Минтранс: «отвязать» госпошлину от техосмотра
Планы изменить порядок оплаты госпошлины, взимаемой за допуск автотранспортного средства к участию в дорожном движении, периодически будоражат общество. Вот и по поводу сообщения министра транспорта и коммуникаций Анатолия Сивака о том, что планируется «отвязать» ее уплату от техосмотра, в очередной раз вспыхнули дискуссии.
Понятно, почему эта тема интересует граждан: в городах почти в каждой семье есть автомобиль. Люди чаще всего задают два вопроса: сколько платить и куда идут собранные деньги?
Напомним, сейчас госпошлина рассчитывается исходя из массы автомобиля, не зависит от его года выпуска или марки и уплачивается до прохождения техосмотра в полном объеме.
В 2014 году этот платеж вводили под красивым лозунгом: «Сделаем местные дороги лучше!». И в Палате представителей скрепя сердце проголосовали, как выразился тогда один из депутатов, за «новый налог» с населения. Но вскоре выяснилось, что на местные дороги средств по-прежнему не хватает.
С тех пор ежегодно при подготовке и принятии закона о бюджете распределение дорожного сбора становится камнем преткновения. Начинается своего рода «перетягивание каната». У правительства находится много адресов, где, на взгляд чиновников, деньги нужнее. А депутаты постоянно общаются с избирателями, которые жалуются, что размер платежа ежегодно растет, но на качестве местных дорог это не сказывается.
Поэтому когда в парламент приходят члены правительства, неизбежно всплывает дорожная тема. В октябре 2017 г. во время такой встречи депутат Ольга Политико предложила оставлять в местных бюджетах около 70% поступлений от этого сбора (сегодня в них поступает лишь половина). В ходе дискуссии выяснилось, что план по сбору госпошлины был выполнен лишь в 2014 и 2015 гг., т.е. многие водители просто перестали проходить техосмотр.
С тем, что механизм уплаты госпошлины несовершенен, чиновники соглашаются. Так, в ноябре 2017 г. замминистра финансов Владислав Татаринович рассказал про разные варианты его изменения: привязку госпошлины к страховке, взиманию платы при фактическом использовании дорожной сети через BelToll или камеры фиксации скорости. Рассматривается и возможность уплаты госпошлины частями.
Анатолий Сивак 5 июня в интервью БелТА сообщил: проект документа по изменению механизма уплаты госпошлины разрабатывается в Минфине. Но каким он будет – пока неизвестно. Министр считает, что следует «отвязать» уплату пошлины от прохождения процедуры техосмотра: «Нам нужно сделать все, чтобы игнорирования техосмотра не было».
Предполагается, что порядок взимания госпошлины изменится с 1 января 2019 г.