Бухгалтерский учет мягкого инвентаря в бюджетных организациях
Порядок планирования расходов на мягкий инвентарьПорядок составления, рассмотрения и утверждения смет расходов бюджетных организаций, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций устанавливается Минфином.
По внебюджетным средствам бюджетные организации, так же как и по бюджетным, составляют сметы доходов и расходов внебюджетных средств в соответствии с бюджетной классификацией РБ согласно требованиям постановления № 2081.
Справочно: в учреждениях здравоохранения, определен порядок составления бюджетной сметы на содержание организации здравоохранения, финансируемой за счет средств бюджета и расчетов к ней постановлением № 19.
Нормы постановления № 19 распространяются на организации здравоохранения, финансируемые за счет средств бюджета, независимо от ведомственной принадлежности.
Постановлением № 735 установлены нормы оснащения мягким инвентарем:
– государственных больничных организаций;
– государственных амбулаторно-поликлинических организаций, амбулаторно-поликлинических подразделений государственных больничных организаций;
– домов ребенка;
– государственных организаций здравоохранения, оказывающих скорую (неотложную) медицинскую помощь.
Срок службы по каждому виду изделий мягкого инвентаря указан на все их количество, предусмотренное на одну койку, а при приобретении мягкого инвентаря определяется необходимое соотношение одежды, обуви по размерам и в зависимости от числа мужских, женских и детских коек.
Справочно: нормы оснащения мягким инвентарем приведены в приложении к постановлению № 73.
В соответствии с нормами подп. 4.1–4.5 п. 4 Инструкции № 63 к мягкому инвентарю относятся:
- белье (рубашки, сорочки, халаты и т.п.);
- постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, полотенца и т.п.);
- одежда и обмундирование, включая спецодежду (также в состав спецодежды входят и предохранительные приспособления);
- обувь, включая специальную;
- спортивная одежда и обувь.
Учет операций по выбытию и перемещению предметов ведется в накопительной ведомости по выбытию и перемещению отдельных предметов в составе оборотных средств формы 438 (мемориальный ордер 10), такая норма предусмотрена п. 3 Инструкции № 63.
Все предметы в эксплуатации должны находиться на хранении у лиц, ответственных за эксплуатацию и сохранность данных предметов. Эти лица обязаны учитывать предметы по наименованиям и количеству в книге формы М-17 или ведомости оперативного (количественного) учета формы 412 (п. 3 Инструкции № 63).
Мягкий инвентарь считается оприходованным после того, как на нем проставлены штампы с указанием наименования бюджетной организации. О произведенной маркировке делается отметка на приходном документе за подписью указанных лиц (подп. 4.5 п. 4 Инструкции № 63).
На основании ПУД производятся следующие записи хозяйственных операций:
Содержание |
Д-т субсч. |
К-т субсч. |
Приобретен мягкий инвентарь за счет бюджетных средств (отражаются в учете две записи одновременно) |
178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» |
100 «Текущий счет по бюджету» |
100 «Текущий счет по бюджету» |
140 «Расчеты 230 «Финансирование из бюджета» |
|
Приобретен мягкий инвентарь за счет внебюджетных средств (отражаются в учете две записи одновременно) |
178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» |
111 «Текущий счет по внебюджетным средствам» |
211 «Расходы по внебюджетным средствам» |
260 «Фонд отдельных предметов в составе оборотных средств» |
|
Поступил на склад мягкий инвентарь (отражаются в учете две записи одновременно) |
072 «Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь на складе» |
178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» |
200 «Расходы по бюджету» |
260 «Фонд отдельных предметов в составе оборотных средств» |
|
Принят к учету безвозмездно полученный мягкий инвентарь (отражаются в учете две записи одновременно) |
072 «Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь на складе» |
140 «Расчеты по финансированию из бюджета» |
200 «Расходы по бюджету» |
260 «Фонд отдельных предметов в составе оборотных средств» |
|
Выдан со склада в эксплуатацию мягкий инвентарь |
073 «Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь в эксплуатации» |
072 «Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь на складе» |
Маркировка мягкого инвентаря
При учете мягкий инвентарь маркируется.
Приказом (распоряжением) руководителя бюджетной организации назначается постоянно действующая комиссия по маркировке мягкого инвентаря, в которую обязательно входят руководитель бюджетной организации, работник бухгалтерии и заведующий складом (кастелянша).
Все предметы мягкого инвентаря сразу после поступления на склад маркируются заведующим складом в присутствии руководителя организации и работника бухгалтерии специальным штампом несмываемой краской без порчи внешнего вида предмета с указанием наименования организации.
На ПУД по оприходованию на склад бюджетной организации предметов мягкого инвентаря делается отметка о произведенной маркировке названных предметов за подписью лиц, участвующих в этом процессе, либо составляется отдельный акт о маркировке.
При выдаче со склада предметов мягкого инвентаря в эксплуатацию на них ставится дополнительный маркировочный штамп несмываемой краской (без порчи внешнего вида предмета) с указанием наименования организации, года и месяца выдачи их со склада.
Маркировочные штампы хранятся у руководителя организации (его заместителя) или главного бухгалтера (его заместителя) (ч.ч. 2 и 4 п. 4 Инструкции № 63).
Нормативными документами по учету белья в бюджетных организациях предусмотрено на каждом предмете рядом с маркировкой проставлять штамп-метку, содержащий условное обозначение структурного подразделения, в пользование которого такое белье выдается. Это необходимо для усиления ответственности за его использование. Штампы хранятся у кастелянши.
Выбытие мягкого инвентаря
Выдача предметов со склада в эксплуатацию стоимостью до одной базовой величины производится на основании ведомости выдачи материалов на нужды учреждения формы 410, свыше одной базовой величины – по накладной (требованию) формы 434. Предметы стоимостью до одной базовой величины за единицу (комплект) (за исключением посуды, кухонного и столового инвентаря) при отпуске их в эксплуатацию записываются на уменьшение фонда в предметах, учитываемых в составе оборотных средств и в учете, отражаются следующими бухгалтерскими записями:
К-т субсч. 070 «Предметы на складе»
Д-т субсч. 260 «Фонд отдельных предметов в составе оборотных средств».
Выбытие мягкого инвентаря, находящегося в эксплуатации, производится при полной изношенности на основании актов, утвержденных руководителем бюджетной организации.
При списании пришедших в негодность предметов мягкого инвентаря учитываются сроки их службы, утвержденные министерствами и другими органами государственного управления для бюджетных организаций.
Выбытие мягкого инвентаря происходит на основании акта о списании мягкого инвентаря.
Акты о списании мягкого инвентаря (как и другие первичные документы) должны составляться в соответствии с требованиями Закона № 57-З7. Форма акта утверждается учетной политикой организации. В акте следует указать причины, послужившие основанием для принятия решения о списании инвентаря, перечень мероприятий по исполнению решения о списании (утилизация, передача и др.), а также результаты проведенных мероприятий.
Для принятия ветоши к бухгалтерскому учету созданная в организации комиссия производит ее оценку на основании информации о стоимости приобретения или стоимости аналогичных материалов, а также цены реализации.
Всю образовавшуюся от списания мягкого инвентаря ветошь необходимо оприходовать на склад и учитывать согласно целям дальнейшего использования.
Пригодная ветошь приходуется на склад по весу и оценочной стоимости в качестве хозяйственного материала. Учет ветоши, предназначенной для использования в хозяйственных целях, в организациях ведется на субсч. 063 «Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности».
Непригодная ветошь как вторичные ресурсы подлежит сдаче заготовительным организациям. Оценку стоимости в данном случае целесообразно проводить исходя из стоимости возможной реализации согласно методу, закрепленному в учетной политике организации.
В результате списания мягкого инвентаря, как правило, отражается принятие к бухгалтерскому учету ветоши. При этом ветошь принимается к учету по рыночной стоимости, определяемой комиссией по поступлению и выбытию активов.
Выбытие (отпуск на нужды учреждения) мягкого инвентаря в бухгалтерском учете отражается по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости в зависимости от способа, закрепленного в учетной политике организации.
Бухгалтерские записи выбытия мягкого инвентаря, приобретенного за счет бюджетных средств:
№ п/п |
Наименование хозяйственной операции |
Корреспонденция счетов |
|
Д-т субсч. |
К-т субсч. |
||
1. |
Выбытие по причине непригодности к дальнейшей эксплуатации |
260 «Фонд отдельных предметов в составе оборотных средств» |
073 «Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь в эксплуатации» |
2. |
Ветошь, полученная при списании мягкого инвентаря |
063 «Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности» |
140 «Расчеты по финансированию из бюджета» или 230 «Финансирование из бюджета» |
При оприходовании ветоши от списания предметов мягкого инвентаря, ранее приобретенных за счет внебюджетных средств, производятся следующие бухгалтерские записи (п. 7 приложения к Инструкции № 63).
Бухгалтерские записи выбытия мягкого инвентаря, приобретенного за счет внебюджетных средств:
№ п/п |
Наименование хозяйственной операции |
Корреспонденция счетов |
|
Д-т субсч. |
К-т субсч. |
||
1. |
Ветошь, полученная при списании мягкого инвентаря для хозяйственных нужд |
063 «Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности» |
237 «Прочие источники» |
2. |
Выбытие по причине непригодности к дальнейшей эксплуатации |
067 «Прочие материалы» |
237 «Прочие источники» |
Реализация ветоши заготовительной организации отражается в бухгалтерском учете следующими бухгалтерскими записями:
№ п/п |
Наименование хозяйственной операции |
Корреспонденция счетов |
|
Д-т субсч. |
К-т субсч. |
||
1. |
Реализация ветоши заготовительной организации |
178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» |
237 «Прочие источники» (281 «Реализация других материальных ценностей») |
2. |
Одновременно производится запись |
237 «Прочие источники» (281 «Реализация других материальных ценностей») |
067 «Прочие материалы» |
1Постановление Минфина от 31.12.2008 № 208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь» (далее – постановление № 208).
2Постановление Минздрава от 23.02.2010 № 19 «Об утверждении Методического пособия по составлению бюджетной сметы организации здравоохранения, финансируемой за счет средств бюджета» (далее – постановление № 19).
3Постановление Минфина от 30.01.2009 № 8 «О порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет получателей бюджетных средств, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций».
4Постановление Совмина от 19.07.2013 № 641 «Об утверждении Положения о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации» (далее – Положение № 641).
5Постановление Минздрава от 21.10.2002 № 73 «Об установлении норм оснащения мягким инвентарем в государственных организациях здравоохранения Республики Беларусь» (далее – постановление № 73).
6Инструкция по бухгалтерскому учету отдельных предметов в составе оборотных средств бюджетными организациями, утв. постановлением Минфина от 01.04.2004 № 63 (далее – Инструкция № 63).
7Закон от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности».