Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Маркетинг
31.07.2009 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

На все стороны света

рассчитывает «ЛИДА-РЕГИОН»

Выстраивать собственные стратегии диверсификации рынков сбыта предложил регионам на III Международном экономическом форуме «Международное и межрегиональное экономическое сотрудничество — программы направления развития отдельных территорий» в Лиде заместитель министра экономики Андрей ТУР.

Примером такой стратегии стала V выставка «Лида-Регион». На ней этим летом собрались представители отечественного и зарубежного бизнеса, ученые, консультанты, дипломаты 19 посольств Великобритании, Польши, Литвы, Латвии, Словакии и других стран. Все они получили возможность оценить экономические достижения и возможности района.

По мнению А.Тура, такое общение дает куда больший эффект, чем рассказы о производимой продукции или демонстрация слайдов и графиков. К сожалению, аналогов выставки «Лида-Регион» в Беларуси нет, отметил замминистра, хотя другие города с хорошим промышленным потенциалом могли бы проводить подобные мероприятия. Впрочем, копировать лидчан необязательно — у каждого города и региона свои особенности, цели и задачи развития.

А.Тур призвал малые города Беларуси, где развита пищевая промышленность, в полной мере использовать потенциал мировых потребностей в продуктах питания. По его мнению, этот рынок для человечества стратегически даже важнее, чем рынки энергоресурсов, нефти и золота. Заметим, правда, что всех их (с экономической точки зрения) объединяет нестабильность ситуации. К примеру, сегодня в странах ЕС, России, ряде других регионов спрос, а следом и цены на продовольствие упали так низко, что производители готовы выливать молоко на землю, чтобы не продавать его ниже себестоимости.

Тем не менее замминистра прав в главном — нужно не пассивно ждать, пока закончится очередной мировой кризис, а активно создавать заделы на будущее, чтобы сохранить и расширить свое место на рынках.

Председатель Лидского исполкома Андрей Худык полагает, что у предприятий района есть эффективная стратегия диверсификации рынков сбыта. И выставки «Лида-Регион» смогли помочь в этом. Ощутив проблемы на традиционном российском направлении, лидчане заблаговременно обратились к европейскому вектору. Достигнут ряд договоренностей с партнерами из Евросоюза, появились контракты на экспорт лаков и красок, светильников и сельхозмашин, создаются совместные производства.

Выставки вносят весомый вклад в упрочение экономических позиций региона, отмечает А.Худык. В I полугодии 2009 г. объем промышленного производства района составил 104,2% к уровню прошлого года, производства сельхозпродукции — 109%, строительно-монтажных работ — 125%, платных услуг — 105%, товарооборот — 108%, запасы на складах не превышают нормативного уровня. Практически ни одна отрасль не сдала позиций. Сохранить их, приумножить успех, безусловно, помогли партнеры, сотрудничество с которыми началось на выставках «Лида-Регион».

Не исчерпан потенциал и восточного вектора. Нужно лишь продлить его как можно дальше. Например, Татарстан готов закупать продукцию стеклозавода «Неман». Заместитель директора по экономике предприятия Инна КЛИШЕВИЧ собирается в Казань на переговоры.

— Сегодня экспорт предприятия составляет 70%, — рассказывает она, — хотя в России и Украине снижается покупательная способность. Девальвация рубля и невозврат НДС сильно сказались на наших финансовых показателях. Но к концу года мы намерены их выровнять и выйти на хорошую прибыль. Пока же приходится в отношениях с российскими и украинскими партнерами отказываться от предоплаты, соглашаться на поставки на реализацию. Естественно, растет дебиторская задолженность. Но зато это позволит сохранить рынок. С помощью посольства в Украине мы намерены открыть ряд торговых домов во Львове, Харькове, Севастополе, Симферополе.

Аналогичные проблемы у другого участника выставки — Лидской мебельной фабрики. На экспорт идет 30% ее продукции, но в I полугодии не удалось избежать убытков. Решать проблемы помогает бартер. Тем не менее директор Александр КОЗЛОВ настроен оптимистично. По мнению специалистов, через 3-4 месяца на рынке мебели начнется подъем. Уже прошли переговоры с московской фирмой по поставкам продукции в российскую столицу. Руководитель рассчитывает, что нынешняя выставка поможет определить дальнейшую стратегию работы, а затем ситуацию удастся выровнять.

Представитель Татарской ТПП Ирек ГАФИЯТУЛЛИН рассказал, что компании этого региона рассматривают возможность инвестиций в Беларусь: строить заправки, покупать объекты нефтехимии. Одним из них может стать лидская нефтебаза.

Не оставлены без внимания и другие субъекты РФ. По мнению генерального директора ООО «Торговый дом МТЗ-Краснодар» Сергея ЕСАУЛЕНКО, у ряда производителей выставленной в Лиде продукции есть возможность продаваться в Краснодарском крае.

Генеральный консул Монголии в Бресте Болдбаатар ХАЛТАРХУУ полагает, что белорусам нужно активнее осваивать продовольственный рынок этой страны. Заинтересован Улан-Батор и в белорусской сельскохозяйственной технике, строительных технологиях, продукции лидского завода ОАО «Лакокраска» и стеклозавода «Неман».

Лидскую выставку посетили магистранты белорусских вузов из Камеруна и Нигерии. В них председатель правления Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир КАРЯГИН видит залог будущего сотрудничества нашей страны с черным континентом, где сегодня активно устанавливают связи США, Россия, ЕС. Чем только ни богата Африка: нефтью и коррупцией, алмазами и пиратами. Здесь сочетаются природные богатства, голод и болезни, огромный экономический потенциал и гражданские войны. Рискнут ли белорусские бизнесмены работать в таких условиях? Ведь Африка — огромный рынок для товаров, которые может предложить Беларусь: продовольствие и сельхозтехника, лекарства…

На выставке «Лида-Регион» широко обсуждался проект строительства мусороперерабатывающего предприятия. Рассматриваются два варианта: итальянский и российский. Его реализацию тормозит отсутствие соответствующего законодательства, которое еще только разрабатывается.

А вот сотрудничество с финской Olvi PLC, выкупившей контрольный пакет акций ОАО «Лидское пиво» (51%), уже состоялось. Его генеральный директор Аудриус МИКШИС напомнил, что торговая марка предприятия — старейший пивной бренд Беларуси. Сегодня ОАО намерено из регионального завода стать республиканским, не только удержать рынок своего района и области, но и выйти на второе место в стране. Наращивается производство, создается складская инфраструктура. ОАО собирается тесно сотрудничать с магазинами и ресторанами, разворачивать уличную торговлю. За последние несколько месяцев удалось увеличить свою долю на отечественном рынке пива на 2%.

Растут объемы производства у традиционного участнкиа выставки производителя упаковки «Бел-Пласт Интернешнл». По словам заместителя гендиректора Дмитрия ВОЙТЮШКЕВИЧА, хорошим подспорьем для компании стала отмена ввозных таможенных пошлин на ее основное сырье — полиэтилен. Это позволило уменьшить цены на конечную продукцию как для этого предприятия, так и для его партнеров.

На выставке широко представлен промышленный сектор Лидского района: Лидсельмаш, Лидагромаш, Техмаш, Агропромсельмаш, Минойтовский ремзавод, опытный завод «Неман» и другие. Нашлось место продукции предприятий других городов Гродненской области. Среди них — сельхозтехника Щучинского ремонтного завода, камнесборщики, выпускаемые в Слониме в кооперации с финнами и россиянами.

Реализовать экспортные стратегии лидчанам помогло тесное сотрудничество с Национальной академией наук, с которой, как сообщил первый заместитель председателя президиума НАН Беларуси Петр ВИТЯЗЬ, район подписал договор о сотрудничестве. В его рамках идет работа над реализацией инвестиционных проектов и созданием современных наукоемких, конкурентоспособных производств, в т.ч. сельхозтехники, автобусов, стекла. С участием НАН РБ в Лиде организовано производство горячего цинкования на местном заводе «Конус». В результате ранее убыточное предприятие за 6 месяцев увеличило производство продукции в 10 раз и вышло на прибыль.

Организаторы лидской выставки гордятся тем, что их мероприятие проходит по тем же стандартам, что и такие форумы, как в Давосе, Санкт-Петербурге, Кринице Гурской. Как и там, в Лиде проходят конференции и двухсторонние встречи, подписываются договоры. Конечно, уровень представительства и объемы сделок у нас пока скромнее. Но за 5 лет удалось от простой презентации продукции района перейти к идее постоянного международного сотрудничества между регионами разных стран. А это воплотилось в конкретные бизнес-проекты и служит залогом будущего успеха.

Тамара МАРКИНА
 
Только цифры
В I полугодии т.г. предприятия Лидского района, подчиненные местным органам власти, привлекли 79,7 млрд. Br инвестиций, или 139% к соответствующему уровню 2008 г. (при прогнозе 125%), а юрлица без ведомственной подчиненности — 63,7 млрд. Br, или 128,6% (прогноз 127%).
В мероприятиях выставки «Лида-Регион» приняли участие делегации деловых кругов из Германии, Италии, Польши, Литвы, Украины — всего более 25 стран.
Число экспонентов выставки выросло с 70 в 2008 г. до 110 в нынешнем году.
 
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by