Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бухгалтерский учет мягкого инвентаря в бюджетных организациях

Порядок планирования расходов на мягкий инвентарь

Порядок составления, рассмотрения и утверждения смет расходов бюджетных организаций, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций устанавливается Минфином.

По внебюджетным средствам бюджетные организации, так же как и по бюджетным, составляют сметы доходов и расходов внебюджетных средств в соответствии с бюджетной классификацией РБ согласно требованиям постановления № 2081.

 

Обратите внимание! В системе здравоохранения при планировании расходов при составлении таких смет руководствуются требованиями постановления № 192, постановления № 83, Положения № 6414.

 

Справочно: в учреждениях здравоохранения, определен порядок составления бюджетной сметы на содержание организации здравоохранения, финансируемой за счет средств бюджета и расчетов к ней постановлением № 19.

Нормы постановления № 19 распространяются на организации здравоохранения, финансируемые за счет средств бюджета, независимо от ведомственной принадлежности.

 

Постановлением № 735 установлены нормы оснащения мягким инвентарем:

– государственных больничных организаций;

– государственных амбулаторно-поликлинических организаций, амбулаторно-поликлинических подразделений государственных больничных организаций;

– домов ребенка;

– государственных организаций здравоохранения, оказывающих скорую (неотложную) медицинскую помощь.

Срок службы по каждому виду изделий мягкого инвентаря указан на все их количество, предусмотренное на одну койку, а при приобретении мягкого инвентаря определяется необходимое соотношение одежды, обуви по размерам и в зависимости от числа мужских, женских и детских коек.

 

Справочно: нормы оснащения мягким инвентарем приведены в приложении к постановлению № 73.        

 

В соответствии с нормами подп. 4.1–4.5 п. 4 Инструкции № 63 к мягкому инвентарю относятся:

  • белье (рубашки, сорочки, халаты и т.п.);
  • постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, полотенца и т.п.);
  • одежда и обмундирование, включая спецодежду (также в состав спецодежды входят и предохранительные приспособления);
  • обувь, включая специальную;
  • спортивная одежда и обувь.
Следовательно, предметы мягкого инвентаря принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, т.е. по фактическим расходам, которые при приобретении за плату (п. 1 Инструкции № 636) включают суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу) и иным специалистам, а также таможенные пошлины, транспортные, страховые расходы и иные платежи. В стоимость могут включаться и иные затраты, которые непосредственно связаны с мягким инвентарем, чтобы он был пригоден к эксплуатации.

Учет операций по выбытию и перемещению предметов ведется в накопительной ведомости по выбытию и перемещению отдельных предметов в составе оборотных средств формы 438 (мемориальный ордер 10), такая норма предусмотрена п. 3 Инструкции № 63.

Все предметы в эксплуатации должны находиться на хранении у лиц, ответственных за эксплуатацию и сохранность данных предметов. Эти лица обязаны учитывать предметы по наименованиям и количеству в книге формы М-17 или ведомости оперативного (количественного) учета формы 412 (п. 3 Инструкции № 63).

Мягкий инвентарь считается оприходованным после того, как на нем проставлены штампы с указанием наименования бюджетной организации. О произведенной маркировке делается отметка на приходном документе за подписью указанных лиц (подп. 4.5 п. 4 Инструкции № 63).

 

На основании ПУД производятся следующие записи хозяйственных операций:

Содержание
хозяйственной операции

Д-т субсч.

К-т субсч.

Приобретен мягкий инвентарь за счет бюджетных средств

(отражаются в учете две записи одновременно)

178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»

100 «Текущий счет по бюджету»

100 «Текущий счет по бюджету»

140 «Расчеты
по финансированию из бюджета»
или

230 «Финансирование из бюджета»

Приобретен мягкий инвентарь за счет внебюджетных средств (отражаются в учете две записи одновременно)

178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»

111 «Текущий счет по внебюджетным средствам»

211 «Расходы по внебюджетным средствам»

260 «Фонд отдельных предметов в составе оборотных средств»

Поступил на склад мягкий инвентарь

(отражаются в учете две записи одновременно)

072 «Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь на складе»

178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»

200 «Расходы по бюджету»

260 «Фонд отдельных предметов в составе оборотных средств»

Принят к учету безвозмездно полученный мягкий инвентарь (отражаются в учете две записи одновременно)

072 «Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь на складе»

140 «Расчеты по финансированию из бюджета»

200 «Расходы по бюджету»

260 «Фонд отдельных предметов в составе оборотных средств»

Выдан со склада в эксплуатацию мягкий инвентарь

073 «Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь в эксплуатации»

072 «Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь на складе»

 

 

Маркировка мягкого инвентаря

При учете мягкий инвентарь маркируется.

Приказом (распоряжением) руководителя бюджетной организации назначается постоянно действующая комиссия по маркировке мягкого инвентаря, в которую обязательно входят руководитель бюджетной организации, работник бухгалтерии и заведующий складом (кастелянша).

Все предметы мягкого инвентаря сразу после поступления на склад маркируются заведующим складом в присутствии руководителя организации и работника бухгалтерии специальным штампом несмываемой краской без порчи внешнего вида предмета с указанием наименования организации.

На ПУД по оприходованию на склад бюджетной организации предметов мягкого инвентаря делается отметка о произведенной маркировке названных предметов за подписью лиц, участвующих в этом процессе, либо составляется отдельный акт о маркировке.

При выдаче со склада предметов мягкого инвентаря в эксплуатацию на них ставится дополнительный маркировочный штамп несмываемой краской (без порчи внешнего вида предмета) с указанием наименования организации, года и месяца выдачи их со склада.

Маркировочные штампы хранятся у руководителя организации (его заместителя) или главного бухгалтера (его заместителя) (ч.ч. 2 и 4 п. 4 Инструкции № 63).

Нормативными документами по учету белья в бюджетных организациях предусмотрено на каждом предмете рядом с маркировкой проставлять штамп-метку, содержащий условное обозначение структурного подразделения, в пользование которого такое белье выдается. Это необходимо для усиления ответственности за его использование. Штампы хранятся у кастелянши.

 

Выбытие мягкого инвентаря

Выдача предметов со склада в эксплуатацию стоимостью до одной базовой величины производится на основании ведомости выдачи материалов на нужды учреждения формы 410, свыше одной базовой величины – по накладной (требованию) формы 434. Предметы стоимостью до одной базовой величины за единицу (комплект) (за исключением посуды, кухонного и столового инвентаря) при отпуске их в эксплуатацию записываются на уменьшение фонда в предметах, учитываемых в составе оборотных средств и в учете, отражаются следующими бухгалтерскими записями:

К-т субсч. 070 «Предметы на складе»

Д-т субсч. 260 «Фонд отдельных предметов в составе оборотных средств».

Выбытие мягкого инвентаря, находящегося в эксплуатации, производится при полной изношенности на основании актов, утвержденных руководителем бюджетной организации.

При списании пришедших в негодность предметов мягкого инвентаря учитываются сроки их службы, утвержденные министерствами и другими органами государственного управления для бюджетных организаций.

Выбытие мягкого инвентаря происходит на основании акта о списании мягкого инвентаря.

Акты о списании мягкого инвентаря (как и другие первичные документы) должны составляться в соответствии с требованиями Закона № 57-З7. Форма акта утверждается учетной политикой организации. В акте следует указать причины, послужившие основанием для принятия решения о списании инвентаря, перечень мероприятий по исполнению решения о списании (утилизация, передача и др.), а также результаты проведенных мероприятий.

Обратите внимание! При списании мягкого инвентаря образуются ветошь, которая может использовать на хозяйственные нужды либо отходы, подлежащие сдаче на вторсырье.

Для принятия ветоши к бухгалтерскому учету созданная в организации комиссия производит ее оценку на основании информации о стоимости приобретения или стоимости аналогичных материалов, а также цены реализации.

Важно! Доходы от операций по сдаче вторичных материальных ресурсов признаются доходами от внебюджетной деятельности (абз. 3 подп. 7.1 п. 7 Положения № 641).

Всю образовавшуюся от списания мягкого инвентаря ветошь необходимо оприходовать на склад и учитывать согласно целям дальнейшего использования.

Пригодная ветошь приходуется на склад по весу и оценочной стоимости в качестве хозяйственного материала. Учет ветоши, предназначенной для использования в хозяйственных целях, в организациях ведется на субсч. 063 «Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности».

Непригодная ветошь как вторичные ресурсы подлежит сдаче заготовительным организациям. Оценку стоимости в данном случае целесообразно проводить исходя из стоимости возможной реализации согласно методу, закрепленному в учетной политике организации.

В результате списания мягкого инвентаря, как правило, отражается принятие к бухгалтерскому учету ветоши. При этом ветошь принимается к учету по рыночной стоимости, определяемой комиссией по поступлению и выбытию активов.

Выбытие (отпуск на нужды учреждения) мягкого инвентаря в бухгалтерском учете отражается по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости в зависимости от способа, закрепленного в учетной политике организации.

 

Бухгалтерские записи выбытия мягкого инвентаря, приобретенного за счет бюджетных средств:

№ п/п

Наименование хозяйственной

операции

Корреспонденция счетов

Д-т субсч.

К-т субсч.

1.

Выбытие по причине непригодности к дальнейшей эксплуатации

260 «Фонд отдельных предметов в составе оборотных средств»

073 «Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь в эксплуатации»

2.

Ветошь, полученная при списании мягкого инвентаря

063 «Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности»

140 «Расчеты по финансированию из бюджета» или

230 «Финансирование из бюджета»

 

При оприходовании ветоши от списания предметов мягкого инвентаря, ранее приобретенных за счет внебюджетных средств, производятся следующие бухгалтерские записи (п. 7 приложения к Инструкции № 63).

 

Бухгалтерские записи выбытия мягкого инвентаря, приобретенного за счет внебюджетных средств:

№ п/п

Наименование хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Д-т субсч.

К-т субсч.

1.

Ветошь, полученная при списании мягкого инвентаря для хозяйственных нужд

063 «Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности»

237 «Прочие источники»

2.

Выбытие по причине непригодности к дальнейшей эксплуатации

067 «Прочие материалы»

237 «Прочие источники»

 

Реализация ветоши заготовительной организации отражается в бухгалтерском учете следующими бухгалтерскими записями:

№ п/п

Наименование хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Д-т субсч.

К-т субсч.

1.

Реализация ветоши заготовительной организации

178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»

237 «Прочие источники»

(281 «Реализация других материальных ценностей»)

2.

Одновременно производится запись

237 «Прочие источники»

(281 «Реализация других материальных ценностей»)

067 «Прочие материалы»


1Постановление Минфина от 31.12.2008 № 208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь» (далее – постановление № 208).

2Постановление Минздрава от 23.02.2010 № 19 «Об утверждении Методического пособия по составлению бюджетной сметы организации здравоохранения, финансируемой за счет средств бюджета» (далее – постановление № 19).

3Постановление Минфина от 30.01.2009 № 8 «О порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет получателей бюджетных средств, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций».

4Постановление Совмина от 19.07.2013 № 641 «Об утверждении Положения о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации» (далее – Положение № 641).

5Постановление Минздрава от 21.10.2002 № 73 «Об установлении норм оснащения мягким инвентарем в государственных организациях здравоохранения Рес­публики Беларусь» (далее – постановление № 73).

6Инструкция по бухгалтерскому учету отдельных предметов в составе оборотных средств бюджетными организациями, утв. постановлением Минфина от 01.04.2004 № 63 (далее – Инструкция № 63).

7Закон от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности».

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений