Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Налоги
25.11.2022 9 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №89(2586) от 25.11.2022
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Рекламный сбор: когда возникает обязанность по уплате

Фото: Will Francis / Unsplash

На примере нескольких практических ситуаций рассмот­рим условия, которые влияют на появление у рекламодателя обязанности уплатить сбор за размещение рекламы. Напомним также об ответственности за нарушение законодательства.

Обязанность белорусских организаций и ИП по уплате сбора за размещение (распространение) рек­ламы (далее – рекламный сбор) введена Указом от 31.03.2022 № 131 «О развитии средств массовой информации» (далее – Указ № 131) с 01.05.2022.

В фокусе – территория распространения

Условием, при наличии которого у субъектов хозяйствования появляется обязанность по уплате рек­ламного сбора (т.е. возникает объект обложения сбором), выступает размещение (распространение) рек­ламы на территории РБ, осуществляемое на основании договора, преду­сматривающего оказание рек­ламодателю услуг по такому размещению (распространению).

В этом условии важна совокупность всех трех компонентов: договорная основа оказания услуг, наличие надлежащего объекта (рекламы), территория распространения в понимании Указа № 131. Исходя из этого сбор уплачивается белорусским рекламодателем в случае размещения рекламы:

– на территории Беларуси (наружная реклама, реклама на транспортном средстве, в печатных и иных СМИ, распространяемых в РБ, и т.д.);

– на интернет-ресурсах, находящихся в доменных зонах .by и .бел;

– на других интернет-ресурсах (сайтах, социальных сетях, мобильных приложениях и т.д.), если реклама направлена на пользователей, находящихся на территории РБ.

По последнему критерию под рек­ламу, направленную на находящихся в РБ пользователей, потенциально подпадает реклама на белорусском или русском языках, размещенная на Facebook, в Instagram, LinkedIN, на сайтах в домене .com или ином домене, если она содержит:

– указание на то, что услуги (работы) оказываются (выполняются) в пределах Беларуси (в т.ч. в определенном городе);

– контактную информацию, которую можно атрибутировать как относящуюся к РБ (номер телефона с белорусским кодом и т.п.)

Важно: если информация отвечает вышеуказанному критерию, невозможность доступа к интернет-ресурсу не означает, что реклама не направлена на белорусского пользователя.

Платить или не платить?

Обязанность по уплате рекламного сбора не возникает в случаях:

– прямо перечисленных в подпунктах 2.2, 2.4 п. 2 Указа № 131;

– не отвечающих признакам обложения данным сбором (отсутствует объект обложения или субъект уплаты сбора).

Ситуация 1. Размещение собственной рекламы на своих ресурсах и объектах.

Не облагается рекламным сбором размещение (распространение) организацией или ИП собственной рекламы на своем сайте, своей странице в социальной сети, на транспортном средстве или здании, находящихся в их собственности.

Обоснование: в данном случае отсутствует факт оказания услуг по размещению (распространению) рекламы, т.е. нет объекта обложения рекламным сбором.


Ситуация 2. Размещение рекламы иных лиц на собственном средстве наружной рекламы.

Обязанность по уплате рекламного сбора не возникает, если инициатива по размещению рекламы иных лиц исходит от собственника средств наружной рекламы.

Обоснование то же, что и в предыдущем случае: здесь отсутствует объект обложения рекламным сбором, т.к. нет факта оказания услуги по размещению рекламы.

Из разъяснения МАРТ от 26.05.2022 следует, что при оценке данной ситуации важно волеизъявление самого владельца таких объектов. Так, применительно к случаю, когда владелец торгового центра размещает по собственной инициативе на своих сайте и страницах в соцсетях информацию об арендаторах (их логотипы, указание месторасположения в ТЦ и др.), министерство пояснило, что здесь рекламодатель и рекламораспространитель совпадают в одном лице. Поэтому обязанность уплачивать рекламный сбор не возникает.

Полагаем, по аналогии должен разрешаться и вопрос о размещении наружной рекламы.

Однако если «чужая» реклама размещается на основании договора по поручению третьих лиц (рекламодателей), то сбор будет необходимо уплатить. Плательщиком является рек­ламодатель.

Ситуация 3. Реклама на мероприятии.

При раздаче в ходе мероприятия буклетов, образцов рекламируемой продукции и т.п., озвучивании рек­ламы ведущими обязанность по уплате рекламного сбора возникает либо отсутствует в зависимости от нескольких факторов.

Для начала необходимо уточнить место проведения мероприятия. Если оно проводится в здании (помещении, сооружении), то уплачивать сбор не нужно (абз. 5 подп. 2.4 п. 2 Указа № 131).

В случае когда мероприятие проводится вне здания (помещения, сооружения), следует уточнить, какие субъекты распространяют рекламу. Так, обязанность по уплате сбора не возникает, если раздачу буклетов, образцов рекламируемой продукции осуществляют работники рек­ламодателя.

Обоснование: в таком случае отсутствует объект обложения рек­ламным сбором, т.к. услуги по распространению рекламы не оказываются.


Но если для распространения таких материалов привлекается по договору оказания услуг сторонний субъект, сбор необходимо уплатить. Равным образом возникает обязанность по уплате, если на мероприятии вне помещения рекламу озвучивает привлеченный по договору ведущий.

Ситуация 4. Размещение рекламы на корпоративном сайте с ограниченным доступом.

Встречаются ситуации, когда рек­лама размещается на корпоративном сайте, доступ к которому предоставляется ограниченному кругу авторизованных пользователей, объединенных, например, по профессиональному признаку.

Следует учитывать, что число конечных пользователей, которые увидят рекламу, не имеет значения для возникновения обязанности по уплате рекламного сбора.

Если рекламодателем является иное лицо, а не владелец этого корпоративного сайта, размещение на нем рекламы выступает объектом рекламного сбора независимо от количества лиц, имеющих к ней доступ. Плательщиком сбора в таком случае будет рекламодатель (заказчик).

Ответственность за нарушение норм Указа № 131

Размещение (распространение) рекламы с нарушением требований Указа № 131 является незаконным и запрещается. Поэтому, помимо неблагоприятных налоговых последствий в виде начисления пени в случае неуплаты (неполной уплаты) рекламного сбора, нарушение норм Указа может повлечь административную ответственность.

Так, за нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе п. 1 ст. 13.9 КоАП предусматривает наложение штрафа:

– на юридических лиц – в размере от 20 до 50 базовых величин (БВ);

– на ИП – от 10 до 20 БВ;

– на физических лиц – от 5 до 10 БВ.

Административная ответственность также установлена за невыполнение или выполнение не в полном объеме обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины). В зависимости от конкретного состава данного правонарушения ст. 14.5 КоАП предусматривает штрафы, доходящие до 200 БВ.

Кроме того, уклонение от уплаты налогов, сборов влечет привлечение к уголовной ответственности по ст. 243 УК.

***

В заключение отметим, что согласно проекту изменений в НК, находящемуся на рассмотрении в парламенте, с 2023 г. рекламному сбору собираются придать статус республиканского сбора. Это означает, что уплачивать его нужно будет и в дальнейшем.



Наталия ЖУК, советник GRATA International

Александра ВАСИЛЬЕВА, помощник юриста GRATA International

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений