Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Консультации
05.12.2017 34 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Момент истины:— инвентаризация перед годовым отчетом

Инвентаризация – один из важнейших способов ведения бухгалтерского учета наряду с документированием, учетной оценкой, двойной записью на счетах, обобщением в отчетности. Проведение инвентаризации активов и обязательств обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

Основание и правила проведения инвентаризаций регламентируются ст. 13 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З) и Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утв. постановлением Минфина от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180).  

При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета (п. 1 ст. 13 Закона № 57-З).

Сроки проведения перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (п. 7 Инструкции № 180):

– основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, сырья, материалов, готовой продукции, товаров для реализации (в т.ч. товаров на складах, товаров в розничной торговле, тары под товаром и порожней, покупных изделий, продукты подсобного сельского хозяйства) – не ранее 1 ноября;

– незавершенного производства и полуфабрикатов – не ранее 1 ноября;

– животных на выращивании и откорме (в т.ч. молодняка животных) – не ранее 1 ноября;

– денежных средств – не ранее 1 декабря;

– обязательств и других активов – не ранее 1 декабря.

Объекты инвентаризации

Активы:

внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности, вложения во внеоборотные активы (в т.ч. незавершенное строительство), прочие внеоборотные активы);

оборотные активы (запасы и затраты (в т.ч. сырье, материалы (покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия; конструкции и детали; топливо; тара и тарные материалы; запасные части; прочие материалы; материалы, переданные в переработку на сторону; строительные материалы; инвентарь и хозяйственные принадлежности; специальная оснастка и специальная одежда на складе; специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации) и другие активы, животные на выращивании и откорме (в т.ч. молодняк животных), незавершенное производство и полуфабрикаты, расходы на реализацию, готовая продукция и товары для реализации (в т.ч. товары на складах, товары в розничной торговле, тара под товаром и порожняя, покупные изделия, продукция подсобного сельского хозяйства), товары отгруженные, выполненные этапы по незавершенным работам, расходы будущих периодов, прочие запасы и затраты);

дебиторская задолженность;

расчеты с учредителями;

денежные средства;

финансовые вложения;

прочие оборотные активы.

Инвентаризации, в т.ч. перед составлением годового отчета, подлежат активы и обязательства организации независимо от их местонахождения, а также активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.) (п. 5 Инструкции № 180).

Обязательства:

долгосрочные кредиты и займы;

краткосрочные кредиты и займы;

кредиторская задолженность;

задолженность перед учредителями;

резервы предстоящих расходов;

прочие виды обязательств (п. 2 Инструкции № 180).

При издании приказа о проведении инвентаризации перед составлением годового отчета следует определить сроки сдачи инвентаризационных документов в бухгалтерию так, чтобы оставалось время на их анализ и отражение результатов в бухучете не позднее 31.12.2017 г.

Организационный этап

На этом этапе издается приказ о проведении инвентаризации. В нем указывается причина проведения инвентаризации (перед составлением годовой бухгалтерской отчетности), перечень активов и обязательств, подлежащих инвентаризации (все активы и обязательства организации), конкретные сроки проведения инвентаризации (в пределах, установленных законодательно – п. 7 Инструкции № 180), состав инвентаризационных комиссий.

Примерная форма приказа содержится в приложе­нии* 1 к Инструкции № 180. Но можно использовать свою форму, включив в нее все указанные выше аспекты проведения инвентаризации годовой бухгалтерской отчетности.

На практике часто игнорируются требования п. 13 Инструкции № 180, без соблюдения которых материалы инвентаризации могут быть признаны недействительными. Следует иметь в виду следующее:

– председателем рабочей инвентаризационной комиссии не назначаются материально ответственное лицо (далее – МОЛ) и работник ревизионной службы;

– один и тот же работник не назначается 2 раза подряд в качестве председателя рабочей инвентаризационной комиссии у одних и тех же МОЛ;

– в состав инвентаризационной комиссии не включаются МОЛ для проверки находящихся у них в под­отчете товарно-материальных ценностей, денежных средств.

Количество и иерархия инвентаризационных комиссий зависят от масштабов организации. Так, в крупных компаниях создаются постоянно действующая центральная инвентаризационная комиссия и рабочие инвентаризационные комиссии. Первая осуществляет руководство проведением инвентаризации, а остальные ее непосредственно осуществляют.

Важно помнить, что инвентаризация активов и обязательств проводится при полном составе членов инвентаризационных комиссий (п. 12 Инструкции № 180) и что проверка фактического наличия активов и обязательств проводится при обязательном участии МОЛ (п. 20 Инструкции № 180).

В обязанности главного бухгалтера не входит проведение инвентаризации (п. 11 ст. 8 Закона № 57-З). Это обязанность членов рабочих инвентаризационных комиссий. Главный бухгалтер должен лишь осуществить контроль за правильностью проведения инвентаризации и оформления ее результатов, обеспечить отражение в бухучете и отчетности выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием активов и обязательств и данными бухучета, а также участие в работе юридических служб по оформлению материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей, контроль за передачей в надлежащих случаях этих материалов в судебные и следственные органы. Таким образом, в крупных организациях главный бухгалтер может входить в состав центральной инвентаризационной комиссии.

Подготовительный этап

Руководитель организации создает условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (п. 19 Инструкции № 180).

До начала проверки фактического наличия активов приходные и расходные документы или отчеты о движении активов и обязательств, денежных средств, бланки строгой отчетности должны быть сданы в бухгалтерию (бухгалтеру) (п. 21 Инструкции № 180). Это необходимо для правильного определения количества, стоимости, местонахождения активов и состояния обязательств организации по данным бухучета на момент начала проверки.

Сведения о фактическом наличии активов и учтенных обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, которые составляются не менее чем в двух экземплярах.

Инвентаризационные описи учтенных обязательств должны быть подкреплены актами сверки с дебиторами и кредиторами организации. Этот процесс не простой и не быстрый. Поэтому бухгалтерской службе следует иметь акты сверок с контрагентами по состоянию на 1 ноября 2017 г., чтобы до 1 декабря 2017 г. устранить расхождения и отразить состояние расчетов в инвентаризационной описи или актах инвентаризации обязательств.

Для оформления инвентаризации применяются формы согласно приложениям 5–19 к Инструкции № 180 либо формы, утвержденные республиканскими органами госуправления, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики.

Особенности порядка проведения инвентаризации отдельных видов активов (предметов проката, животных на выращивании и откорме (в т.ч. молодняка животных) и птицы, продовольственных товаров в организациях розничной торговли и общественного питания, остатков незавершенного производства, драгоценных металлов, библиотечных фондов, объектов интеллектуальной собственности и др.) устанавливаются ведомственными нормативными правовыми актами (п. 11 Инструкции № 180).

Назовем такие акты республиканских органов:

Инструкция о порядке инвентаризации отходов производства, утв. постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 29.02.2008 № 17. Данной Инструкцией и содержащимися в ней формами руководствуются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, либо уполномоченными ими субъектами хозяйствования;

Методические указания по бухгалтерскому учету сельскохозяйственной продукции и производственных запасов для сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, утв. приказом Минсельхозпрода от 14.08.2007 № 363;

Инструкция о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утв. постановлением Минфина от 15.03.2004 № 34. Она распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах и состояниях при их производстве, использовании и (или) обращении, эксплуатирующих изделия, оборудование, приборы и иные средства, их содержащие, а также осуществляющих сбор и переработку (в т.ч. рекуперацию драгоценных камней) лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней, если иной порядок не установлен актами законодательства. Инструкция не регулирует порядок использования, хранения и учета драгоценных металлов и драгоценных камней в составе товарной продукции, находящейся в торговых организациях (магазинах, складах) и организациях, обслуживающих (монтирующих и ремонтирующих) вычислительную, медицинскую, торговую и другую технику; лекарственных средств, фармацевтических суб­станций, стандартных образцов фармацевтических субстанций; паст и порошков из природных алмазов, инструментов и изделий, изготовленных из таких порошков, синтетических алмазов и инструмента, изготовленного с применением синтетических алмазов; драгоценных камней, непригодных для изготовления ювелирных и других бытовых изделий;

Методические рекомендации по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании, утв. приказом Минторга от 9.04.2007 № 74.

Также не запрещено при недостатке содержащейся в утвержденных формах информации принимать к учету самостоятельно разработанные и утвержденные в соответствии с законодательством формы (п. 23 Ин­струкции № 180).

МОЛ, а также лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение активов или доверенности на получение активов, дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на активы сданы в бухгалтерию или переданы рабочей инвентаризационной комиссии и все активы, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход (п. 21 Инструкции № 180). Такие расписки МОЛ учиняются, как правило, непосредственно на титульных страницах оригиналов инвентаризационных описей перед началом проверки.

Обратим внимание, что все инвентаризационные описи по инвентаризации активов составляются в разрезе их местонахождения и материально ответственных лиц.

Например, если в пределах одного склада хранятся ТМЦ, закрепленные за разными МОЛ, то по этому складу (местонахождению активов) составляется столько же инвентаризационных описей, сколько имеется МОЛ. Также, если одно МОЛ отвечает за несколько мест нахождения ТМЦ, то составляется столько же инвентаризационных описей, сколько имеется мест хранения.

Проверка фактического наличия активов

Сроки инвентаризации зависят от масштабов организации и могут варьироваться от нескольких часов до нескольких дней. То же можно сказать о количестве инвентаризационных комиссий, которые могут работать каждая по своему участку проверки.

Фактическое наличие активов при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

По активам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество может определяться на основании документов поставщика. При этом обязательной проверке в натуре (на выборку) подлежит часть этих активов.

Определение веса (или объема) навалочных материалов, метизной продукции допускается производить на основании обмеров и технических расчетов, взвешивания и т.п.

При инвентаризации большого количества весовых активов ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и МОЛ. Данные этих ведомостей сличают и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи (п. 22 Инструкции № 180).

Инвентаризационные описи заполняются с применением технических средств или от руки чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.

Заметим, что в случае уточнения каких-либо данных о фактическом наличии проверяемых активов в инвентаризационную опись следует вносить исправления. Они вносятся путем зачеркивания и внесения правильных значений, при этом такие исправления делаются во всех экземплярах инвентаризационной описи и заверяются всеми членами комиссии и МОЛ (п. 28 Инструкции № 180).

Наименования инвентаризуемых активов и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

На каждой странице описи указывается прописью число порядковых номеров активов и общий итог фактического количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

При автоматизированной обработке фактических данных и формировании инвентаризационных описей допускается указывать итоги на каждой странице цифрами (п. 27 Инструкции № 180).

В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.

На последней странице описи ставится отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку (п. 28 Инструкции № 180).

В течение времени, когда проводится инвентаризация, помещения, где хранятся ТМЦ, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны, во время перерывов в работе описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

Ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, должны приниматься к учету МОЛ в присутствии членов инвентаризационной комиссии только после инвентаризации.

При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации допускается отпускать товарно-материальные ценности МОЛ в присутствии членов комиссии.

На такие ценности составляются отдельные описи. На приходных и расходных документах председателем комиссии производится отметка «после инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую они записаны (п.п. 49, 50 Инструкции № 180).

Основные средства

Здесь особое внимание следует уделить предварительной проверке наличия и состояния документации на основные средства организации, таких как технические паспорта, документы на правообладание или другой технической документации; наличие документов на основные средства и нематериальные активы, сданные или принятые организацией в аренду (лизинг), пользование и на хранение (п. 34 Инструкции № 180).

При инвентаризации основных средств комиссия осматривает объекты и уточняет в инвентаризационной описи (приложение 6 к Инструкции № 180) полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих право соб­ственности организации на указанные объекты, и документов, свидетельствующих о государственной регистрации этого права.

В результате инвентаризации могут быть выявлены объекты, не принятые на учет, и объекты, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют данные или указаны неверные сведения. Тогда комиссия должна включить в опись правильные показатели. Например, по зданиям следует указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общую полезную площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов), год постройки; по каналам – протяженность, глубину и ширину (по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам – местонахождение, род материалов и основные размеры; по дорогам – тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материалы покрытия, ширину полотна.

Машины, оборудование и транспортные средства отражаются в описи пообъектно с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения и мощности.

Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые в типовой инвентарной карточке группового учета, в описях проводятся также группами по наименованиям с указанием количества.

Основные средства, которые во время инвентаризации не находились на территории организации (например, в дальних рейсах морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризируются до момента их временного выбытия.

На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись, в которой указывает дату ввода в эксплуатацию и причины непригодности (порча, полный износ).

Основные средства отражаются в описи по наименованиям в соответствии с их прямым назначением. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию, вследствие чего изменилось его основное назначение, он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

Комиссия может обнаружить, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете. В этом случае необходимо определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта по соответствующим документам и внести в инвентаризационную опись данные об изменениях, которые следует отразить в бухучете.

Одновременно проверяются основные средства, принятые на ответственное хранение или в аренду по форме согласно приложению 15 к Инструкции № 180. По ним составляется отдельная опись со ссылкой на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду. Один экземпляр инвентаризационной описи основных средств, принятых (сданных) на ответственное хранение, арендованных, высылается собственнику (или его представителю), арендодателю.

По результатам инвентаризации основных средств составляется сличительная ведомость (приложение 20 к Инструкции № 180). В ней отражаются все расхождения между фактическими данными о наличии активов и данными учета. Оценка выявленных неучтенных объектов производится по рыночным ценам, а износ определяется по их действительному техническому состоянию. Сведения об оценке и износе оформляются соответствующими актами (п.п. 35, 36, 38–40 Инструкции № 180).

Также следует уточнить правильность отнесения отдельных объектов в состав основных средств в соответствии с требованиями Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 26, и учетной политикой.

Нематериальные активы

В ходе такой инвентаризации проверка проводится документально, поскольку у таких активов нет материально-физической формы. При этом оформляется инвентаризационная опись (приложение 7 к Инструкции № 180). Проверяется наличие документов, под­тверждающих права организации на использование нематериальных активов, правильность отнесения к ним объектов исходя из критериев, установленных п. 4 Инструкцией по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 25, правильность и своевременность принятия активов к бухучету. Выявляются фактически выбывшие нематериальные активы, не участвующие в деятельности организации.

При инвентаризации нематериальных активов, полученных во временное пользование, оформляются отдельные описи, которые составляются отдельно по каждому правообладателю с указанием срока пользования. Один экземпляр инвентаризационной описи полученных во временное пользование нематериальных активов высылается правообладателю (п. 37 Ин­струкции № 180).

Доходные вложения в материальные активы

Здесь проводится инвентаризация активов, отражаемых в бухучете на счете 03 «Доходные вложения в материальные активы» и субсчетах к нему «Инвестиционная недвижимость», «Предметы финансовой аренды (лизинга)», которая проводится смешанным методом: документально и путем проверки в натуре. При этом проверяется наличие документов (договоров, первичных учетных документов по приобретению, приемке и передаче в пользование, возврату и др.), подтверждающих суммы произведенных затрат по объектам, учитываемым в качестве таких активов, своевременность принятия возвращенных объектов в состав основных средств.

В Инструкции № 180 нет утвержденной формы инвентаризационной описи для таких активов. Полагаем, что для этих целей можно использовать описи по форме приложений к Инструкции № 180: 5 (инвентаризационная опись (сличительная ведомость)), 6 (инвентаризационная опись основных средств) или самостоятельно разработать и утвердить подобную форму.

Также в Инструкции № 180 нет отдельной инвентаризационной описи, предназначенной для инвентаризации активов, отраженных на счете 06 «Долгосрочные финансовые вложения». Считаем возможным использование во всех таких случаях инвентаризационной описи согласно приложениям 5 или 6 к Инструкции № 180.

При инвентаризации финансовых вложений проверяется наличие документов, подтверждающих затраты в депозиты, облигации, векселя, другие ценные бумаги, а также инвестиции средств в акции и иные формы участия в хозяйственных обществах и товариществах и уставные фонды унитарных предприятий.

Финансовые вложения в уставные фонды других организаций, а также займы при инвентаризации подтверждаются документами (договорами, выписками банков, товаросопроводительными документами и др.). В описи указываются: наименование организации, в которую осуществлены вложения; суммы вложений; срок, на который предоставлены средства; номера документов, подтверждающих предоставление займа и его возврат; суммы доходности по акциям, вкладам в уставные фонды (п. 60 Инструкции № 180).

Вложения во внеоборотные активы

В ходе проверки таких активов сопоставляется их фактическое наличие согласно документам с данными бухучета по сч. 08 «Вложения в долгосрочные активы».

В актах инвентаризации незавершенного капитального строительства (приложение 8 к Инструкции № 180) указывается наименование объекта, объем выполненных работ по этому объекту. В ходе инвентаризации проверяется состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов, выявляются причины и основание консервации объектов (п. 42 Инструкции № 180).

На законченные строительством объекты, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами или не прошли государственную регистрацию, составляются отдельные акты.

Отдельные акты составляются также на законченные, но не введенные в эксплуатацию объекты. В актах необходимо указать причины задержки оформ­ления сдачи в эксплуатацию указанных объектов.

На прекращенные строительством объекты, а также на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству составляются акты, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства. Для этого используются соответствующая техническая документация (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи выполненных работ, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация (п.п. 43, 44 Инструкции № 180).

Перед инвентаризацией результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-­технологических работ (далее – НИОКР) проверяется реальность фактически произведенных расходов, выполненных работ по каждой теме, заданию, направлению и оформляется акт (приложение 9 к Инструкции № 180).

В ходе инвентаризации результатов НИОКР, не оформленных в установленном порядке, устанавливается наличие поданной в соответствии с законодательством заявки (декларации и т.п.) на их правовую охрану, защиту и регистрацию.

На результаты по неоконченным (незавершенным) НИОКР, по полученным отрицательным результатам НИОКР составляются отдельные акты (п. 45 Инструкции № 180).

Инвентаризация незаконченных ремонтов зданий, сооружений, машин, оборудования, установок и других объектов производится путем проверки состояния работ (п. 46 Инструкции № 180). При этом составляется акт инвентаризации незаконченных ремонтов (приложение 12 к Инструкции № 180).

Инвентаризация оборотных и других активов

К ним относятся активы, отражаемые на счетах бух­учета:

– производственных запасов (сч.сч. 10 «Материалы», 18 «НДС по приобретенным товарам, работам, услугам» и др.), затрат на производство (сч.сч. 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные затраты», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»);

– готовой продукции и товаров (сч.сч. 41 «Товары», 42 «Торговая наценка», 43 «Готовая продукция», 44 «Расходы на реализацию», 45 «Товары отгруженные», 47 «Долгосрочные активы, предназначенные для реализации»);

– денежных средств и краткосрочных финансовых вложений (сч.сч. 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Денежные средства в пути», 58 «Краткосрочные финансовые вложения», 59 «Резервы под обесценение краткосрочных финансовых вложений»);

– сч. 97 «Расходы будущих периодов»;

– на забалансовых счетах (002 «Имущество, принятое на ответственное хранение», 003 «Материалы, принятые в переработку», 004 «Товары, принятые на комиссию», 005 «Оборудование, принятое для монтажа», 006 «Бланки документов с определенной степенью защиты»).

Для инвентаризации названных активов используются:

– инвентаризационная опись оборотных активов (приложение 11 к Инструкции № 180);

– акт инвентаризации материалов и товаров, находящихся в пути (приложение 13);

– акт инвентаризации товаров отгруженных (приложение 14);

– инвентаризационная опись активов, принятых (сданных) на ответственное хранение (приложение 15);

– акт инвентаризации расходов будущих периодов (приложение 16);

– акт инвентаризации наличных денежных средств (приложение 17);

– инвентаризационная опись ценных бумаг, бланков строгой отчетности (приложение 18).

Проверки данных активов проводятся как в натуре (счета 10, 20, 21, 41, 43, 50, забалансовые счета), так и документально (счета 42, 51, 52, 57, 59, 97).

Если в связи с особенностями деятельности организации комиссия не имеет возможности в течение одного дня произвести подсчет материальных ценностей и записать их в инвентаризационную опись, ис­пользуется инвентаризационный ярлык (приложение 10 к Инструкции № 180). Он заполняется в одном экземпляре членами комиссии и хранится вместе с пересчитанными товарами (продуктами).

Читать Продолжение 


* Формы, содержащиеся в приложениях к Инструкции № 180, можно посмотреть и скачать в приложении к данной статье

Скачать приложение к статье
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений