания заказала маркетинговое исследование. Если оно просто лежит на полке, а результаты не внедрены в производственный процесс, это может стать основанием для исключения соответствующих расходов на маркетинговые услуги из состава затрат.

Помимо внедрения результатов в бизнес, теперь особенно важным является их документальное оформление (в виде приказов, докладных записок, отчетов и т.д.).

В противном случае (без наличия подтверждающих документов) обосновать связь затрат с производством товаров и оказанием услуг может оказаться просто невозможным. Поэтому если компания принимает решение о включении расходов в состав затрат, учитываемых при наложении, то обязательно должна быть связь с результатами коммерческой деятельности. И такую связь нужно документально подтверждать.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений