«Заменят ли маркетплейсы торговые центры?»

С начала пандемии в 2020 году популярность маркетплейсов начала расти с невероятной скоростью, в то время как рынок торговой недвижимости ощутил значительный упадок и снижение посещаемости в торговых центрах.
Стоит ли ритейлу переходить в онлайн и что ждет торговые центры в ближайшие годы – решили узнать у аналитика ООО «Коллиерз Интернешнл Консалтинг» Дмитрия Соловых.
Начнем с итогов 2022 года в сфере розничной торговли: в городе Минске динамика РТО (Розничный товарооборот) составила минус 8% (по всей Республике Беларусь цифра более приятная – всего - 3,7%), непродовольственная группа товаров ушла в минус более значительно – на 11,2%.
По итогам I квартала 2023 года РТО остался в минусе и зафиксировался на уровне - 3,5%. В абсолютных цифрах розничный товарооборот составил 16,6 млрд рублей. Однако отмечена положительная динамика на I квартал 2023 в товарообороте общественного питания, которая составила 109,8% в сопоставимых ценах к уровню I квартала 2022 года, что составило 1,1 млрд рублей в абсолютных цифрах.
Очевидно, падение розничного товарооборота замедлится, есть предпосылки к тому, чтобы со II-го квартала 2023 года динамика вернулась к положительной.
Обнадеживающие прогнозы для ритейла Беларуси радуют, но что же с посещаемостью торговых площадок?
Что касается посещаемости торговых центров за 2022 год, то, например, этот показатель в РФ уменьшился на 25%, на что в значительной мере повлиял уход крупных мировых брендов с российского рынка.
А вот рынок современной крупноформатной торговой недвижимости города Минска оказался более устойчив к происходящим в 2022 году изменениям. В наиболее успешных торговых центрах посещаемость к концу года практически вернулась к уровню доковидного 2019 года.
Как повлиял уход мировых брендов на развитие маркетплейсов?
Онлайн-продажи на конец 2022 года выросли на 9,2%. Хотя прогнозируемый прирост был значительно выше. Среди лидеров продаж можно выделить следующие категории – одежда (14,2%), обувь (6%), компьютеры (4,2%), игры и игрушки (3,6%) и бытовые электротовары (3,5%).
Но, все ли так радужно с продажами на маркетплейсах?
С уходом западных брендов прирост продавцов маркетплейсов увеличился, с ним увеличилась и конкуренция на площадках онлайн-торговли, а также усложнилась работа для продавцов. Сегодня перед компаниями встает череда вопросов, которые необходимо им решить, прежде чем разместиться на маркетплейсе. Это и проведение анализа о наиболее востребованных товарах, определение способов публикации листингов, форматов работы с каталогами на площадке, организация работы с заказами – обработка, упаковка, отправка, доставка, работа с отзывами на платформах. Выдержать конкуренцию способны далеко не многие и размер операционных расходов на реализацию процесса онлайн-продаж значительно увеличился.
В апреле 2023 года в Москве прошла выставка NatMallExpo, которая собрала под своим крылом крупные бренды из мира ритейла и представителей торговых центров со всего СНГ. Представители ООО «Коллиерз Интернешнл Консалтинг» также побывали на данной выставке, посетив конференции со спикерами из мира ритейла и, главная мысль, о которой в голос говорили ритейлеры – это то, что оффлайн продажи не исчезают и не уходят преимущественно в сторону маркетплейсов и онлайн-платформ. Это история про синергию разных площадок и их взаимодействие для повышения продаж, лояльности к бренду, и увеличения LTV от покупателей. (LTV (Lifetime Value) — это прибыль, которую приносит вам пользователь за всё время работы с ним). Крупные бренды говорят о важности взаимодействия источников реализации между собой. Что же касается торговых центров, то их задача смещать акцент в сторону развлечений.
Как вы оцениваете работу оценку торговых центров Минска. Можете сделать прогнозы на их дальнейшую судьбу и развитие?
Структура торговых центров в Минске, как раз стала все больше соответствовать мировым тенденциям развития: снижается доля гипермаркетов и магазинов электроники и бытовой техники (минус 4 п.п. за год), растет доля объектов общественного питания, досуга и развлечений (годовой рост 5 п.п). Из этого следует, что торговые центры трансформируются из «места для покупок» в «пространства для досуга и увлекательного времяпрепровождения», что никакой маркетплейс предоставить не может. Так развлекательная составляющая в столице Беларуси пополнилась ледовым катком в ТРЦ DiaMond City, кинопространством «Moon» и «Синемариум» в ТРЦ Palazzo, заработал фудмолл «Конкорс» в ТРЦ Galileo, а в ТРЦ «Титан» заработал музей популярной науки «Квантум». Строящиеся торговые центры также учитывают сложившуюся тенденцию. Так, строящийся возле станции метро «Партизанская» МФК PRIZMA заявляет в своем инстаграм (Instagram.com/prizmaminsk), что создаст для жителей города семейный активити-парк с лабиринтами, развлечениями для всей семьи, комнатами для проведения дней рождений, собственным кафе с большой зоной посадки и кинотеатром на несколько залов. Площадь данного пространства займет примерно 4000 кв. м., что составляет практически 20% от общей площади ТРЦ и это, не учитывая зоны фудкорта и ресторанных двориков по всему ТРЦ.
А вот торговые центры, не отвечающие современным тенденциям, постепенно «вымирают» вместе со своими арендаторами, уступая место объектам, соответствующим современным тенденциям.