$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Маркетинг

На все стороны света

31.07.2009

Выстраивать собственные стратегии диверсификации рынков сбыта предложил регионам на III Международном экономическом форуме «Международное и межрегиональное экономическое сотрудничество — программы направления развития отдельных территорий» в Лиде заместитель министра экономики Андрей ТУР.

Примером такой стратегии стала V выставка «Лида-Регион». На ней этим летом собрались представители отечественного и зарубежного бизнеса, ученые, консультанты, дипломаты 19 посольств Великобритании, Польши, Литвы, Латвии, Словакии и других стран. Все они получили возможность оценить экономические достижения и возможности района.

По мнению А.Тура, такое общение дает куда больший эффект, чем рассказы о производимой продукции или демонстрация слайдов и графиков. К сожалению, аналогов выставки «Лида-Регион» в Беларуси нет, отметил замминистра, хотя другие города с хорошим промышленным потенциалом могли бы проводить подобные мероприятия. Впрочем, копировать лидчан необязательно — у каждого города и региона свои особенности, цели и задачи развития.

А.Тур призвал малые города Беларуси, где развита пищевая промышленность, в полной мере использовать потенциал мировых потребностей в продуктах питания. По его мнению, этот рынок для человечества стратегически даже важнее, чем рынки энергоресурсов, нефти и золота. Заметим, правда, что всех их (с экономической точки зрения) объединяет нестабильность ситуации. К примеру, сегодня в странах ЕС, России, ряде других регионов спрос, а следом и цены на продовольствие упали так низко, что производители готовы выливать молоко на землю, чтобы не продавать его ниже себестоимости.

Тем не менее замминистра прав в главном — нужно не пассивно ждать, пока закончится очередной мировой кризис, а активно создавать заделы на будущее, чтобы сохранить и расширить свое место на рынках.

Председатель Лидского исполкома Андрей Худык полагает, что у предприятий района есть эффективная стратегия диверсификации рынков сбыта. И выставки «Лида-Регион» смогли помочь в этом. Ощутив проблемы на традиционном российском направлении, лидчане заблаговременно обратились к европейскому вектору. Достигнут ряд договоренностей с партнерами из Евросоюза, появились контракты на экспорт лаков и красок, светильников и сельхозмашин, создаются совместные производства.

Выставки вносят весомый вклад в упрочение экономических позиций региона, отмечает А.Худык. В I полугодии 2009 г. объем промышленного производства района составил 104,2% к уровню прошлого года, производства сельхозпродукции — 109%, строительно-монтажных работ — 125%, платных услуг — 105%, товарооборот — 108%, запасы на складах не превышают нормативного уровня. Практически ни одна отрасль не сдала позиций. Сохранить их, приумножить успех, безусловно, помогли партнеры, сотрудничество с которыми началось на выставках «Лида-Регион».

Не исчерпан потенциал и восточного вектора. Нужно лишь продлить его как можно дальше. Например, Татарстан готов закупать продукцию стеклозавода «Неман». Заместитель директора по экономике предприятия Инна КЛИШЕВИЧ собирается в Казань на переговоры.

— Сегодня экспорт предприятия составляет 70%, — рассказывает она, — хотя в России и Украине снижается покупательная способность. Девальвация рубля и невозврат НДС сильно сказались на наших финансовых показателях. Но к концу года мы намерены их выровнять и выйти на хорошую прибыль. Пока же приходится в отношениях с российскими и украинскими партнерами отказываться от предоплаты, соглашаться на поставки на реализацию. Естественно, растет дебиторская задолженность. Но зато это позволит сохранить рынок. С помощью посольства в Украине мы намерены открыть ряд торговых домов во Львове, Харькове, Севастополе, Симферополе.

Аналогичные проблемы у другого участника выставки — Лидской мебельной фабрики. На экспорт идет 30% ее продукции, но в I полугодии не удалось избежать убытков. Решать проблемы помогает бартер. Тем не менее директор Александр КОЗЛОВ настроен оптимистично. По мнению специалистов, через 3-4 месяца на рынке мебели начнется подъем. Уже прошли переговоры с московской фирмой по поставкам продукции в российскую столицу. Руководитель рассчитывает, что нынешняя выставка поможет определить дальнейшую стратегию работы, а затем ситуацию удастся выровнять.

Представитель Татарской ТПП Ирек ГАФИЯТУЛЛИН рассказал, что компании этого региона рассматривают возможность инвестиций в Беларусь: строить заправки, покупать объекты нефтехимии. Одним из них может стать лидская нефтебаза.

Не оставлены без внимания и другие субъекты РФ. По мнению генерального директора ООО «Торговый дом МТЗ-Краснодар» Сергея ЕСАУЛЕНКО, у ряда производителей выставленной в Лиде продукции есть возможность продаваться в Краснодарском крае.

Генеральный консул Монголии в Бресте Болдбаатар ХАЛТАРХУУ полагает, что белорусам нужно активнее осваивать продовольственный рынок этой страны. Заинтересован Улан-Батор и в белорусской сельскохозяйственной технике, строительных технологиях, продукции лидского завода ОАО «Лакокраска» и стеклозавода «Неман».

Лидскую выставку посетили магистранты белорусских вузов из Камеруна и Нигерии. В них председатель правления Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир КАРЯГИН видит залог будущего сотрудничества нашей страны с черным континентом, где сегодня активно устанавливают связи США, Россия, ЕС. Чем только ни богата Африка: нефтью и коррупцией, алмазами и пиратами. Здесь сочетаются природные богатства, голод и болезни, огромный экономический потенциал и гражданские войны. Рискнут ли белорусские бизнесмены работать в таких условиях? Ведь Африка — огромный рынок для товаров, которые может предложить Беларусь: продовольствие и сельхозтехника, лекарства…

На выставке «Лида-Регион» широко обсуждался проект строительства мусороперерабатывающего предприятия. Рассматриваются два варианта: итальянский и российский. Его реализацию тормозит отсутствие соответствующего законодательства, которое еще только разрабатывается.

А вот сотрудничество с финской Olvi PLC, выкупившей контрольный пакет акций ОАО «Лидское пиво» (51%), уже состоялось. Его генеральный директор Аудриус МИКШИС напомнил, что торговая марка предприятия — старейший пивной бренд Беларуси. Сегодня ОАО намерено из регионального завода стать республиканским, не только удержать рынок своего района и области, но и выйти на второе место в стране. Наращивается производство, создается складская инфраструктура. ОАО собирается тесно сотрудничать с магазинами и ресторанами, разворачивать уличную торговлю. За последние несколько месяцев удалось увеличить свою долю на отечественном рынке пива на 2%.

Растут объемы производства у традиционного участнкиа выставки производителя упаковки «Бел-Пласт Интернешнл». По словам заместителя гендиректора Дмитрия ВОЙТЮШКЕВИЧА, хорошим подспорьем для компании стала отмена ввозных таможенных пошлин на ее основное сырье — полиэтилен. Это позволило уменьшить цены на конечную продукцию как для этого предприятия, так и для его партнеров.

На выставке широко представлен промышленный сектор Лидского района: Лидсельмаш, Лидагромаш, Техмаш, Агропромсельмаш, Минойтовский ремзавод, опытный завод «Неман» и другие. Нашлось место продукции предприятий других городов Гродненской области. Среди них — сельхозтехника Щучинского ремонтного завода, камнесборщики, выпускаемые в Слониме в кооперации с финнами и россиянами.

Реализовать экспортные стратегии лидчанам помогло тесное сотрудничество с Национальной академией наук, с которой, как сообщил первый заместитель председателя президиума НАН Беларуси Петр ВИТЯЗЬ, район подписал договор о сотрудничестве. В его рамках идет работа над реализацией инвестиционных проектов и созданием современных наукоемких, конкурентоспособных производств, в т.ч. сельхозтехники, автобусов, стекла. С участием НАН РБ в Лиде организовано производство горячего цинкования на местном заводе «Конус». В результате ранее убыточное предприятие за 6 месяцев увеличило производство продукции в 10 раз и вышло на прибыль.

Организаторы лидской выставки гордятся тем, что их мероприятие проходит по тем же стандартам, что и такие форумы, как в Давосе, Санкт-Петербурге, Кринице Гурской. Как и там, в Лиде проходят конференции и двухсторонние встречи, подписываются договоры. Конечно, уровень представительства и объемы сделок у нас пока скромнее. Но за 5 лет удалось от простой презентации продукции района перейти к идее постоянного международного сотрудничества между регионами разных стран. А это воплотилось в конкретные бизнес-проекты и служит залогом будущего успеха.

Тамара МАРКИНА
 
Только цифры
В I полугодии т.г. предприятия Лидского района, подчиненные местным органам власти, привлекли 79,7 млрд. Br инвестиций, или 139% к соответствующему уровню 2008 г. (при прогнозе 125%), а юрлица без ведомственной подчиненности — 63,7 млрд. Br, или 128,6% (прогноз 127%).
В мероприятиях выставки «Лида-Регион» приняли участие делегации деловых кругов из Германии, Италии, Польши, Литвы, Украины — всего более 25 стран.
Число экспонентов выставки выросло с 70 в 2008 г. до 110 в нынешнем году.