На фоне нехватки специалистов принята государственная кадровая политика
В Беларуси Указом от 03.01.2024 № 1 утверждена Концепция государственной кадровой политики – документ, определяющий ключевые принципы, содержание и направление деятельности госорганов по управлению трудовыми ресурсами, ориентированному на решение актуальных экономических, политических и социальных задач.
Кадровый дефицит в Беларуси в 2023 г. был одним из главных вызовов для бизнеса и экономики в целом. В прошлом году на рынке труда наблюдался рост вакансий, пассивность соискателей, снижение конкуренции, нехватка откликов на предложения о работе – и все это на фоне продолжающегося оттока кадров и сокращения занятого в экономике населения в целом. По данным портала rabota.by, в среднем на одну позицию приходилось 5,7 соискателя.
Особенно остро нехватку кадров ощущали государственные предприятия в тех отраслях, которые и в лучшие годы не могли привлечь достаточного количества специалистов: строительстве, сельском хозяйстве, образовании. Кадровый голод усугубляется постепенным сокращением трудоспособного населения – за последние три года (с октября 2021 г. по октябрь 2023 г.) Беларусь потеряла 132,1 тыс. человек, т.е. более 3% занятого населения. Темпы сокращения растут год к году, а демографическая политика и усилия правительства пока никак не могут изменить данную ситуацию.
Ключевые угрозы кадровой безопасности
Сохраняющаяся актуальность проблемы кадрового дефицита привела к тому, что на государственном уровне была разработана и утверждена Концепция государственной кадровой политики. Как следует из документа, речь идет о построении целостной системы формирования и эффективного использования трудовых ресурсов, развития кадрового потенциала отраслей экономики и сфер деятельности.
Одновременно впервые на таком высоком правовом уровне дается определение понятию кадровой безопасности. Под термином понимается состояние защищенности государства, отраслей экономики, регионов и организаций от внутренних и внешних рисков, вызовов и угроз, связанных с кадрами и их потенциалом.
В указе также содержится перечень негативных тенденций, влияние которых должно быть снижено в результате реализации мероприятий, проводимых в рамках государственной кадровой политики. Это, прежде всего, сокращение доли трудоспособного населения, вызванное естественным старением и снижением рождаемости, а также активизация внешней трудовой миграции, отличительной чертой которой является отток квалифицированных кадров, в т.ч. молодежи.
Свою роль сыграло усиление внутренней и внешней конкуренции за квалифицированные кадры. Определенное влияние имеет и изменение ценностных ориентиров молодежи и ее отношения к труду. Так, мотивация к получению рабочих профессий остается низкой, в то время как по отдельным направлениям и специальностям наблюдается избыточный спрос на получение соответствующего образования.
Государство признает и собственные недоработки, например, несовершенство системы прогнозирования потребности экономики в квалифицированных кадрах, приводящее к дисбалансу образовательных услуг и запросов рынка труда; отставание темпов переподготовки и повышения квалификации работников от современных требований рынка труда; рост дефицита квалифицированных кадров по наиболее значимым видам экономической деятельности; дисбаланс спроса и предложения на рынке труда по профессионально-квалификационному составу как в целом по стране, так и в региональном разрезе, низкий уровень взаимодействия госорганов, научных организаций, учреждений образования и бизнес-сообщества.
Усилить вовлечение, контроль перемещения кадров
Что же предлагается предпринять в рамках созданной концепции государственной кадровой политики? Документ довольно объемный, поэтому выделим главное.
Предполагается усилить вовлечение в трудовую деятельность лиц, не задействованных в экономике, а также тех, кто имеет сложности с трудоустройством, в т.ч. лиц с ограниченными возможностями, пенсионеров, молодежи без опыта работы, граждан, воспитывающих детей. Запланировано совершенствование законодательства о занятости населения для предупреждения социального иждивенчества посредством повышения их мотивации к труду. Это означает, что законодательство о «тунеядцах» в очередной раз могут пересмотреть.
Планируется создать систему закрепления кадров и повышения их мотивации к труду путем содействия в обеспечении жилыми помещениями, местами в учреждениях дошкольного образования, оздоровлении и санаторно-курортном лечении, формирования иных составляющих «социального пакета», а также премирования и других мер материального стимулирования.
Местные исполнительные и распорядительные органы будут проводить мониторинг кадровых перемещений в организациях, имеющих важное значение для регионов в целях недопущения необоснованного оттока кадров. Что будет считаться необоснованным оттоком кадров, а что нет – не сообщается.
Кроме того, будет введен контроль за кадровыми перемещениями работников, занимающих наиболее востребованные должности, а подбор на такие рабочие места работников равного или более высокого уровня квалификации будет осуществляться своевременно, чтобы не допустить образования незакрываемой длительное время вакансии.
В рамках снижения дисбаланса в сфере оплаты труда работников организаций реального сектора экономики и бюджетных организаций планируется «догоняющее» повышение оплаты труда в регионах и бюджетных организациях, чтобы защитить их от перетока кадров в более оплачиваемые сферы.
Какие изменения ожидаются в трудовом и смежном законодательстве?
Будет усовершенствована контрактная форма найма в целях мотивации работников к длительным трудовым отношениям, в т.ч. к заключению контрактов с лицами, принимаемыми на работу на наиболее востребованные должности, не менее чем на 3 года. Расширится практика ротации государственных служащих как условия их профессионального роста и развития, а также в качестве антикоррупционной меры. В госучреждениях будут разрабатываться правила корпоративной этики, содержащие в т.ч. механизмы повышения уровня гражданственности и патриотизма работников.
Важнейшим направлением работы с молодежью станет расширение информационно-пропагандистской работы по повышению престижа рабочих профессий, больше внимания будет уделяться организации временной занятости молодежи и вовлечению молодежи в волонтерскую деятельность. Прекращение трудовых отношений по дискредитирующим обстоятельствам будет применяться к молодым специалистам, молодым рабочим (служащим), совершившим дисциплинарные проступки, только в качестве крайней меры. Сообщается о принятии мер по предотвращению оттока кадров из РБ, в первую очередь молодежи, пока без развернутой информации. Планируется создать условия для возвращения уехавших за границу кадров, а также для привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов. То есть правительство косвенно признает наличие проблемы «утечки мозгов» и намерено активно противодействовать этим процессам.
***
Несмотря на общий декларативный характер принятого указа, концепция государственной кадровой политики дает возможность понять, каких изменений в трудовом и гражданском законодательстве можно ожидать в текущем году. Проблема действительно острая, а значит, вряд ли меры, анонсированные данным указом, заставят себя долго ждать.
При этом сохранение дефицита кадров имеет и обратную сторону – в частности, рост зарплат, который наблюдался на протяжении всего 2023 г., в т.ч. подогревался растущей конкуренцией нанимателей за специалистов на рынке труда. В отсутствие иных вариантов привлечения кадров многим организациям приходилось конкурировать с другими за счет повышения базовых, а не второстепенных условий труда, в т.ч. за счет более высокой оплаты труда. По мере постепенного решения данной проблемы существует вероятность, что рост зарплат замедлится по мере того, как у нанимателей будут появляться дополнительные способы мотивации работников.