$

2.1254 руб.

2.4175 руб.

Р (100)

3.1964 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

«Минималка» – 330 рублей? Профсоюзам этого мало

23.11.2018
«Минималка» – 330 рублей? Профсоюзам этого мало
Фото: Freepik

Размер минимальной заработной платы (МЗП) в Беларуси планируется поднять до 330 BYN с нынешних 305 BYN, или на 8,2%, заявила министр труда и соцзащиты Ирина Костевич, выступая на заседании Национального совета по трудовым и социальным вопросам, состоявшемся в штаб-квартире Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ) в понедельник, сообщает сайт ФПБ.

Простой расчет показывает, что это позволит приблизить наш главный социальный стандарт в области оплаты труда лишь к 95% минимального потребительского бюджета семьи из 4 человек (МПБ), установленного на период с 1 ноября 2018 г. по 31 января 2019 г. постановлением Минтруда и соцзащиты от 26.10.2018 № 78 (347,74 BYN), даже немного до него не дотянув. И хотя, по словам министра, проект соответствующего документа Сов­мина уже прошел согласование со всеми заинтересованными сторонами, кроме ФПБ, представители профсоюзов стоят на своем, требуя поднять «минималку» до уровня МПБ.

И их можно понять: в конце прошлого года мы все это уже проходили, и результаты нам хорошо известны. Тогда тоже постановлением Совмина от 28.12.2017 № 1022 МЗП подняли сразу на 40 BYN, или на 15,1%, с 265 до 305 BYN. При этом на тот момент «минималка» составляла 93,8% от действующего МПБ. Казалось бы, все замечательно, и мы уверенно двигаемся в сторону уравнивания этих двух показателей.

Однако, поскольку размер МЗП у нас традиционно пересматривается лишь один раз в год – перед новогодними праздниками, а МПБ, привязанный к «корзине» тщательно отобранных потребительских товаров и услуг, – раз в квартал, уже в ноябре это соотношение упало до «жалких» 87,7%. Поэтому уже сейчас можно прогнозировать повторение пройденного и в следующем году.

Этим и объясняется желание профсоюзов поднять размер «минималки», что называется, с запасом, чтобы последующий рост цен, который, понятное дело, потянет за собой и величину МПБ, не уронил их соотношение слишком сильно.

Упоминались на заседании и другие не выполненные властями социальные обещания, реализация которых откладывается на следующий год. Так, несмотря на тот факт, что тарифная ставка первого разряда для оплаты труда работников бюджетных и приравненных к ним организаций повышалась в этом году дважды, а также принимались меры по увеличению оплаты труда для отдельных категорий бюджетников (в частности, в сферах здравоохранения и образования), средняя зарплата в бюджетной сфере за январь–сентябрь т.г. достигла лишь 719 BYN, что составляет только 74,6% от средней зарплаты по стране вместо заявленных в качестве цели 80%.

С пенсиями ситуация аналогичная, что не преминули напомнить министру. Так, зампредседателя ФПБ Елена Манкевич привела цифры, которые говорят сами за себя: за январь–сентябрь текущего года (опять же, несмотря на все пересмотры размеров пенсий) соотношение средней пенсии по возрасту и средней зарплаты в стране составило лишь 36,5%, и это при 38% в гораздо менее благополучном 2017-м, не говоря уже о 40,5% в 2016 году.

Конечно, на совещании упоминались и позитивные факты, такие как неплохое финансирование социальной сферы, включая строительство жилья для тех, кто в нем нуждается. Однако по его итогам стало ясно – работы, как говорится, непочатый край, и рас­слабляться после отдельных успехов правительству не придется.

Автор публикации: Дмитрий КОРШУНОВ