Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9875
EUR:
3.4821
RUB:
3.6955
BTC:
112,213.00 $
Золото:
335.22
Серебро:
3.89
Платина:
132.17
Назад
Консультации
08.12.2017 34 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Момент истины: инвентаризация перед годовым отчетом (окончание)

Фото: martechsystems.net

 (Начало см. «ЭГ» № 90, Информбанк, с. 2–7)

Рассмотрим особенности инвентаризации обязательств и порядок отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском и налоговом учете.

Инвентаризация обязательств

Все инвентаризуемые обязательства можно разделить на 3 группы по видам расчетов:

– с банками и иными небанковскими кредитно-финансовыми организациями по кредитам, займам, а также с бюджетом;

– с покупателями и поставщиками, другими дебиторами и кредиторами;

– с подотчетными лицами и работниками, депонентами.

В ходе инвентаризации обязательств проверяется:

– правильность расчетов и наличие документов, подтверждающих основание для начисления и списания соответствующих сумм;

– правильность и обоснованность числящейся в бух­галтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;

– правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности (п. 62 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утв. постановлением Минфина от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180)).

При инвентаризации расчетов с банками и иными небанковскими кредитно-финансовыми организациями (далее – банки) проводится сравнение заключенных с ними договоров, банковских выписок по счетам кредитов и займов, сумм начисленных процентов с данными, отраженными на счетах 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» (в т.ч. субсчете 3 «Расчеты по процентам по краткосрочным кредитам и займам»), 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» (в т.ч. субсчете 3 «Расчеты по процентам по долгосрочным кредитам и займам»).

Напомним, что для банков увеличение задолженности коммерческой организации – активная операция и отражается по дебету соответствующих счетов, а уменьшение задолженности (погашение процентов или суммы долга) – пассивная операция, отражаемая по кредиту счетов. Поступление денег на расчетный счет организации в банке, наоборот, отражается по кредиту, а списание денег со счета в банке по поручению организации отражается по дебету ее счета в банке.

При инвентаризации расчетов с бюджетом, а также с БРУСП «Белгосстрах» данные по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» сравниваются с данными карточек лицевого счета плательщиков налогов, полученным в результате запроса через систему электронного декларирования или через личный кабинет на портале МНС (по сч. 68), данными отчета 4-фонд за 9 месяцев 2017 г. и данными ведомостей начисления доходов, облагаемых взносами в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты (далее – Фонд) и в «Белгосстрах», а также данными по перечислению сумм взносов в Фонд и «Белгосстрах» и данными по зачету расходов за счет указанных организаций (сч.сч. 69 и 76).

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности необходимо провести инвентаризацию обязательств не ранее 1 декабря (п. 7 Инструкции № 180). Следует учитывать, что, например, при квартальной уплате НДС и налога на прибыль целесообразно проводить такую инвентаризацию на отчетную дату. Имеется в виду квартальная дата, т.к. на промежуточную дату может не быть сведений о сумме обязательств перед бюджетом, отраженных в налоговых декларациях и представленных в ИМНС, а также о достоверных суммах задолженности по налогам и сборам, отраженных на счетах бухучета ввиду отсутствия каких-либо первичных учетных документов. Такой датой после 1 декабря 2017 г. является 31.12.2017 г. До этой даты необходимо отразить результаты инвентаризации в бухучете с учетом выявленных отклонений. Поэтому в таких случаях следует провести ин­вентаризацию обязательств с бюджетом, ФСЗН, «Бел­госстрахом» исходя из квартальной даты – 1.10.2017 г., с скорректировкой на изменения в состоянии расчетов после указанной даты.

При инвентаризации расчетов с поставщиками, покупателями, подрядчиками, заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами (далее – контрагенты) определяется сумма дебиторской и кредиторской задолженности, не погашенная на 1 ноября отчетного года, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, и составляется акт сверки расчетов с должниками (п. 63 Инструкции № 180). При этом проверяются данные счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 63 «Резервы по сомнительным долгам», 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

Такая инвентаризация проводится путем предварительного направления актов сверки контрагентам по состоянию на 1 ноября 2017 г. Форма акта сверки расчетов может разрабатываться самостоятельно. Подписывается такой акт главным бухгалтером, руководителем и заверяется печатью. При выявлении несоответствия в расчетах с контрагентами по ним проводится более детальная проверка путем направления в их адрес или получения от них посредством телекоммуникационных каналов, Интернета соответствующих доказательств (оснований) той или иной хозяйственной операции (накладных на отгрузку или получение товаров, актов оказанных услуг или выполненных работ, договоров перевода долга и т.п.).

Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, признается в бухгалтерском учете расходом на дату, следующую за днем истечения срока исковой давности (в случае отсутствия или недостаточности резерва по сомнительным долгам), в сумме, в которой эта задолженность была отражена в бухучете организации (п. 39 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Мин­фина от 30.09.2011 № 102, далее – Инструкция № 102).

На ту же дату при исчислении налога на прибыль признается внереализационный расход в виде убыт­ков от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности (подп. 3.22 п. 3 ст. 129 НК).

К определению срока исковой давности следует подходить внимательно, с включением в этот процесс работников юридической службы. Если в ходе инвентаризации установлено, что организация вовремя не отразила в бухучете в составе расходов дебиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности, то в общем случае это ошибка. Она исправляется в порядке, установленном Национальным стандартом бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошиб­ки», утв. постановлением Минфина от 10.12.2013 № 80 (далее – НСБУ № 80).

В ходе инвентаризации расчетов с контрагентами может быть выявлена дебиторская задолженность, безнадежная к получению.

Основанием для признания дебиторской задолженности безнадежной к получению являются документы и переписка с соответствующим контрагентом, под­тверждающие невозможность ее взыскания (например, документы, подтверждающие ликвидацию долж­ника, документы судебного исполнителя о невозможности взыскания долга, результаты инвентаризации расчетов с должником). Списание безнадежной к получению дебиторской задолженности со счетов учета расчетов производится согласно приказу руководителя организации и оформляется первичным учетным документом.

В соответствии с Инструкцией № 102 организации могут создавать резервы по сомнительным долгам. Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность, возникшая в результате реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, которая не погашена в срок, установленный договором или законодательством (если срок не установлен – в течение 12 месяцев с даты возникновения дебиторской задолженности), и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Резервы по сомнительным долгам создаются на конец отчетного года с учетом результатов инвентаризации, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при наличии задолженности, признаваемой сомнительным долгом в соответствии с Инструкцией № 102 (п.п. 42, 43 Инструкции № 102).

Списание безнадежной к получению дебиторской задолженности, возникшей в результате реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, может быть произведено за счет резерва по сомнительным долгам, созданного в порядке, установленном п. 42 Инструкции № 102, и (или) на прочие расходы по текущей деятельности, если резерв по сомнительным долгам по списываемому долгу не был создан или его оказалось недостаточно.

При этом делаются записи:

Д-т сч. 63 «Резервы по сомнительным долгам» – К-т сч.сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчикам», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и/или

Д-т сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности», субсч. 10 «Прочие расходы по текущей деятельности» – К-т сч.сч. 62, 76.

Обратим внимание, что с 1.01.2014 г. расходы по созданию резервов по сомнительным долгам при налогообложении прибыли не учитываются. Поэтому при создании в бухучете резерва по сомнительным долгам в налоговом учете сумма такого резерва на дату его создания не учитывается.

Списанная со счетов учета расчетов безнадежная к получению дебиторская задолженность учитывается по дебету забалансового сч. 007 «Списанная безнадежная к получению дебиторская задолженность» в течение 5 лет с даты ее списания со счетов учета расчетов (п. 85 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50, письмо Минфина от 27.02.2017 № 15-1-1/62).

Убытки от списания дебиторской задолженности, невозможной (нереальной) для взыскания, включаются в состав внереализационных расходов (подп. 3.23 п. 3 ст. 129 НК). Такие расходы отражаются на дату исключения дебитора из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (иностранных организаций и индивидуального предпринимателя – из торгового регистра или иной аналогичной системы учета и идентификации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей страны их учреждения) и (или) смерти физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, либо объявления физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, умершим.

Таким образом, при наступлении событий, указанных выше, безнадежная к получению дебиторская задолженность будет списана со счета 007 (если не прошло 5 лет после ее списания со счетов расчетов) и учтена при налогообложении прибыли в составе внереализационных расходов.

По безнадежной к получению дебиторской задолженности, за исключением возникшей в результате реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, резерв не создается, она списывается на расходы по текущей (счет 90), инвестиционной или финансовой деятельности (счет 91) (в зависимости от того, по какой деятельности возникла эта дебиторская задолженность).

Кредиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, в бухучете признается доходом на дату, следующую за днем истечения срока исковой давности, в сумме, в которой эта задолженность была отражена в бухучете (п. 27 Инструкции № 102). Если это не сделано в установленный срок, то исправлять такую ошибку в бухучете следует по правилам НСБУ № 80.

В налоговом учете сумма кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности включается во внереализационные доходы для исчисления налога на прибыль на дату признания доходов в бухучете (п. 2, подп. 3.10 п. 3 ст. 128 НК).

Отметим, что с 1 января 2018 г. вступят в силу поправки в Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют», утв. постановлением Минфина от 29.10.2014 № 69 (НСБУ № 69), которые изменяют порядок бухучета по договорам, по которым обязательства выражены в белорусских рублях, эквивалентно сумме в иностранной валюте (см. «ЭГ» № 73, Информбанк, с. 2–5; № 75, Информбанк, с. 5–7).

Для перехода на новый порядок учета по таким договорам необходимо провести инвентаризацию расчетов по ним и переоценить имеющуюся на 31.12.2017 г. задолженность по курсу Нацбанка на эту дату. Поэтому целесообразно в ходе годовой инвентаризации уделить внимание таким договорам.

В ходе инвентаризации расчетов с работниками проверяется правильность отражения задолженности перед работниками (по счетам 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»). При этом определяется наличие сумм заработной платы, не выплаченной работникам в срок из-за их неявки и недепонированной, выявляются суммы депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности (п. 64 Инструкции № 180).

Для инвентаризации расчетов с подотчетными лицами проверяются авансовые отчеты работников и расходные кассовые ордера. По этим документам проверяется соответствие выданных и возвращенных средств данным бухгалтерского учета, а также устанавливается целевое использование израсходованных сумм, проверяется наличие оправдательных документов, а также выявляются суммы, срок представления отчетов по которым истек (п. 65 Инструкции № 180). При этом следует выявить дебиторскую задолженность работников по подотчетным суммам, не возвращенную в срок, и принять меры согласно нормам трудового и налогового законодательства (см. «ЭГ» № 77, Информбанк, с. 2–5).

По итогам проверки расчетов оформляется акт инвентаризации расчетов, а также справка к этому акту (приложение 19 к Инструкции № 180). В акте отражается информация о сумме задолженности, согласованной и не согласованной с дебиторами (кредиторами). Если акт сверки с контрагентом подписан без замечаний, сумма по акту инвентаризации отражается в гр. 3. Если же сумма задолженности подтверждена частично, подтвержденная сумма указывается в гр. 3, а неподтвержденная – в гр. 4. При отсутствии подписанного контрагентом акта сверки на момент окончания проверки вся сумма задолженности заносится в гр. 4.

В графе 5 акта отражаются суммы задолженности с истекшими сроками исковой давности, которые подлежат списанию после принятия руководителем организации соответствующего решения.

Учет результатов инвентаризации

После проведения инвентаризации активов переходим к оформлению результатов инвентаризации (подготовка инвентаризационной описи и сличительных ведомостей по формам согласно приложениям 5, 20, 21 к Инструкции № 180). При этом материально ответственное лицо (МОЛ) по каждому случаю выявленных отклонений (недостача, излишки, пересортица) дает объяснения (п. 70 Инструкции № 180).

Далее инвентаризационная комиссия рассматривает результаты инвентаризации и выносит предложения о регулировании выявленных расхождений. Данные предложения отражают в протоколе (приложение 22 к Инструкции № 180). Затем протокол вместе с материалами инвентаризации представляют руководителю организации для вынесения окончательного решения (п. 72 Инструкции № 180).

Результаты инвентаризации (излишки, недостачи, пересортица) показывают в учете в месяце принятия руководителем решения, но не позднее 31 декабря отчетного года (п. 77 Инструкции № 180).

Согласно п. 73 Инструкции № 180 выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия активов и обязательств с данными бухгалтерского учета регулируются следующим образом. При этом следует руководствоваться не только Инструкцией № 180, но и нормативными правовыми актами, вступившими в силу позднее.

В бухгалтерском учете выявленные при инвентаризации суммы отражаются записями:

излишки активов:

Д-т сч.сч. 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы» – К-т сч. 91 или

Д-т сч.сч. 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 50 «Касса» – К-т сч. 90 (п.п. 13, 14 Инструкции № 102);

недостачи и порчи активов, за исключением денежных средств на счетах в банках и дебиторской задолженности:

Д-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – К-т сч.сч. 01, 04, 10, 41, 43, 50;

сумма недостачи, порчи активов в пределах установленных норм естественной убыли – по распоряжению руководителя организации:

Д-т сч.сч. 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные за­траты», 26 «Общехозяйственные затраты», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на реализацию» и др. – К-т сч. 94.

Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. Убыль активов в пределах установленных норм определяется после зачета недостач излишками по пересортице.

Если после зачета по пересортице, проведенного в соответствии с п. 76 Инструкции № 180, оказалась недостача, то нормы естественной убыли должны применяться по тому наименованию актива, по которому установлена недостача. При отсутствии норм естественной убыли она рассматривается как недостача сверх норм.

Сумма недостач, включая недостачу денежных средств в кассе, а также порча активов сверх норм естественной убыли отражается записями:

Д-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» – К-т сч. 94 – если по недостаче или порче определено виновное лицо;

Д-т сч.сч. 90, 91 – К-т сч. 94 – если виновное лицо не установлено или судом отказано в возмещении с виновного лица и в других случаях выявления невозмещенных недостач.

Пересортица

Пересортица возникает в случаях выявления у одного и того же проверяемого лица за один и тот же проверяемый период в отношении активов одного и того же наименования в тождественных количествах излишков или недостач. Порядок зачета пересортицы установлен в п. 76 Инструкции № 180.

О допущенной пересортице МОЛ представляют объяснения инвентаризационной комиссии.

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть произведен только по решению руководителя организации. Если при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих активов выше стоимости активов, оказавшихся в излишке, разница в стоимости относится на виновных лиц. Если такие лица не установлены, то положительные суммовые разницы относятся на доходы и расходы по той деятельности, в результате которой они образовались, и отрицательные суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли.

На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине МОЛ, в протоколах инвентаризационной комиссии указываются причины, по которым такая разница не покрыта за счет виновных лиц.

Пример 1.

В результате инвентаризации готовой продукции на складе у МОЛ Кадовщикова согласно протоколу результатов инвентаризации, утвержденного руководителем организации, установлено:

– пересортица ошейников для крупного рогатого скота (КРС) синих (недостача) и красных (излишки) в количестве 20 шт. по учетной цене 10 BYN;

– недостача 3 ошейников синих по учетной цене 10 BYN;

– излишки – 100 номерков («1») для КРС по учетной цене 3 BYN;

– недостача 110 номерков («9») для КРС по учетной цене 4 BYN;

– излишки фартуков ортопеда в количестве 2 шт.

Норм естественной убыли по данной продукции не установлено.

МОЛ свою вину в образовавшейся пересортице и недостаче признал полностью.

Руководитель 2 декабря 2017 г. принял решение:

– зачесть пересортицу ошейников (20 шт. по цене 10 BYN) и номерков (100 шт.);

– недостачу ошейников и суммовую разницу от зачета недостачи номерков их излишками (т.к. цены номерков разные) отнести на МОЛ;

– оприходовать излишки фартуков ортопеда по учетной цене 40 BYN за штуку.

В бухучете делаются следующие записи:

Дата

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Сумма, BYN

02.12.2017

Отражен зачет по пересортице ошейников для КРС (20 шт. по 10 BYN)

43 / красные

43 / синие

200

Отражается зачет по пересортице номерков для КРС (100 шт. по 3 BYN)

43 / «1»

43 / «9»

300

Отражается недостача ошейников синих (3 шт. по 10 BYN)

94

43

30

Отражается недостача номерков (10 шт. по 4 BYN)

94

43 / «9»

40

Отражается отрицательная суммовая разница по номеркам ((4 – 3) х 100 шт.)

94

43 / «9»

100

Отражаются излишки фартуков ортопеда (2 шт. по 40 BYN)

43

90-7

80

Сторно. Восстанавливается сумма налоговых вычетов по НДС, приходящаяся на недостачу готовой продукции ((30 + 40 + 100) х 20 / 100)

68-2

18

34

Относится на недостачу готовой продукции сумма восстановленного НДС

94

18

34

31.12.2017

В конце месяца после определения фактической себестоимости готовой продукции относится на недостачу готовой продукции разница между ее фактической себестоимостью и стоимостью по учетным ценам (в данном случае – положительная разница)

94

43

10

Сторно. Восстанавливается сумма налоговых вычетов по НДС, приходящаяся на сумму недостачи готовой продукции (20 / 100 х 10)

68-2

18

2

Относится на недостачу готовой продукции сумма восстановленного НДС

94

18

2

Отнесены на расчеты с МОЛ суммы недостачи 
(30 + 40 + 100 + 34 +10 + 2)

73-2

94

216

Удерживается из зарплаты МОЛ сумма недостачи

70

73-2

216

В налоговом учете в составе внереализационных доходов учитывается 80 BYN – сумма излишков по фартуку ортопеда на основании п. 2 и 3.11 ст. 128 НК.

Восстанавливается сумма налоговых вычетов по НДС по недостаче готовой продукции (подп. 19.15 п. 19 ст. 107 НК).

Отметим, что в настоящее время согласно ч. 3 подп. 19.15 п. 19 ст. 107 НК налоговые вычеты уменьшаются в том отчетном периоде, в котором произошла порча, утрата товаров (в котором составлена инвентаризационная опись). В бухучете же (согласно п. 77 Инструкции № 180) результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором было принято решение руководителем организации по регулированию инвентаризационных разниц, а по годовой инвентаризации – в годовой бухгалтерской отчетности. Поэтому существуют определенные трудности из-за расхождения моментов отражения восстановления налоговых вычетов по НДС и отражения результатов инвентаризации – в целом. В целях сближения налогового и бухгалтерского учета по недостачам и порчам, выявляемым по результатам инвентаризации, в проекте закона о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс предлагается в 2018 г. корректировать налоговые вычеты не в том периоде, когда составлена инвентаризационная опись, а в тогда, когда результаты инвентаризации отражены в учете в соответствии с законодательством.

При исчислении налога на прибыль в составе внереализационных расходов учитывается сумма возмещения недостачи (216 BYN) и такая же сумма – в составе внереализационных доходов, но по мере удержания из зарплаты МОЛ (п. 3.7 ст. 128, п. 3.2617 п. 3 ст. 129 НК).

Так как суммы недостач, отнесенные на виновное лицо, и полученные суммы возмещения ущерба от него для целей бухучета в расходы и доходы не относят, но учитывают при налогообложении прибыли, образуются постоянные разницы. В бухучете их не отражают, но информацию о них раскрывают в примечании к бухгалтерской отчетности (п.п. 2–5 Инструкции по бухгалтерскому учету отложенных налоговых активов и обязательств, утв. постановлением Минфина от 31.10.2011 № 113, подп. 16.12 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Консолидированная бухгалтерская отчетность», утв. постановлением Минфина от 30.06.2014 № 46, подп. 52.12 Национального стандарта бухгалтерского учета отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность», утв. постановлением Минфина от 12.12.2016 № 104).

Учет излишков

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в учетных регистрах отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, составляются отдельные инвентаризационные описи и включаются недостающие и правильные сведения и технические показатели по этим объектам (п. 39 Инструкции № 180).

Порядок отражения излишков в бухучете зависит от вида актива.

Выявленные при инвентаризации излишки НДС не облагаются, поскольку такая операция не связана с реализацией товаров, работ, услуг (п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 93 НК).

Пример 2.

В результате инвентаризации обнаружены излишки:

– денежных средств в кассе МОЛ кассира Сидорова в сумме 7 BYN;

– в бытовом помещении МОЛ прораба Шабашникова обнаружен неучтенный аппарат, который был оценен инвентаризационной комиссией по остаточной стоимости 2000 BYN.

Материально ответственные лица в данном инвентаризационной комиссии объяснении не смогли указать причины появления таких излишков.

Руководитель 2.12.2017 г. принял решение оприходовать денежные средства и аппарат.

В бухучете 2.12.2017 г. делаются следующие записи:

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Сумма, BYN

Оприходованы излишки денежных средств

50

90-7

7

Оприходован аппарат

01

91-1

2000

При исчислении налога на прибыль сумма излишков (2007 BYN) учитывается в составе внереализационных доходов (п. 2 и подп. 3.11 ст. 128 НК).

Учет недостачи

Пример 3.

В результате инвентаризации обнаружены недо­стачи:

– аппарата высокого давления, числящегося в бухучете в составе основных средств по остаточной стоимости 100 BYN (МОЛ не установлен);

– материалов основного производства у МОЛ Складского на общую сумму 500 BYN, в том числе в пределах норм естественной убыли – на сумму 300 BYN.

МОЛ Складской вину свою при­знал.

Руководитель 2.12.2017 г. принял решение стоимость недостачи в пределах норм естественной убыли отнести на затраты, удержать из зарплаты МОЛ Складского стоимость материалов по ценам приобретения, стоимость аппарата отнести за счет финансовых результатов деятельности организации.

В бухучете 2.12.2017 г. делаются следующие записи:

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Сумма, BYN

Отражена недостача аппарата

91-4

01*

100

Отражена недостача материалов

94

10

500

Отражена недостача материалов в пределах норм естественной убыли

20

94

300

Сторно. Восстанавливается сумма налоговых вычетов по НДС, приходящаяся на сумму недостачи готовой продукции (20 / 100 х 200)

68-2

18

40

Относится на недостачу материалов сумма восстановленного НДС

94

18

40

Относятся на расчеты с МОЛ Складским суммы недостачи, отраженные на сч. 94 (500 – 300 + 40)

73-2

94

240

Удержана из зарплаты МОЛ Складского сумма недостачи (с соблюдением норм трудового законодательства, в данном материале не рассматривается)

70

73-2

240

* Одновременно с выбытием недостающих основных средств (и нематериальных активов) отражается списание добавочного фонда, созданного по утраченному имуществу в результате ранее проведенных переоценок данных активов (п. 31 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 26, п. 24 Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 25). При этом делается запись:

Д-т сч. 83 «Добавочный капитал» – К-т сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

В налоговом учете по недостаче основных средств  и нематериальных активов  вычет по НДС восстанавливать не нужно (подп. 19.15 п. 19 ст. 107 НК).

Недостачу аппарата нельзя учесть при налогообложении прибыли, т.к. она произошла по зависящим от организации причинам (подп. 3.14 п. 3 ст. 129, подп. 1.9 п. 1 ст. 131 НК).

Недостача материалов в пределах норм естественной убыли учитывается при налогообложении прибыли – при списании расходов на финансовый результат (п. 1 ст. 130 НК).

При восстановлении вычетов по недостачам товаров создание ЭСЧФ НК не предусмотрено.

Выбытие активов в результате недостачи не признается реализацией и, соответственно, не является объектом обложения НДС (п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 93 НК).

От суммы возмещения, полученной от виновного лица, НДС не исчисляется, так как поступившие средства не связаны с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 5 ст. 97 НК).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by