Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2339
EUR:
3.4717
RUB:
3.5067
Золото:
241.08
Серебро:
2.85
Платина:
94.2
Палладий:
102.83
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Маркетплейсы в Беларуси: развитие бурное, регулирование – на подходе

Фото: freepik.com

Данные этого года говорят об интенсивном росте показателей деятельности российских маркетплейсов в Беларуси. Относительно новый канал продаж оказался нужен как населению, так и бизнесу.

Быстрорастущий тренд

Алексей Богданов.jpg
  Алексей Богданов

Заметная активность российских маркетплейсов в Беларуси приводит к тому, что регулятор в лице Министерства антимонопольного регулирования и торговли разрабатывает соответствующую законодательную базу.

В высокой степени готовности находятся изменения в Закон от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь». В документ будут включены основополагающие принципы работы интернет-торговли, в т.ч. маркетплейсов, сообщил министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов, отвечая на вопросы «ЭГ» в кулуарах сентябрьского форума «Трейд Диалог».

Замминистра антимонопольного регулирования и торговли Нина Емельянова, выступая 21 сентября на форуме предпринимателей в Минске, организованном Ozon, отметила, что «наши потребители склоняются в своем выборе к покупкам на маркетплейсах». В то же время она констатировала, что в белорусском законодательстве до сих пор отсутствует само понятие «маркетплейс». 

«Время требует того, чтобы мы этот термин зафиксировали в нормативных актах», – подчеркнула Н. Емельянова.

Нина Емельянова.jpg

   Нина Емельянова

Российские онлайн-площадки, избравшие путь активного освоения рынка Беларуси, сейчас быстро набирают обороты. Граждане находят там богатый (сотни миллионов) выбор товаров, субъекты хозяйствования – новых клиентов (исчисляющихся десятками миллионов).

Так, в маркетплейсе Ozon представлено более 200 млн товарных наименований, на нем присутствуют около 300 тыс. продавцов и около 40 млн покупателей по всему миру, и на них ориентированы в т.ч. и белорусские селлеры.

Маркетплейс Wildberries, в свою очередь, заявляет, что на его складах находится 500 млн товаров, а сеть платформы включает 30 тыс. пунктов выдачи заказов в 8 странах, что также привлекает интерес белорусских предпринимателей.

На Ozon уже вышли более 3,5 тыс. субъектов хозяйствования из Беларуси.

«Количество продавцов из Беларуси с начала 2023 г. выросло у нас в 5 раз. Покупателей в Беларуси у нас стало больше тоже в 5 раз», – рассказал на форуме предпринимателей коммерческий директор Ozon в Беларуси Александр Абрамов.

Александр Абрамов.jpg
   Александр Абрамов

За 1-е полугодие объем продаж маркетплейса в Беларуси увеличился в 2 раза, и к концу 2023 г. Ozon планирует нарастить продажи в 2,5 раза по отношению «к тому показателю, который мы уже показали», поделился А. Абрамов.

Маркетплейс Wildberries также занимает в Беларуси серьезные позиции. В нашей стране у платформы насчитывается 15,4 тыс. зарегистрированных продавцов, количество которых с начала 2023 г. увеличилось на 30%.

Продажи из Беларуси (от различных белорусских продавцов) на Wildberries во всех странах присутствия онлайн-площадки с января по август 2023 г. составили 967,6 млн руб., что на 74% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Многие уже там. Даже госкомпании

В топ белорусских брендов по объему продаж на Wildberries в 2023 г. попала продукция Mark
Formelle, Milavitsa, Avalon, Relouis, Conte, «Ами Мебель». Среди продовольственных товаров высокими объемами продаж на данной онлайн-платформе выделяются кондитерские фабрики «Коммунарка» и «Спартак», а также производители молочной и мясной продукции: «Квинфуд» (ТМ «Гродфуд»), «Березовский мясоконсервный комбинат», «Беллакт», «Рогачевский ММК».

Денис Семенков.jpg
    Денис Семенков

Как видим, даже белорусские госкомпании, приверженные использованию традиционных каналов реализации продукции, уже активно осваивают маркетплейсы.

Показатели продаж популярных белорусских брендов в этом году по сравнению с прошлым выросли в разы, сообщил на форуме «Трейд Диалог» Денис Семенков, директор ООО «ИМВБРБ», представляющего интересы Wildberries в Беларуси.

С января по июнь 2023 г. в топ-10 динамично растущих категорий белорусских товаров на Wildberries вошли: садовые инструменты (+573% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г.), бытовая техника (+526%), сантехника
(+265%), аксессуары для обуви (+220%), товары для малышей (+186%), товары для отдыха и кемпинга (+172%), строительные инструменты
(+157%), пищевые продукты (+152%), канцелярские товары (+155%), хозяйственные товары (+127%).

В топ-5 самых продаваемых белорусских товаров (в денежном выражении, BYN) на этой интернет-площадке в 1-м полугодии оказалась одежда (151,6 млн руб.), косметика и парфюмерия (88,7 млн), белье (48,1 млн), товары для дома (35,1 млн), игрушки (25,5 млн).

Благодаря маркетплейсу экспорт белорусской продукции в Армению в 1-м полугодии вырос на 174%, Кыргызстан – на 143%, Казахстан – на 56%, Россию – на 48%.

Выходя на маркетплейс, помните о налоговом планировании

«ЭГ» попросила экспертов пояснить причины высокой популярности маркетплейсов в Беларуси и рассказать о проблемах, с которыми сталкиваются белорусские селлеры, торгуя на российских онлайн-площадках.

Ольга Иваненко, учредитель и коммерческий директор компании «БизнесСтарт»:

Ольга Иваненко.jpeg
     Ольга Иваненко

– Ковидная история привела к росту популярности онлайн-продаж во всем мире. Соответственно, и белорусские производители, и белорусские селлеры начали активнее выходить в онлайн, поскольку платежеспособная аудитории стала концентрироваться там.

Кстати, учитывая повышающийся интерес наших предпринимателей к маркетплейсам, мы организуем 24–25 октября в Минске крупный международный форум, на котором представители онлайн-площадок и бизнеса смогут делиться экспертизой и трендами.

Интерес белорусских компаний к работе на маркетплейсах растет, и эта тенденция будет сохраняться. Однако существует иллюзия, по разным причинам широко распространенная в интернете, будто работать на маркетплейсе быстро и просто.

Может быть, это в чем-то и проще, если сравнивать, например, с усилиями, которые требуется потратить для начала сотрудничества белорусских производителей с крупными российскими торговыми сетями. Однако в целом лозунг о том, что бизнес на маркетплейсах построить легко, – это глубокое заблуждение. Данные аналитических платформ говорят о том, что выживают на онлайн-площадках далеко не все селлеры.

Калькуляторы на маркетплейсах позволяют оценить перспективы работы на них лишь на поверхностном уровне, хотя и это неплохо. Для полноценного анализа работы на маркетплейсе юнит-экономику (совокупность показателей успешности какого-либо направления бизнеса) необходимо считать глубоко. И учитывать не только текущие условия работы на онлайн-площадке, но и будущие.

В частности, все идет к тому, что маркетплейсы, понимая растущую значимость их деятельности, будут поднимать вопрос о повышении своего вознаграждения, в т.ч. комиссионного. Кроме того, на онлайн-площадках постоянно растет конкуренция.

Таким образом, чтобы бизнесу быть успешным при работе на маркетплейсах, необходимо просчитывать эти вызовы, а для этого требуется глубокий финансовый и маркетинговый анализ.

Также обязательно следует учитывать налоговые обязательства. Сегодня российские компании имеют больше возможностей (в части продвижения и представленности на многих складах) для работы на маркетплейсах, чем белорусские. Как следствие, наши предприниматели в ряде случаев задумываются и открывают юрлица на территории РФ. Однако в тот же момент появляются серьезные фискальные риски.

Управление российским юрлицом с территории Беларуси, если это будет доказано, вынудит уплатить с российских доходов налоги в двойном размере (в белорусский и российский бюджет). А если российская компания будет полностью самостоятельной в принимаемых решениях, все равно существуют риски нарушения трансфертного ценообразования при поставках белорусских товаров взаимозависимому юрлицу в РФ.

Вера Солянкова, налоговый консультант, соучредитель компании «Директ Актив»:

Вера Солянкова.jpg
      Вера Солянкова

– В Беларуси появляется множество пунктов самовывоза, которые выдают приобретенные на маркетплейсах товары белорусским потребителям. Соответственно, белорусским продавцам в ряде случаев может быть проще реализовать товар на маркетплейсе, чем открывать свой интернет-магазин, организовывать собственную дистрибуцию и арендовать помещения для выдачи заказов. И, конечно, работа на российских онлайн-платформах многим нашим предпринимателям нужна для организации продаж товаров в России.

Все это стимулирует выход белорусского бизнеса на маркетплейсы. Однако важно понимать возможные трудности и риски, связанные в т.ч. с уплатой налогов.

Например, до недавнего времени один из крупных российских маркетплейсов не предоставлял белорусским селлерам информацию о продажах отдельно по Беларуси. Отчеты говорили лишь о том, что продукция была отправлена покупателю с российского склада. А некоторые бухгалтеры, к сожалению, вообще не вникают в отчеты маркетплейсов.

В результате белорусский продавец ошибочно классифицировал такой оборот как оборот по реализации товаров, местом реализации которых не является территория Беларуси. Это ведет к неуплате налогов в белорусский бюджет, и, когда такие факты выявляются, штрафные санкции неизбежны.

Также фискальные обязательства могут возникнуть в случае, когда белорусский селлер пользуется маркетинговыми и рекламными услугами маркетплейса, а местом реализации является Беларусь.

Стоит также иметь в виду, что нередко онлайн-платформы наказывают продавцов за нарушения условий договора. Доходы нерезидента в виде штрафов (подп. 1.7 п. 1 ст. 189 НК РБ) за нарушение условий договоров облагаются налогом на доходы у белорусского селлера.

Таким образом, нарушив условия договора с российским маркетплейсом, белорусский продавец может не только потерять часть вознаграждения, но и будет обязан заплатить в бюджет РБ налог на доходы.

Поэтому, выстраивая бизнес на маркетплейсе, важно заниматься налоговым планированием, чтобы оценить потенциальные фискальные обязательства, которые могут возникнуть. И, конечно, стоит помнить, что в случае реализации товаров на территории Беларуси наши селлеры, которые работают через российские онлайн-площадки, обязаны соблюдать постановление № 713 о ценовом регулировании.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by