Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №38(2732) от 24.05.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.205
EUR:
3.4758
RUB:
3.5495
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Минфин готовит ряд изменений в законодательство о ценных бумагах

Фото: neg.by

Минфин продолжает совершенствовать законодательство, регулирующее отношения в сфере ценных бумаг. На общественное обсуждение вынесены сразу два постановления, которые вносят изменения в Закон от 18.07.2022 № 197‑3 «Об изменении законов по вопросам рынка ценных бумаг» (далее – Закон № 197-З). 

Квалификационный инвестор: инструменты определены, критерии все еще ждем

Проектом постановления «О некоторых вопросах рынка ценных бумаг» Минфин продолжает готовить правовую почву для появления в РБ новых инвестиционных инструментов. Напомним, что в соответствии с Законом № 197-3, который вступит в силу 23 июля 2023 г., в Беларуси должны появиться новые инвестиционные инструменты – структурные и депозитарные облигации, предназначенные для привлечения капитала и предполагающие участие инвес­тора в рисках эмитента.

Кроме того, Законом № 197-3 вводится институт квалифицированного инвестора (КИ), предназначенный для ограничения доступа участников рынка к отдельным видам ценных бумаг. Обозначив круг институциональных инвесторов, которые автоматически получили статус КИ, Минфин отложил определение требований к получению статуса КИ для остальных участников рынка на более поздний срок. В разряд отложенных вопросов тогда же попало и определение перечня ценных бумаг, сделки с которыми вправе осуществлять только КИ.

Рассматриваемый проект вносит необходимые уточнения в отложенные вопросы. В перечень ценных бумаг, приобретение которых будет требовать от участника рынка ценных бумаг наличия статуса КИ, включены структурные облигации, а также депозитарные облигации в случае наличия у их эмитента кредитного рейтинга ниже уровня «by.BBB+» по национальной рейтинговой шкале, присвоенного рейтинговым агентством. Соответственно, депозитарные облигации эмитента с рейтингом «by.BBB+» или выше будут доступны всем участникам рынка без ограничений. При этом если участник рынка ценных бумаг по каким-то причинам утратит статус КИ, он не сможет приобретать названные ценные бумаги, за исключением случаев универсального правопреемства, а также случаев их приобретения в рамках сделок РЕПО или их выкупа эмитентом.

Вместе с тем требования для получения статуса КИ иными участниками рынка остались неопределенными. Возможно, уточнения по этим вопросам появятся позже, когда Минфин сможет определить критерии для получения данного статуса. Как показывает международная практика, такими критериями могут быть подтверждение инвесторами своей финансовой состоятельности или наличие у них профессиональных знаний, которые регулятор контролирует через прохождение инвесторами специального тестирования, организованного при посредничестве проф­участников рынка ценных бумаг.

Вместе с перечисленными изменениями Минфин уточнил критерии для определения конечного бенефициара эмитентов и проф­участников рынка ценных бумаг в целях надлежащего раскрытия информации, отслеживания признаков косвенного (через третьих лиц) владения имуществом для соблюдения требований действующего законодательства.

Снижение финансовых требований и оптимизация отчетности

Второй проект НПА – «Об изменении постановлений Министерства финансов Республики Беларусь» – также разработан во исполнение отдельных положений Закона № 197-З. Его нормы вносят изменения в ряд ведомственных постановлений по вопросам развития рынка ценных бумаг. Из наиболее существенных новаций отметим снижение требований финансовой достаточности для профучастников рынка ценных бумаг. Как следует из обоснования проекта НПА, основной причиной такого шага стало снижения доходов небанковских профучастников из-за падения деловой активности на белорусском фондовом рынке.

В целях оптимизации представляемой участниками рынка ценных бумаг периодической отчетности вносятся изменения в порядок предоставления и раскрытия информации.

Так, принято решение о прекращении представления регулятору информации, которая раскрывается эмитентами и профучастниками публично (бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках). А в целях аккумулирования информации, представляемой эмитентами облигаций, предусматривается введение новой формы, которая позволит исключить представление дополнительного документа в виде информации об аудиторском заключении по бухгалтерской и (или) финансовой отчетности.

Ряд новаций продиктован соображениями повышения качества предоставляемой информации. Например, для эмитентов облигаций вводится норма о раскрытии не только облигаций, выпущенных на территории Беларуси, но и за ее пределами, что позволит инвесторам более полно оценивать объем имеющихся у компании обязательств.

***

Проекты НПА, подготовленные Минфином, показывают, что регулятор в соответствии с намеченным планом продолжает работу по большому обновлению законодательства о ценных бумагах, которое вступит в силу с 23 июля 2023 г. При этом концепция остается прежней: делается ставка на появление инструментов для привлечения на рынок новых участников и совершенствование отношений в треугольнике «профучастник – эмитент – инвестор» для удержания прежних вкладчиков.

Вместе с тем рынок продолжает стагнировать, а динамика активности участников рынка – снижаться. Остается надеяться, что стимулы, задуманные регулятором, смогут если не обратить вспять текущие процессы, то хотя бы их замедлить.


Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений