Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2339
EUR:
3.4717
RUB:
3.5067
Золото:
241.08
Серебро:
2.85
Платина:
94.2
Палладий:
102.83
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Тенденции во внутренней торговле: покупатели экономят, ретейлеры затягивают пояса, регулятор готовит изменения в законодательство

Фото: freepik.com

В 2022 г. розничная торговля оказалась в непростом положении, столкнувшись со снижением покупательской способности населения и введением ценового регулирования, однако смогла перестроиться и адаптироваться к новым реалиям. В текущем году розничный товарооборот активно восстанавливается – его рост за 7 месяцев составил 5,2%. Так вышло, что площадкой для подведения итогов развития внутренней торговли стал III Международный форум «Трейд Диалог», который прошел 5 сентября 2023 г. при поддержке Министерства антимонопольного регулирования и торговли.

Изменение поведения покупателей и дефицит кадров

Застенский 2.jpg
      Андрей Застенский

Наиболее интересным выступлением стал доклад Андрея Застенского, первого заместителя генерального директора УП «Белвиллесден» (торговая сеть «ГИППО»), который рассказал об актуальных изменениях на потребительском рынке. Он подтвердил, что в 2022 г. падение реальных доходов населения сказалось на поведении покупателей – лишь в текущем году ситуация изменилась к лучшему (за исключением столицы).

Но, несмотря на позитивные тенденции, доля белорусов, которые стараются экономить, все еще остается высокой – 77%. На фоне снижения доходов покупатели переходят на более дешевые марки товаров, активно ищут промопредложения, посещают большее число магазинов вместо покупки необходимых товаров в одном месте. Так, если в 2019 г. покупатель посещал в среднем 2,95 магазина в месяц, то в 2023 г. – 4,75. 75% опрошенных экономят на приобретении новой одежды, 64% – на развлечениях, 53% – на замене предметов домашнего обихода и покупке электроники.

Покупатель меняет привычную модель поведения: чаще ходит в магазины, растягивая покупки, покупает меньше товаров за один поход, переходя от модели «большой закупки» к «купить продуктов к ужину». При этом растет доля готовой еды, что косвенно может говорить о нехватке свободного времени для приготовления пищи. Сокращается доля промопродаж. Так, если на пике февраля 2022 г. она достигала 29,2%, то в ноябре 2022 г. после усиления госрегулирования она снизилась до 16,2%, а в последние месяцы колеблется в диапазоне 20–25%.

Статистический портрет покупателя торговой сети выглядит следующим образом: чаще всего в магазины ходят женщины (68,1%), более трети товарооборота (36,7%) приходится на возрастную категорию старше 55 лет, а более широкая возрастная категория (45 лет и старше) охватывает почти 60% покупателей сети. В крупный формат супермаркета покупатели ходят в среднем 1–3 раза в месяц, в средний формат – 2–5 раз в месяц.

Снижению покупательской способности содействует демографическая ситуация, складывающаяся в Беларуси: падение доли трудоспособного населения на фоне снижения общей численности, что еще больше обостряет дефицит трудовых ресурсов.

Несмотря на то, что нехватка кадров стимулирует ретейл к автоматизации, оптимизации процессов и увеличению инвестиций в технологии, ситуация с персоналом остается больной темой для отрасли. Особенно остро не хватает пекарей, кондитеров, продавцов, кассиров, грузчиков, комплектовщиков и других рабочих специальностей в отрасли.

Ассортимент сокращается, традиционные каналы находятся под давлением

Под давлением неблагоприятных внешних факторов произошли значимые изменения в составе поставщиков товара, существенно изменились коммерческие условия (одностороннее сокращение отсрочки, переход на предоплату, отмена стимулирующих выплат, снижение промопредложений и т.д.), усложнились логистические цепочки, произошла ротация и значительное сужение ассортимента.

Как отметил докладчик, количество поставщиков в сегменте бытовая техника и средства связи сократилось на 22%, рыба и морепродукты – 17%, товары для сада – 16%, молочная продукция – 13%, продукты животного происхождения – 21%. За период 2022–2023 гг. из розничной торговли пропало более 10 тыс. товарных позиций. Их частично удалось заместить, но в целом ассортимент сократился более чем на 5% за счет ухода иностранных производителей. Белорусские предприятия лишь в малой доле заместили ассортимент ушедших игроков. В топ-5 категорий по потере ассортимента в 2023 г. по отношению к 2021 г. попали игрушки (сокращение на 21,5%), овощи и фрукты (15,8%), товары для домашних животных (15,3%), детское питание (14,9%), рыба и морепродукты (14,1%).

Под влиянием новых тенденций меняются и каналы продаж. Если еще в 2020 г. основным каналом продаж оставались супермаркеты и гипермаркеты с долей товарооборота 93%, то в 2023 г. их доля снизилась до 56% за счет развития сегментов онлайн-магазинов (11%), специализированных магазинов парфюмерии, бытовой химии и хозтоваров (15%), дискаунтеров (9%). Наибольшую угрозу для традиционных форматов продаж представляет сегмент онлайн-магазинов и маркетплейсов, который растет самыми высокими темпами.

Согласно информации, предоставленной А. Застенским, доля пяти крупнейших продуктовых сетей Беларуси составляет 38% товарооборота. В Германии данный показатель равен 75%, в Польше – 62%, в России – 34%. При этом лидер белорусского рынка – торговая сеть «Евроопт», доля которой оценивается в 19%, крупнее ближайших игроков почти в 5 раз. Вместе с тем доля сетевого ретейла в Беларуси меньше, чем в соседних странах, так что пространство для развития еще есть.

В заключение своего доклада первый заместитель генерального директора УП «Белвиллесден» отметил, что в совокупности указанные факторы оказывают давление на финансовую модель предприятий розничной торговли, выводя их на грань устойчивости и рентабельности. Влияние негативных внешних факторов усугубляет данную ситуацию и создает «эффект ножниц»: доходы организаций торговли сокращаются, а расходы растут. Средняя рентабельность розничных продуктовых сетей и так составляет 1–3% по чистой прибыли, из-за чего при государственном регулировании внутренней торговли нужен аккуратный и взвешенный подход.

МАРТ готовит новые изменения в законодательство о торговле

В ходе выступления представителей МАРТ стало известно о подготовке изменений в законодательство, регулирующее внутреннюю торговлю. Как сообщил журналистам министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов во время своего выступления на форуме, в настоящее время регулятором подготовлены изменения в закон о торговле, в котором на законодательном уровне будут расширены возможности для интернет-участников рынка. Документ находится в высокой степени готовности, сообщается, что в него внесены основополагающие принципы для интернет-торговли, в т.ч. определяющие условия деятельности маркетплейсов. После принятия закона МАРТ разработает соответствующие нормативные правовые акты, которые опишут условия работы для новых организаций, появляющихся в последние годы, и в целом будут регулировать цифровую сферу в торговле более детально.

Любопытно, что ранее, 1 сентября 2023 г., МАРТ организовал встречу с представителями компании Wildberries. Как отметил на мероприятии Алексей Богданов, главными факторами успешной работы маркетплейса являются «соблюдение национального законодательства и налаживание действенной обратной связи с покупателями по волнующим их вопросам». Вероятнее всего, регулятор организовал встречу для решения проблемы платного возврата вещей, которая вызвала много жалоб на действия маркетплейса со стороны клиентов.

Ранее сообщалось, что МАРТ готовит проект нормативного правового акта, который будет регулировать расположение товаров на полках, чтобы отечественная продукция находилась в зоне доступа – для удобства покупателей. Кроме того, в постановление Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен» будут внесены корректировки, способствующие стимулированию продаж белорусской продукции.

В целом стоит ожидать, что часть нововведений, которые планируются в профильное законодательство, будет направлена на увеличение доли товаров отечественного производства в ассортименте магазинов. Когда примут анонсированные изменения – не сообщается.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by