МНС о социальной рекламе и освобождении от рекламного сбора
На примере рассмотренного обращения МНС напомнило о признаках социальной рекламы и разъяснило, на каком основании она не признается объектом обложения рекламным сбором.
В Министерство по налогам и сборам поступил вопрос, является ли объектом налогообложения в 2022-2023 гг. размещение рекламы сайтов организации, информирующих население о системе сбора отходов.
В связи с этим в МНС напомнили, что размещение (распространение) социальной рекламы в 2022 г. не признавалось объектом обложения рекламным сбором (подп. 2.4 п. 2 Указа от 31.03.2022 № 131 «О развитии средств массовой информации» (далее – Указ № 131)).
В 2023 г. аналогичные нормы установлены подп. 2.1 п. 2 ст. 307-13 НК.
Признаки социальной рекламы (ст. 2 Закона от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе»):
– рекламодателем является госорган;
– содержание не носит коммерческий характер;
– направлена на защиту или удовлетворение общественных или государственных интересов;
– объектом рекламирования могут являться права, охраняемые законом интересы, обязанности организаций или граждан, явления (мероприятия) в сферах здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты населения, обеспечения государственной и (или) общественной безопасности, охраны окружающей среды, рационального использования природных, топливно-энергетических и других видов ресурсов, в том числе, по вопросам деятельности хосписов, благотворительных фондов и пр., иные явления (мероприятия) социального характера.
Важно: реклама, не соответствующая указанным характеристикам, не может быть признана социальной. |
Если общественным объединением, международной организацией или иным лицом, не являющимся госорганом, произведена реклама, которая соответствует вышеуказанным характеристикам, за исключением характеристики по рекламодателю, такое лицо вправе обратиться в госорган, в компетенцию которого входят вопросы, планируемые к освещению в социальной рекламе, с предложением выступить рекламодателем этой рекламы.
Такое предложение может быть внесено в госорган на основании п.п. 4 и 6 Положения о порядке производства и размещения (распространения) социальной рекламы, утв. постановлением Совмина от 09.07.2013 № 603 (далее – Положение № 603).
Если госорган согласится выступить рекламодателем рекламы, произведенной общественным объединением, международной организацией или иным лицом, не являющимся госорганом, такая реклама приобретет статус социальной.
Справочно: согласно п.п. 4 и 6 Положения № 603:
– юрлица и граждане вправе обращаться в госорганы с предложением о производстве и (или) размещении (распространении) социальной рекламы;
– предложение о производстве или размещении (распространении) социальной рекламы подается юрлицом или гражданином в госорган, в компетенцию которого входят вопросы, планируемые к освещению в социальной рекламе. Если эти вопросы относятся к компетенции нескольких госорганов, юрлицо или гражданин вправе обратиться в любой из них;
– госорган рассматривает такое предложение в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц;
– юрлица и граждане оказывают содействие госорганам в производстве социальной рекламы путем реализации (безвозмездной передачи) госорганам готового рекламного продукта, выполнения работ (оказания услуг) по производству социальной рекламы либо иным способом, не запрещенным законодательством.
Реклама, имеющая в качестве объекта рекламирования исключительно явления социального характера, но не имеющая в качестве рекламодателя соответствующий госорган, не является социальной рекламой и не может размещаться (распространяться) без наличия такого рекламодателя.
Таким образом, при размещении (распространении) рекламы сайтов организации в интернете, информирующих население о системе сбора отходов, порядке обращения с ними и способе сдачи отходов организации, рекламодателем которой является сама организация, осуществляющая сбор отходов, нормы подп. 2.4 п. 2 Указа № 131 в 2022 г. и подп. 2.1 п. 2 ст. 307-13 НК в 2023 г. не применяются.