Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Больше поступлений и акцент на уклонение от налогов: МНС рассказало об итогах работы за 9 месяцев 2022 года

Фото: neg.by

Министерство по налогам и сборам подвело итоги работы налоговых органов за январь-сентябрь 2022 г. в части обеспечения поступлений в доход консолидированного бюджета и рассказало о результатах контрольно-камеральной деятельности.

Ударный квартал

Как сообщает МНС, за рассматриваемый период налоговыми органами обеспечено поступление платежей в доход консолидированного бюджета на сумму 25,4 млрд руб., из которых 9,7 млрд поступили в рес­публиканский, а 15,7 млрд – в местные бюджеты. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления в сопоставимых ценах выросли на 312 млн руб. (+4%). При этом платежи, поступившие в респуб­ликанский бюджет, увеличились на 323 млн (+10%).

По объему валовых поступлений самым «урожайным» оказался III квартал 2022 г.: в январе-марте объем налогов и иных платежей, контролируемых налоговыми органами, составил 8,2 млрд руб., в апреле-июне – 7,9 млрд, в июле-сентябре – 9,2 млрд. Таким образом, план консолидированного бюджета по итогам девяти месяцев текущего года оказался выполнен на 101,9%. Сверх запланированного объема собрано 155 млн. руб.

В разрезе доходных источников наибольший удельный вес в общем объеме поступлений традиционно занимают: НДС – 29,6% (7,5 млрд руб.), подоходный налог – 26,7% (6,8 млрд руб.), налог на прибыль – 11,5% (2,9 млрд руб.). За счет данных источников сформировано более 2/3 доходов консолидированного бюджета страны.

Частный сектор формирует более половины доходов бюджета

В общей сумме поступлений наибольший удельный вес, как и прежде, занимают платежи организаций – 94,2%, или 23,9 млрд руб. На долю организаций госсектора приходится 37,8% от общей суммы поступлений, контролируемых налоговыми органами. Данной категорией плательщиков в бюджет уплачено 9,6 млрд. Удельный вес платежей организаций негосударственного сектора в формировании доходов бюджета составил 56,4%, или 14,3 млрд руб. От субъектов малого и среднего бизнеса в январе-сентяб­ре текущего года поступило 9,3 млрд, удельный вес данного сегмента в доходах бюджета – 36,5%.

По состоянию на 1 октября 2022 г. численность индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах, составила 270,5 тыс. человек. Сумма общих поступлений от данной категории плательщиков сформировалась на уровне 736,9 млн руб.

Количество физических лиц, являющихся плательщиками налогов, на 1 октября 2022 г. составило 5,3 млн человек. Ранее МНС сообщало о рекордном увеличении плательщиков данной категории – по состоянию на 1 июля 2022 г. их количество выросло на 2,2 млн человек, или 70% по сравнению с аналогичной датой прошлого года.

Такой стремительный рост вызван введением налога на первую квартиру, находящуюся в собственности граждан. Данная новация добавила к плательщикам 2,2 млн граждан. Всего же в доход бюджета от физлиц поступило 733,4 млн руб., удельный вес – 2,9%.

Еще 49,9 тыс. физлиц осуществляли деятельность по заявительному принципу без регистрации в качестве ИП. Данной категорией плательщиков в отчетном периоде уплачено в бюджет 20,4 млн руб. единого налога.

Новая парадигма налогового контроля

Как сообщает МНС, в рамках проводимой работы по поддержке экономики в условиях санкцион­ного давления налоговые органы фактически перешли на новую концепцию назначения проверок. Выборочные проверки налоговыми органами не планируются, а список ранее назначенных подвергнут корректировке. Внеплановые проверки (в т.ч. внеплановые тематические оперативные и проверки для подтверждения обоснованности возврата НДС) назначаются в первую очередь для пресечения «агрессивных» схем уклонения от уплаты налогов, теневого оборота, деятельности, сопряженной с системным, масштабным сокрытием налогооблагаемой базы.

Следует отметить, что механизм выборочных и внеплановых проверок используется в случаях, когда профилактические и разъяснительные мероприятия не позволяют пресечь выявленные налоговой службой схемы уклонения от уплаты налогов. При этом МНС акцентирует внимание на том, что, как правило, выбор объектов для проверки не случаен – назначению предшествует работа по анализу деятельности и сбору доказательств по сокрытию плательщиком доходов или незаконному уменьшению налогооблагаемой базы.

Обратимся к цифрам. Всего за 9 месяцев текущего года проведено почти 3,5 тыс. проверок субъектов хозяйствования. По сравнению с прошлым годом их количество сократилось почти на треть, т.е. в текущем году налоговые органы провели на 1,6 тыс. проверок меньше, чем в прошлом. В структуре проверок организаций наибольший удельный вес (76,6%) занимают внеплановые выездные проверки. Общие поступления от контрольных мероприятий составили 429,5 млн руб.

Как и ранее, основной удельный вес в общих результатах конт­рольной работы занимают дополнительные добровольные поступления на сообщения и уведомления налоговых органов по результатам камерального контроля – 2/3 поступлений от контрольной деятельности, или 290,4 млн руб. уплачены плательщиками добровольно.

Особое внимание превышению расходов над доходами

Отдельным направлением конт­рольной деятельности являются проверки, проводимые в отношении физлиц, на предмет соответствия расходов доходам. За 9 месяцев 2022 г. налоговыми органами были проведены такие проверки в отношении 9 тыс. граждан. По их результатам более чем у 2,8 тыс. человек установлено превышение расходов над доходами, а общая сумма превышения составила 86,5 млн руб. Таким образом, каждый третий проверяемый не смог подтвердить происхождение своих доходов. Данным гражданам доначислено к уплате в бюджет 17,5 млн руб. В среднем одному проштрафившемуся плательщику предъявлено к уплате более 6 тыс. руб. подоходного налога.

Как сообщает МНС, основными направлениями при проведении налоговыми органами контрольных мероприятий среди физлиц в первую очередь были проверки в отношении руководителей (учредителей) субъектов хозяйствования, индивидуальных предпринимателей, имеющих риски минимизации налоговых обязательств, и иных граждан, живущих «не по средствам», которые при незначительных доходах приобретают дорогостоящее недвижимое имущество, транспортные средства, а также совершают иные финансовые операции.

В частности, при проведении проверок в отношении 2,5 тыс. длительно не работающих граждан нарушения установлены более чем у 1,6 тыс. из них. Данной категории плательщиков доначислено к уплате в бюджет 7,8 млн руб. При проведении проверок в отношении 4 тыс. граждан, приобревших дорогостоящее имущество, у 0,7 тыс. установлено превышение расходов над доходами. По таким случаям доначислено к уплате в бюджет 4,0 млн руб.

***

Таким образом, контрольная работа налоговых органов по обеспечению полноты и своевременности поступления налоговых платежей в доход бюджета продолжилась. Несмотря на введение моратория на проверки, изменения коснулись лишь форм и методов контрольной деятельности.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by