Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2339
EUR:
3.4717
RUB:
3.5067
Золото:
241.08
Серебро:
2.85
Платина:
94.2
Палладий:
102.83
Назад
Итоги
14.07.2023 8 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №52(2648) от 14.07.2023
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Малый и средний бизнес теряет кадры, но остается в строю

Фото: freepik.com

Белстат опубликовал данные по статистике малого и среднего бизнеса по итогам 2022 г. Наиболее интересная часть, на наш взгляд, касается занятости и зарплат в секторе. Как показывают данные, численность занятых в МСБ за 2022 год сократилась на 49 тыс. человек, однако зарплаты по ряду отраслей по-прежнему выше средних значений по стране.

Серьезный минус за год

За 2022 год средняя численность работников организаций малого и среднего бизнеса, численность индивидуальных предпринимателей и привлекаемых ими наемных лиц сложилась на уровне 1420,4 тыс. человек, что на 49,1 тыс. человек меньше, чем в 2021 г. (1469,4 тыс. человек). В разрезе сегментов МСБ сокращение выглядит следующим образом: почти 6 тыс. человек потеряли средние организации, 16,6 тыс. – малые, 6,6 тыс. – микроорганизации. Численность ИП за 2022 год сократилась на 10,3 тыс., а количество наемных лиц, привлекаемых ими по трудовым или гражданско-правовым договорам, уменьшилось на 9,6 тыс. человек.

Для сравнения: в прошлом году численность работников организаций МСБ сократилась на 17 тыс., при этом численность ИП на общем фоне демонстрировала опережающую динамику – их количество выросло на 3,7 тыс. человек, нанятые ими работники добавили в статистику еще 3,6 тыс. человек. Таким образом, в 2022 г. сегмент ИП стал лидером по сокращению занятости в сегменте МСБ, потеряв в одночасье почти 20 тыс. человек.

Возможной причиной такой резкой смены динамики могут быть изменения в налоговом законодательстве, повлекшие за собой сокращение сферы применения УСН и пересмотр ставок по единому налогу в сторону повышения.

С одной стороны, это содействовало переходу ИП в статус коммерческих организаций – по итогам 2022 г. количество юрлиц МСБ выросло на 1447 единиц. С другой стороны, к увеличению занятости этот переход не привел, однако не исключено, что без притока бывших ИП ситуация в данном сегменте была бы еще хуже. Впрочем, нельзя исключать и других параллельных процессов, например, перехода части ИП в категорию самозанятых лиц, что дает возможность осуществлять определенную предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве предпринимателя.

Влияние миграции

Вторая возможная причина – миграционные процессы, связанные как с трудовой миграцией, так и с выездом на временное или постоянное проживание за пределы страны. Беларуси еще предстоит оценить потери в населении вследствие его оттока в сопредельные страны, которые в отличие от естественных процессов (смерти, рождения) госорганам сложно отследить.

Фактически узнать точную, а не расчетную численность населения, проживающего на территории РБ, мы сможем только при проведении всеобщей переписи населения, которая в Беларуси проводится раз в 10 лет. Такая ситуация имела место после проведения переписи 2019 г., когда расчетная численность населения была скорректирована на 46 тыс. человек путем внесения изменений в данные предыдущих 10 лет, что является стандартной практикой статистического учета.

На текущий момент Белстат публикует расчетные данные, которые также будут скорректированы после проведения очередной переписи. По приблизительным оценкам, проведенным сторонними академическими организациями, а также по заявлениям МВД Польши и Литвы, количество граждан, которые уехали из Беларуси, оценивается в размере 30–50 тыс. человек, убывших на территорию Польши, и 20–25 тыс. человек, переехавших в Литву.

Данные цифры косвенно подтверждаются статданными, например, в феврале 2023 г. численность населения, занятого в экономике, составляла 4,172 млн человек. Это на 112 тыс. меньше, чем в 2021 г. Частично данное сокращение объясняется старением населения и выходом части людей на пенсию, но оказывает влияние и отъезд. Например, в IT-секторе занятость сократилась больше чем на 17 тыс. за последний год, а с учетом низкого среднего возраста в отрасли вряд ли все эти люди вышли на пенсию. Так что фактор миграции нельзя сбрасывать со счетов при оценке динамики развития МСБ в Беларуси.

Зарплаты в МСБ не отстают от общей динамики

Вторая интересная тема – размер зарплат в организациях малого и среднего бизнеса. В 2022 г. средняя начисленная зарплата в секторе составила 1673,5 руб., что на 2,5% выше, чем среднее значение по стране (1633,2 руб.).

Вместе с тем ситуация довольно сильно варьируется от одного вида экономической деятельности к другому. МСБ удерживает пальму первенства в оплате труда по таким видам, как оптовая и розничная торговля, финансовая и страховая деятельность, здравоохранение и социальные услуги, творчество, спорт, развлечения и отдых – по ним разница со средним уровнем зарплаты по стране может достигать 20% и более.

Ниже зарплаты в сельском хозяйстве, горнодобывающей и обрабатывающей промышленности, строительстве, где разница может составлять до 15% в пользу средних значений. Это означает, что в данных сферах крупные предприятия платят больше организаций МСБ.

Однако в целом следует отметить, что организации МСБ не отстают от тенденции повышения оплаты труда, но и не демонстрируют опережающей динамики, а если смотреть на отдельные отрасли (промышленность, сельское хозяйство, строительство), то существенно уступают крупному нанимателю.

МСБ продолжает работать на благо страны

Представленные статданные показывают, что, несмотря на потерю кадров, сегмент малого и среднего бизнеса продолжает играть важную роль в национальной экономике. На его долю приходится 28,8% ВВП за 2022 год, 41,7% выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг, 19,8% объема промышленного производства, 36,4% инвестиций в основной капитал, 31,8% розничного и 84,7% оптового товарооборота, 41,2% экспорта, 47% импорта.

При этом большинство показателей либо выросли относительно 2021 г., либо незначительно просели, т.е. какого-то значительного ухудшения не наблюдается. В то же время нужно понимать, что многие показатели увеличились из-за высокой инфляции, т.е. из-за удорожания себестоимости товаров, работ и услуг.

Таким образом, в физическом выражении (в штуках, тонно-километрах, человеко-часах) показатели могли снизиться, но повышение цен нивелировало это снижение. Однако в 2023 г. потеря в численности работников и замедление инфляции могут привести к более выраженному снижению показателей. При этом следует учитывать общий экономический фон – фактически мы наблюдаем постепенное восстановление белорусской экономики благодаря широкому кредитному стимулированию и увеличению инвестиций сверху. Главными бенефициарами такой политики станут крупные, прежде всего государственные, предприятия, из-за чего разрыв между разными сегментами бизнеса может стать еще существеннее.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений