Молочные планы на форуме и в жизни
На форуме «Беларусь молочная», прошедшем в Минске на прошлой неделе, были анонсированы амбициозные планы развития отечественной молочной промышленности и ее экспансии на мировые рынки.
Как сообщил на форуме министр сельского хозяйства и продовольствия РБ Леонид Заяц, за последние 5 лет наша страна нарастила экспорт молока и молокопродуктов в натуральном выражении в 1,5 раза, до 4,1 млн. тонн, а валютная выручка от него в прошлом году превысила 1,8 млрд. USD (более 40% всего объема экспорта сельхозпродукции и продовольствия). К 2020 г. планируется увеличить объемы экспорта по сравнению с 2015 г. в 1,4 раза, до 5,8 млн. тонн, заявил министр.
В свою очередь, заместитель начальника главного управления продовольствия министерства сельского хозяйства и продовольствия Мария Климова сообщила, что в 2016 г. в республике было произведено 7,1 млн. тонн молока, причем доля сорта «экстра» выросла до 44,8%. В текущем году планируется произвести 7,6 млн. тонн молока, в 2018-м – 8,17 млн., в 2019-м – 8,7 млн., а в 2020-м – 9,2 млн. тонн. При этом уровень товарности должен вырасти с прошлогодних 89,7% (что уже приближено к уровню высокоразвитых стран) до 90%.
Выступая на форуме, первый заместитель министра Леонид Маринич заверил, что белорусские аграрии готовы к вступлению страны в ВТО и прогнозируемому экспертами падению экспортных цен. Правда, начальник Главного управления ВЭД Минсельхозпрода Алексей Богданов уточнил, что, планируя рост экспорта молокопродукции в текущей пятилетке в 1,4 раза, Беларусь будет вынуждена диверсифицировать поставки, поскольку на рынке России весь их объем разместить невозможно. В прошлом году на долю России пришлось 96,3% всего молочного экспорта республики. Это, по сути, означает «монозависимость» белорусских предприятий от российского рынка, признал А. Богданов. Но, по его данным, к 2020 г. профицит экспортных поставок между российским импортом и белорусским экспортом составит порядка 1,7 млн. тонн в пересчете на молоко, что фактически закрывает весь планируемый прирост белорусского экспорта. Поэтому срочно нужно искать других покупателей. Сотрудник Минсельхозпрода призвал производителей проводить более активную и агрессивную политики продаж, тем более что по прогнозам министерства «конкуренция будет расти из года в год, особенно на российском рынке». При этом серьезным препятствием для проникновения белорусских экспортеров на рынки третьих стран являются высокий уровень конкуренции либо высокий уровень тарифной защиты. Тем не менее география отечественного экспорта постепенно расширяется. Например, в 2016 г. кроме стран СНГ белорусская молочная продукция поставлялась в 24 страны на сумму около 7 млн. USD. Одним из ключевых экспортных рынков в Минсельхозпроде считают Китай. В этой стране уже сертифицированы 34 белорусских молочных предприятия, идет работа еще по трем. В прошлом году в КНР удалось поставить молочной продукции более чем на 1 млн. USD, а в январе–феврале т.г. – уже на 600 тыс., т.е. в 78 раз больше, чем в аналогичном периоде 2016 г. В министерстве надеются, что в текущем году экспорт молочной продукции в Китай достигнет 4 млн. USD, а в дальнейшем будет ежегодно составлять не менее 10 млн. USD.
Однако российский рынок по-прежнему остается для Беларуси приоритетным, что порой вызывает недовольство местных производителей. В частности, их шокировало недавнее резкое снижение минимальных рекомендуемых экспортных цен на молочную продукцию. В частности, цены на обезжиренное сухое молоко (СОМ) снизились со 150 RUB/кг до 125, на цельное молоко – с 230 до 200 RUB. Главная причина такого снижения – необходимость конкурировать с экспортом из Аргентины, Уругвая и Новой Зеландии (Fonterra). Цена новозеландского цельного сухого молока сейчас составляет 193 RUB, а СОМ из Ирана и Турции – 135 RUB/кг.
При таких ценах средняя стоимость переработки российскими заводами должна составлять 38 RUB/кг без НДС, рассказал на форуме агентству Milknews член правления ЗАО «Мелеузовский молочно-консервный комбинат» Андрей Яровой. Но тогда, чтобы конкурировать с белорусами, сырое молоко без НДС в России должно стоить 14,68 RUB, что значительно ниже себестоимости производства. К примеру, инвесторы закладывают в бизнес-планах строительства новых ферм среднегодовую цену молока в 26–28 RUB. Получается, что белорусские цены в сочетании с укреплением российского рубля буквально режут производителей в РФ – причем не только в переносном смысле: им придется сокращать поголовье дойного стада, поскольку содержать его становится невыгодно.
Правда, А. Богданов заверил на форуме, что установленные министерством цифры – не индикативы и не директивные указания, а только уровень минимально рекомендуемых экспортных цен. Но российским производителям от этого не легче. «Идет борьба двух гигантов – Беларуси и Fonterra, а мы проиграли в этой борьбе еще позавчера», – заявил А. Яровой. По его мнению, защитить российского производителя могут лишь интервенции и меры регулирования.